Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5264

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Средовые факторы. К ним, в частности, относятся условия труда
и быта. В тех случаях, когда они неблагоприятны, происходит их отри-
цательное влияние на развитие психических болезней. Они способству-
ют их затяжному развитию, препятствуют наступлению ремиссий, ухуд-
шают их качество в тех случаях, когда ремиссии наступают. Еще в нача-
ле прошлого века J.P.Falret отмечал, что прогноз психических болезней
у женщин хуже, чем прогноз у мужчин, в связи с тем, что заболевшая
женщина обычно находится в худших средовых условиях, чем мужчина.
В настоящее время это положение распространяется, например, на жен-
щин, больных алкоголизмом. Неблагоприятное его развитие у многих из
них определяется в значительной мере средовыми факторами.

О том, как средовые факторы способны видоизменять картину тяже-
лого психоза, свидетельствует такой факт. В 20 —30-е годы текущего
столетия в тех психиатрических больницах, например, в Орловской,
Костромской и др., где больные регулярно привлекались к трудовой де-
ятельности, в частности, к сельскохозяйственным работам, затяжные и
тяжелые кататонические состояния встречались относительно нечасто.

327



ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ ДИАГНОСТИКИ. При

диагностическом анализе психического статуса и особенностей разви-
тия болезни, а также при рассмотрении оказывающих на них влияние,
привходящих патогенетических факторов, психиатры, чаще всего, со-
вершают две основные ошибки.

Во-первых, вместо квалификации психических расстройств и ана-
лиза особенностей их развития во времени приводится сжатое повторе-
ние анамнестических сведений и психического статуса с использовани-
ем частично их описания, частично их квалификации — без заключи-
тельного вывода, сформулированного в психиатрических терминах.
Таким образом, анализ болезни подменяется ее эпикризом.

Во-вторых, вместо тщательного выявления в статике и динамике су-
ществующих у больного позитивных и негативных психопатологичес-
ких симптомов, главное внимание уделяется поискам и рассмотрению
возможных причин их возникновения. При этом психиатр прежде всего
стремится не к тому, чтобы выяснить, что происходит с больным, а хо-
чет знать, почему возникло такое расстройство. В первую очередь ищут
причинно-следственные связи между предшествующими экзогенными
вредностями и возникшими психическими расстройствами, т.е. возмож-
ность прямолинейного объяснения причины и следствия. На этом осно-
вании устанавливается нозологический диагноз. Диагностика в подоб-
ных случаях нередко становится упрощенной. Если возникновению ос-
трого бредового психоза предшествовала психическая травма, то это
реактивный параноид; если черепно-мозговая травма, то — травмати-
ческий психоз; если имеется алкоголизм, то это — алкогольный психоз
и т.д. При такого рода диагностике существующие у больного психо-
патологические расстройства выявляются неполностью и не подверга-
ются необходимой оценке. Следствием являются недостаточные или
просто ошибочные меры медицинского и социального характера. Здесь
опять уместно вспомнить слова
W.Griesinger'a, сказанные более 100 лет
тому назад: "Психиатрия знает только совокупность симптомов, про-
исхождение их знает только приблизительно, а механизма совсем не
знает".* Для психиатрии сегодняшнего дня это высказывание все еще
является актуальным.

ПОЛНЫЙ ИЛИ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ. Изучение всех
клинических особенностей проявлений болезни делает возможным обо-
снование методического или полного диагноза (Василенко В.Х., 1966;

Снежневский А.В., 1970). Полный диагноз отражает не только нозоло-
гическую принадлежность болезни, но и позволяет видеть особенности
ее проявлений у конкретного больного, т.е. сделать заключение об ин-
дивидуальном диагнозе.

Предпосылкой к установлению полного диагноза является не толь-
ко методическое исследование больного и число находящихся в распо-
ряжении психиатра клинических фактов, но и его способность выявить
самые различные комбинации встречающихся расстройств. Это дости-
гается, в частности, умением последовательно и неоднократно прово-
дить анализ и обобщение одних и тех же клинических фактов. Новое,
что узнает при этом психиатр, заключается не только в выявлении иных
комбинаций расстройств, но и в выявлении их новых причинных соот-
ношений. Умению установить полный и на его основе индивидуальный
диагноз много способствует изучение врачом (психиатром) сложных, в
частности, комбинированных (шизофрения и алкоголизм; шизофрения,
алкоголизм и черепно-мозговая травма и т.д.), а также казуистических
случаев психических болезней. Именно при них шаблон в диагности-
ческом подходе всегда обрекает на неудачу нозологическую оценку. Не
случайно во французской медицине, в том числе и в психиатрии, в ко-
торой всегда отдавалось предпочтение клиническому эмпиризму, рас-
смотрению казуистических случаев уделялось и продолжает уделяться

много внимания.

В отечественной медицине интерес к подобного рода наблюдениям
также всегда привлекал к себе внимание представителей разных медицин-
ских специальностей — Г.А.Захарьина, В.Ф.Снегирева, П.Б.Ганнуш-
кина, М.П.Кончаловского и др.

Полный диагноз и устанавливаемый на его основе индивидуальный
диагноз всегда составлял цель педагогической и практической работы
выдающихся представителей отечественной медицины. "Кто усвоил ме-
тод и навык индивидуализировать, тот найдется и во всяком новом для
него случае" (Г.А.Захарьин, 1891—1894).

Психиатрия не составляет в этом отношении исключения. "Нигде
потребность строгой индивидуализации не может быть сильнее, чем в
лечении сумасшествия; нигде не нужно в такой степени постоянное со-
знание, что в данном случае имеется дело не с болезнью, а с больным,
не с бешенством, а с бешеным"
(Griesinger W.).*

Полный диагноз всегда динамичен. Он способен предсказать вра-
чу конкретные тенденции видоизменения болезненных расстройств ме-


329


* Цит. по Снежневскому А.В. Общая психопатология: Курс лекций. Вал-
дай, 1970, с. 179.

328

° Гризингер В. Душевные болезни. Пер. с нем. СПб, 1875, с. 482.


дицинских и в ряде случаев социальных последствий не только на дан-
ный момент, но и на значительные отрезки будущего. Этим всегда рас-
ширяется горизонт прогноза. Возможность предвосхищения хода болезни
особенно важна в связи с введением в психиатрическую практику лече-
ния психотропными средствами. Полный диагноз — установление един-
ства разных сторон состояния данного больного. Такой диагноз дает
определенные знания и в отношении причинных факторов, и в отноше-
нии закономерностей развития патологического процесса, т.е. патоге-
неза. Выявление патогенетических закономерностей делает осознанным
применение лечебных мероприятий.*

Оформление полного диагноза пока что не имеет в психиатрии сво-
ей схемы. Возможно, что в первом приближении для этой цели может
быть использована структура многомерного диагноза E.Kretschmer'a,
Подобный диагноз учитывает нозологическую принадлежность болез-
ни, особенности ее проявлений и развития (форму течения), а также та-
кие факторы, как пол, возраст, конституция, преморбидные особеннос-
ти больного, психогенно-реактивные, соматические, функциональные и
органические факторы, а также факторы окружающей среды.

ДИАГНОЗ ПО АНАЛОГИИ или ДИАГНОЗ УЗНАВАНИЯ. Пол-
ный или методический диагноз — трудоемкий процесс, требующий зат-
раты больших сил и значительного времени. Далеко не всегда условия,
в которых приходится работать психиатру, позволяют реализовать по-
добное диагностическое исследование. Поэтому на практике при диаг-
ностике психических болезней первоначально, как правило, прибега-
ют к установлению более простого диагноза — диагноза по ана-
логии (В.Х.Василенко) или диагноза узнавания (А.В.Снеж-
невский).

При такой диагностике сравнивают расстройства, наблюдаемые у
больного, с расстройствами, встречающимися при определенных болез-
нях. Если между ними обнаруживается сходство, нозологическая оцен-
ка заболевания больного считается идентичной этому заболеванию.
Происходит подведение исследуемого больного под известную нозоло-
гическую единицу. Установление диагноза узнавания (диагноза по ана-
логии) всегда вызывает затруднения в тех случаях, когда у больного
отсутствуют какие-либо характерные для данной болезни симптомы
или же, напротив, существуют такие симптомы, которые являются для
нее нетипичными.

* Психиатры, желающие убедиться на деле в преимуществах методоло-
гии полного диагноза, могут найти большое число примеров в книге: Шумский
Н.Г. Диагностические ошибки в судебно-психиатрической практике. СПб., 1997.

330

Диагноз узнавания представляет собой абстрактный диагноз. Он
может повлечь распознавание не основного заболевания, а заболева-
ния сопуствующего, например, не шизофрении, осложненной алкоголиз-
мом, а только алкоголизма. Диагноз узнавания не сопровождается пред-
варительным систематическим исследованием больного. Поэтому он
всегда статичен, а если и способен дать правильный взгляд на последу-
ющие явления, т.е. определить прогноз, то лишь в самом общем виде —
в том, в каком вообще это позволяет сделать диагноз той или иной бо-
лезни: благоприятный — при циркулярном или реактивном психозе,
неблагоприятный — при атрофическом процессе, очень часто неопре-
деленный — при шизофрении и т.п. Если методический диагноз позво-
ляет находить новое в уже известных фактах, то диагноз по аналогии
дает лишь возможность в новом находить уже известное. И тем не менее
диагноз по аналогии (диагноз узнавания) имеет свою ценность. А.В.Снеж-
невский считает, что диагноз узнавания — это первый этап любого
врачебного диагноза любой болезни, так как в основе этого диагноза
лежит в первую очередь оценка расстройств, отражающих настоящее
состояние больного. Поэтому диагноз по аналогии часто незаменим в
тех случаях, где необходима срочная помощь, а возможность углублен-
ного исследования больного исключается. Этот диагноз может быть
использован и в тех случаях, когда в силу привходящих моментов не-
возможно использовать методический диагноз. Диагнозом по аналогии
пользуются врачи самых различных уровней квалификации, в том чис-
ле и те, кто считается в психиатрии признанными авторитетами.


Пройдя через отделение и войдя в кабинет, В.А.Гиляровский обратился к
сопровождавшему его ассистенту со словами: "Вот ту больную шизофрени-
ей, что сидит у окна, подготовьте мне к завтрашней лекции". Больную эту
В.А. видел впервые, ничего заметного "шизофренического" в ее облике не
было, и тем не менее в диагностической оценке В. А. не ошибся. Позже такую
способность диагностики шизофрении обозначили термином "ргаесох
..Gefuhl" (Rumke H.C., 1957).

Это конкретная форма диагноза по аналогии (диагноза узнавания). "Чув-
ство" диагноза у психиатра может возникать при самых различных психи-
ческих заболеваниях — эпилепсии, старческом слабоумии, болезни Альцгей-
мера, прогрессивном параличе и т.д. У некоторых психиатров точность и
достоверность диагноза узнавания могут превосходить то, что другим уда-
ется узнать о больном с помощью методического исследования.

В психиатрическую клинику Девичьего поля (I ММИ) поступил больной,
у которого клиническим и серологическим методами исследования был диаг-
ностирован прогрессивный паралич. Врачи и ассистенты отделения ждали
лишь обхода П.Б.Ганнушкина, чтобы тот санкционировал прививку боль-

331

ному малярии. Во время обхода Ганнушкин, знавший мнение врачей о боль-
ном из предварительных разговоров с ними, задал больному несколько воп-
росов и, отойдя, сказал сопровождавшим его лицам: "Фрикции". Он диагно-
стировал у больного во время обхода не прогрессивный паралич, а гуммоз-
ный сифилис мозга. Результат лечения подтвердил правильность его диагно-
за. Необычные по точности случаи диагноза узнавания описываются во мно-
гих клинических дисциплинах. Так, Базедова болезнь, микседема, кретинизм,
хондродистрофия, наследственный сифилис, паркинсонизм и др., диагности-
руются опытным врачом уже по внешнему виду больного, без того, чтобы
были известны анамнез и результаты различных видов обследования.

Диагноз узнавания, по мнению А.В.Снежневского, является продук-
том организованного опыта врача. А.В. приводит суждение английско-
го философа Льюиса о том, что организованный и автоматизированный
опыт является основой интуиции. Последняя позволяет врачу как бы
"внутренним оком" охватить всю клиническую картину в качестве
единого целого и сопоставить ее с прежними наблюдениями. И.В.Давы-
довский подчеркивал, что врач должен воспитывать в себе интуицию,
т.е. "способность делать правильное заключение, исходя даже из малого
количества признаков". Однако интуиция, связанная с опытом и профес-
сиональными знаниями, лишь одна из составляющих клинического мыш-
ления. Другой такой составляющей является способность врача рассмат-
ривать образ жизни больного и внутреннюю картину его болезни* с точ-
ки зрения своих специальных знаний. Следует еще раз напомнить, что в
отличие от представителей многих медицинских дисциплин клиническо-
му мышлению психиатра необходимо еще и "понимание людей как ре-
зультат глубокого знания жизни" (Griesinger W., 1867).

Значение клинического мышления в практической работе врача
нельзя переоценить. И.В.Давыдовский писал о том, что "мышление вра-
ча, его высокий общий культурный уровень не могут быть заменены ин-
струментальными, лабораторными методами исследования. Хотя роль
этих приборов и анализов огромна, но сами по себе они или безогово-
рочная вера в них не создают необходимой глубины и широты мышле-

ния врача у постели больного, не формируют самостоятельного, нетра-
фаретно мыслящего специалиста". Сказанное целиком распространяет-
ся на психиатрию. Формирование клинического мышления имеет в этой
медицинской дисциплине первенствующее значение. Ведь сведения, не-
обходимые для диагностических выводов и заключений, так же как и
основания для всяких лечебных назначений, психиатр в подавляющем
числе случаев получает пока что на основе данных, добываемых путем
расспроса и наблюдения. Поэтому до настоящего времени в психиат-
рии продолжает использоваться гиппократический метод подхода к
больному. По этой причине применительно к прикладной психиатрии
все еще во многом, пусть и с оговорками, остаются справедливыми
слова J.M.Guardia: "В общем вся медицина сводится к клинике, кото-
рая ограничивается практическим приложением знания врачебного ис-
кусства к лечению болезней. Когда забывают эту основную истину, свет
гаснет и почва уходит из под ног".*


* "Внутренней картиной болезни я называю все то, что испытывает и
переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезнен-
ных, но его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей
болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к
врачу — весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из
весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, кон-
фликтов, психических переживаний и травм". Лурия Р.А. Внутренняя карти-
на болезни и иатрогенные заболевания. М: Медицина, 1977, с. 38.

332

* Гардиа Ж.М. История медицины от Гиппократа до Бруссэ. Пер. с
франц. Казань, 1892, с. 102.