Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5240
Скачиваний: 23
Мышление
паралогическое
основывается
на объединении
случайных,
в том числе несопоставимых явлений и
фактов. Сопровож-
дается
нарушением логических связей,
игнорированием фактических
предпосылок
и доказательств, нагромождением и
смешением понятий.
Часто
наблюдается соскальзывание — смена
доминирующих мыслей по-
бочными.
Мышление
персеверативное
сопровождается
затруднени-
ем
и замедлением ассоциативного процесса.
Одновременно происходит
"застревание"
в сознании одной мысли или представления.
Больной по-
стоянно
возвращается к уже сказанному. Так, он
многократно повто-
ряет
какой-нибудь свой, обычно состоящий из
одного-нескольких слов
ответ,
хотя ему задают уже вопросы иного
содержания.
Мышление
разорванное
характеризуется
нарушением логи-
ческих связей между
отдельными ассоциациями, их
скачкообразностью,
соединением
разнородных, не связанных общим смыслом
мыслей, раз-
рывом мыслей, употреблением
неологизмов.
Мышление
резонерствующее
(резонерство)
— расстроенное
мышление
с преобладанием пространных, отвлеченных,
нередко мало-
содержательных
или расплывчатых рассуждений на тему
заданного воп-
роса
или какую-либо общую тему, выбранную
самим больным.
Мышление
символическое
—
мышление, оперирующее обра-
зами
и понятиями, имеющими иносказательное
значение, часто совер-
шенно
непонятное для другого человека, но
имеющее для самого боль-
ного
определенный смысл.
Мышление
скачкообразное
определяется
постоянной сменой
цели
мыслительного процесса в связи с
неустойчивостью внимания и из-
менчивостью
установок.
Мышление
соскальзывающее
—
отклонение начавшего-
ся
ассоциативного процесса с мыслями
определенного содержания на по-
бочные
мысли, которые заменяют главные. Утрата
логической связи
может
быть полной или частичной. В последнем
случае остается неко-
торая
смысловая связь начального содержания
мыслей с конечной ситу-
ацией.
31
Мышление
ускоренное
сопровождается
увеличением числа
ассоциаций
и облегчением их возникновения. Больные
говорят о том,
что
мысли в их голове "теснятся" и они
думают "с необыкновенной лег-
костью".
Усиливаются образность и конкретность
мышления, получа-
ющие
явное преобладание над мыслями
абстрактного содержания. Суж-
дения
больных поверхностны, односторонни и
поспешны. Мышление
приобретает
непоследовательность в связи с повышенной
отвлекаемос-
тью
больных, особенно на внешние события.
Постоянно меняется тема
мышления
в связи с самыми различными привходящими
обстоятельства-
ми.
O.Bumke
(1943)
сравнивает это явление с игрой в домино:
случайно
выпавшее
последнее число предопределяет выбор
следующей кости. Ус-
корение
процесса мышления в выраженной степени
(скачка, вихрь идей)
обычно
сопровождается потерей окончательной
цели мышления.
Ментизм
(F.Chaslin,
1911)
— неудержимое и непрерывное воз-
никновение
в сознании отвлеченных мыслей или
мыслей, сопровождае-
мых
образными представлениями, ни на одном
из которых не могут за-
держать своего
внимания. Содержание мыслей и
представлений, а рав-
ным образом и
реакция на них самого больного носят
тягостный харак-
тер. Эта черта
отличает ментизм от ускоренного мышления
вообще, ва-
риантом
которого является данное расстройство.
Чаще всего ментизм
возникает
в вечерние часы на фоне бессонницы или
в состоянии, про-
межуточном
между сном и бодрствованием.
Навязчивые состояния
Навязчивые
состояния (син. ананказм, навязчивость,
обсессия) —
непроизвольное,
неудержимое и непреодолимое возникновение
в созна-
нии
больного обычно неприятных и тягостных
мыслей, представлений,
воспоминаний,
сомнений, страхов, влечений, движений
и действий, по
отношению
к которым сохраняется критическое
отношение и стремле-
ние
им противостоять.
Термин
"навязчивые идеи" предложен
И.М.Балинским и использо-
вался
им на его лекциях по психиатрии в
Медико-хирургической ака-
демии.*
Во французской литературе ему
соответствует термин
"obsession",
а
в немецкой — Zwangsvorstellungen.
K.Iaspers (1913)
пред-
ложил
разделять навязчивые состояния на
отвлеченные, не сопровож-
даемые
измененным аффектом, и образные, при
которых навязчивостям
всегда сопутствует тягостный
аффект тревоги или страха. Подобное
разделение
навязчивых состояний в значительной
степени относитель-
но.
Определенная часть отвлеченных
навязчивостей сопровождается
явным
аффективным компонентом. Последний
обусловливается и самим
фактом
появления навязчивости и, в ряде случаев,
ее содержанием.
К
ОТВЛЕЧЕННЫМ НАВЯЗЧИВОСТЯМ принадлежат
болез-
ненное
(бесплодное) мудрствование (умственная
жвачка), навязчивый
счет,
некоторые случаи навязчивых воспоминаний,
разложение слов на
слоги,
в ряде случаев навязчивые действия.
Болезненное
мудрствование
—
навязчивое состояние,
при
котором больным овладевает потребность
решать вопросы о при-
чинной
зависимости явлений друг от друга. Этот
термин под названием
"Grubelsucht"
впервые
описан в 1868 году W.Griesinger'oM.
Он
заим-
ствовал
для обозначения расстройства, слово
"grubeln"
(мудрствовать)
у
больного, которого ему случилось
наблюдать и который сам опреде-
лял
этим словом имевшееся у него патологическое
явление. Идеатор-
ный
компонент при болезненном мудрствовании
имеет самое различное
содержание:
метафизическое ("почему Земля
круглая?"; "где верх, а где
низ
Земли?" и т.д.), нравственное, правильности
или неправильности
своих
поступков, религиозное и т.д. H.Legrand
du Saulle (1875),
под-
робно
описавший данное расстройство, привел
многочисленные его
примеры.
"Молодая,
интеллигентная, очень живая и активная
женщина, артистка
и
музыкантка, находясь одна на улице,
начинает задавать себе следующие
вопросы:
"Не упадет ли сейчас кто-нибудь из
окна мне под ноги? Это будет
женщина
или мужчина? Это лицо разобьется насмерть
или же будет толь-
ко
ранено? Упадет оно на голову или на
ноги? Будет ли кровь на троту-
аре?
Если это лицо разобьется насмерть, что
я должна делать? Должна
ли
я звать на помощь или убежать? Не обвинят
ли меня в этом происше-
ствии?
Не оставят ли меня из-за этого мои
ученики? Будет ли признана
моя
невиновность?" и т.д.*
Подобными
вопросами больные нередко доводят себя
до изнурения.
Часто при этом у них
возникает тревожно-подавленное
настроение. Бо-
лезненное
мудрствование нередко появляется и
исчезает внезапно. Его
содержание
может быть однообразным, повторяясь
как бы в форме "кли-
ше".
У других больных в разные периоды
расстройство может затраги-
вать
самые необычные темы.
* Крафт-ЭбингР.В. Учебник
психиатрии. Перевод с нем. СПб, 1897,
с.
78.
32
*
H.Legrand
du Saulle. La folie du doute (avec delire du toucher) Paris
1875,
p. 12.
33
Навязчивый
счет
(арифмомания)
— навязчивое состояние,
проявляющееся
либо одним счетом, либо счетом со
стремлением запом-
нить
число каких-либо попадающих на глаза
больному предметов. На-
пример,
больной едет в автобусе и стремится
успеть подсчитать число
этажей в
домах, встречающихся ему по пути. Счет
может касаться са-
мых
различных предметов и явлений. Считают
число пройденных ша-
гов,
встречающихся лиц, определенным образом
одетых, проезжающие
мимо
автомобили, их марки, номера и т.д.
Нередко в уме производят
самые
различные счетные операции.
При
навязчивых
воспоминаниях
помимо
желания стре-
мятся
припомнить какие-либо бывшие ранее
незначительные жизненные
события.
Частой разновидностью навязчивых
воспоминаний является
ономатомания
— навязчивое припоминание имен
собственных, дат, на-
званий
предметов, редких или странных слов и
т.п. Термин введен
J.Charcot
и
V.Magnan'oM
(1885,
1892 гг.). К отвлеченным навязчивос-
тям
относят разложение слов на слоги,
составление фраз из слов, каж-
дое
из которых должно состоять из определенного
числа слогов или
букв.
Отвлеченные
навязчивости необходимо дифференцировать
с ритуа-
лами
(см. ниже). В тех случаях, когда отвлеченные
навязчивости сопро-
вождаются
определенным значением, ограждающим
больного от непри-
ятностей
— речь идет о ритуале.
ОБРАЗНЫЕ
НАВЯЗЧИВОСТИ очень разнообразны. По
частоте
первое
место занимают навязчивые страхи
(фобии). Фобия — страх, бо-
язнь,
опасение или тоскливое отвращение,
возникающее по отношению
к
одушевленным или неодушевленным
предметам, а также к ситуаци-
ям,
собственному физическому или психическому
состоянию, явлениям
природы.
Описано бесчисленное число фобий,
названия которых чаще
всего
образуются с помощью корней греческих
слов, которые обозна-
чают
предмет страха и сочетаются со словом
"страх", предшествуя ему.
Вот
почему терминологию, обозначающую
фобии, по словам Devaux
и
Logre,
называют
"сад греческих корней в полном
цвету".* Преоблада-
ющее число
приводимых в психиатрической литературе
фобий встре-
чается
очень редко и представляет таким образом
казуистику. Вместе с
тем
существует определенное число навязчивых
страхов, с которыми
психиатр
сталкивается часто и даже постоянно.
Агорафобия
—
страх открытых пространств (улиц,
площадей,
поля,
покрытой льдом водной поверхности и
т.д.). Таких больных час-
I.Sutler. Phobic. Manuel alphabetique de psychiatria. Paris, 1969, p. 457.
то
приходится сопровождать близким или
сослуживцам при их нахож-
дении
вне помещений. В противном случае они
часто самостоятельно
не
могут из них выйти.
Айхмофобия
(оксифобия)
— страх острых режущих или ру-
бящих
предметов. В одних случаях боятся этих
предметов вообще; в дру-
гих,
более частых, больные считают, что могут
применить их против ок-
ужающих,
чаще всего близких им людей, или же
самих себя.
Акрофобия
(гипсофобия)
— страх высоты, возникающий при
нахождении
больного на балконе, мосту, в самолете
и т.д.
Антропофобия
(гомилофобия)
— страх толпы — боязнь поте-
рять
сознание и быть задавленным массой
людей.
Бациллофобия — страх заражения микробами.
Гаптефобия
— страх прикосновения к больному
окружаю-
щих
людей. Обычно сопровождается страхом
заражения или загрязнения.
Дисморфофобия
—
страх мнимого уродства, в частности,
в
связи с неправильным развитием частей
тела (нос, подбородок, руки,
фигура
в целом и т.д.); нередко сопровождается
предположениями или
убежденностью,
что окружающие могут заметить или
замечают "суще-
ствующие"
физические отклонения.
Канцерофобия
—
навязчивый страх заболевания
злокаче-
ственным
новообразованием.
Кардиофобия
— навязчивый страх умереть от
сердечного
заболевания.
Клаустрофобия
— страх замкнутых помещений в связи
с
возможностью
почувствовать здесь себя плохо или
просто умереть.
Лиссофобия
(маниофобия)
— страх психического заболева-
ния.
Мизофобия
—
страх загрязнения при прикосновении
самого
больного
к окружающим одушевленным и неодушевленным
предметам.
Монофобия — страх оставаться одному.
Нозофобия
—
страх заболевания тяжелой болезнью,
обычно
влекущей
за собой смертельный исход.
Ономатофобия
—
страх услышать или произнести
самому
определенные
слова.
Пантофобия
—
безотчетный страх всего окружающего.
Боль-
ной
боится всего — любой ситуации, любого
предмета.
Петтофобия — страх упустить кишечные газы.
Сидеродромофобия
—
страх быстрой езды на транспорте в
связи
с ожиданием его крушения.
34
35
Сифилофобия — страх заболеть сифилисом.
Скоптофобия
—
страх показаться окружающим людям
смешным.
Танатофобия — страх смерти вообще.
Тафеофобия — страх быть заживо погребенным.
Туберкулофобия
(фтизиофобия)
— страх заразиться или за-
болеть
туберкулезом.
Фагофобия
(ситофобия)
— страх проглотить пищу, из-за
воз-
можности
ею подавиться.
Фобофобия
—
страх возникновения навязчивого страха
—
"страх
страха".
Фонофобия — страх звуков и в том числе собственного голоса.
Эритрофобия
(эрейтофобия)
— страх покраснеть в присут-
ствии
посторонних лиц.
У
одних больных наблюдаются одновременно
самые различные фо-
бии,
у других только какая-нибудь одна
(монофобия).
Навязчивые
сомнения —
отсутствие уверенности в правильности
и
законченности
выполненных (совершенных) действий.
Впервые описа-
ны
J.F.Falret
(fill), 1866.
Больной, страдающий навязчивыми
сомнения-
ми,
постоянно неуверен в том, что он сделал
все так, как это необходи-
мо. Если
он совершил какое-либо действие, которое
проверить нет воз-
можности,
например, опустил письмо в почтовый
ящик, он долго будет
думать
о том, заклеил ли он конверт, правильно
ли он надписал почто-
вый
адрес, не попала ли на конверт вода при
опускании его в почто-
вый
ящик, не смыла ли вода при этом указанного
им на конверте адре-
са и т.д. Если же
совершенное действие можно проверить,
больной де-
лает
это неоднократно, вплоть до изнурения.
При навязчивых сомнени-
ях
постоянны аффекты тревоги и опасения;
в ряде случаев может возни-
кать
отчетливый страх.
Близки
к навязчивым сомнениям и навязчивым
страхам навязчивые,)
опасения
невозможности
совершить привычное, профессиональное,
в|
том
числе автоматизированное действие:
лектор боится забыть содер
жание
хорошо знакомого материала, чтец-декламатор
— запнуться пр
произнесении хорошо
знакомого текста, больной во время еды
боится
что
не сумеет проглотить пищу и т.д. В этих
случаях иногда может дей
ствительно
произойти нарушение произвольного или
автоматизирован
ного
действия.
Навязчивые
влечения —
желание совершить бессмысленное,
опао
ное,
непристойное действие, сопровождаемое
тревогой или страхом.
больной,
находящейся на работе среди большого
числа сослуживцев,
внезапно
возникает интенсивное желание закричать
петухом; у мате-
ри
— ошпарить кипятком своего ребенка; у
мужчины — цинично вы-
ругаться
и т.д. Несмотря на всю свою интенсивность,
навязчивые вле-
чения
почти никогда не реализуются. Существуют
только отдельные на-
блюдения
французских психиатров, показывающие
возможность пере-
хода навязчивых
влечений в импульсивные действия,
соответствующие
бывшим
ранее навязчивостям (Levy-Valensi,
1948).
Так, у женщины,
страдавшей
тревожной депрессией, последняя
сопровождалась посто-
янным
навязчивым влечением перерезать себе
бритвой вены на руке.
Существовавшее
длительное время влечение соответствовало
всем кри-
териям,
свойственным навязчивым явлениям
вообще. В один из перио-
дов
усиления симптомов депрессии больная
внезапно схватила бритву
и перерезала
себе вены на предплечье. Позже она
сообщила врачу, что
она
не могла противостоять существовавшему
у нее влечению и дей-
ствовала
как бы автоматически.
Навязчивые
воспоминания —
возникновение в сознании больного
неотвязных,
нередко образных мыслей, относящихся
к какому-либо
бывшему
в действительности, нередко преувеличенному
больным не-
прятному,
порочащему или мучительному для него
событию.
Контрастные
представления и хульные мысли имеют
своим содер-
жанием
темы, несовместимые с мировоззрением
и этическими установ-
ками
больного. Это обычно мысли, противоречащие
убеждениям или
вере
(в том числе религиозной), ругательства
преимущественно в адрес
близких
или чтимых больным людей, пожелания им
всякого рода непри-
ятностей
и несчастий, скабрезные представления
о них.
Овладевающие
представления —
возникновение в сознании боль-
ного
неправдоподобной или просто невероятной
мысли, связанной с со-
бытием,
происходившим в действительности.
А.В.Снежневский* приво-
дит следующий
пример.
У
больного от туберкулезного менингита
умер сын; его похоронили. Спу-
стя
некоторое время у отца ребенка возникла
мысль, что его сына похорони-
ли
живым. Больной ярко представлял себе
(см. ниже галлюцинаторные обсес-
сии),
как ребенок проснулся в гробу, кричал
и в конце концов задохнулся.
Эта
мысль и соответствующие ей представления
были настолько сильны и му-
чительны,
что больной неоднократно ходил на
кладбище, прикладывал ухо к
могиле
и подолгу слушал, не донесутся ли из
могилы крики. Этим дело не ог-
раничилось.
Отец обратился к администрации кладбища
с просьбой вскрыть
могилу
и проверить, не изменилось ли в гробу
положение тела.
* Снежневский А.В. Общая психопатология. Валдай, 1970, с. 67.
37
36
Навязчивые
действия —
непреодолимое стремление совершать
оп-
ределенные
движения или действия. Расстройство
не является в психо-
патологическом
отношении однородным. Существуют
навязчивые дви-
жения
близкие к отвлеченным навязчивостям,
т.е. они не сопровожда-
ются
отчетливым аффективным компонентом,
например, совершение не-
нужных
мимических движений (надувание щек,
скашивание в сторону
подбородка),
навязчивое напевание мелодий, потирание
рук, передер-
гивание плечами и т.п.
Усилием воли эти движения на короткое
время
перебарывают,
но затем они возникают сызнова. Их форма
обычно сте-
реотипна. В других случаях
навязчивые действия связаны с
навязчивы-
ми
сомнениями: бесконечная проверка того,
выключил ли больной газ,
правильно
ли закрыл дверь на замок и т.п. К навязчивым
действиям от-
носятся
и ритуалы
—простые
или сложные движения или действия,
выполняемые
против воли и вопреки разуму для
предотвращения во-
ображаемого
несчастья или с целью его преодоления.
Ритуалы воз-
никают при фобиях,
навязчивых сомнениях, контрастных
представ-
лениях и других навязчивых
состояниях. Невыполнение ритуально-
го
действия вызывает у больного тревожное
состояние и усиление
имеющейся
навязчивости. При этом больной обычно
не может чем-
либо
заниматься, думать о постороннем, будучи
всецело поглощен
мыслью о ритуале.
Формы ритуалов очень разнообразны:
поворот
туловища вокруг вертикальной
оси, проделываемый определенное
число
раз; при ходьбе по тротуару больной не
наступает на стыки
цементных
плит; отправляясь в командировку, берет
с собой опреде-
ленные, хотя и
совершенно ненужные вещи и т.д. Ритуалами
являют-
ся и различные защитные
словесные выражения. В некоторых
случа-
ях
ритуалы приобретают такую сложность,
что становятся своего
рода
церемониями, из-за которых больной
зачастую почти ничем за-
няться
не может.
Иллюзии
Иллюзии
(illusiones;
лат.
illusio,—
ошибка, заблуждение) — оши-
бочное
восприятие реально существующих в
данный момент предметов
или
явлений.*
Иллюзии
подразделяют в зависимости от того, в
каком органе чувств
они
возникают (зрительные и слуховые
иллюзии) и (или) на основе пред-
полагаемого
механизма их развития. Так, K.Jaspers
(1965),
основываясь
на
психологическом критерии возникновения
иллюзий, разделяет их на
* Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. I, 1982, с. 407.
аффективные,
парейдолические и иллюзии, связанные
с нарушением
внимания.
Во всех этих случаях наряду с иллюзиями
существуют и дру-
гие
психопатологические расстройства.
Аффективные
иллюзии
возникают,
как правило, на фоне
пониженного
аффекта, сопровождаемого тревогой, а
то и страхом. При
зрительных
аффективных иллюзиях неодушевленные
предметы или жи-
вые
существа воспринимаются как совершенно
иные, способные обыч-
но
так или иначе повредить больному. Столб
воспринимается как поджи-
дающий
с недобрыми целями больного человек,
какой-либо предмет в
руках
рядом находящегося лица — как орудие
убийства, собака воспри-
нимается
в качестве страшного зверя и т.д.
Возникновению зрительных
аффективных
иллюзий часто способствует нечеткость
восприятия окру-
жающего,
обусловленная освещением, например,
полумраком или про-
тивоположными
световыми эффектами — солнечные блики
и т.п. При
аффективных
слуховых иллюзиях различные обыденные
посторонние
звуки
(стуки, шум шагов, хлопанье дверьми)
воспринимаются как при-
готовления
к чему-то страшному, например, к пытке,
осуждению, рас-
праве
и т.д., слышат отрывки траурной музыки
или похоронного пения.
При
словесных иллюзиях в разговорах или
отдельных репликах ок-
ружающих
слышат обвинения, угрозы, насмешки,
циничные замечания
в
свой адрес или в адрес своих близких,
слышат, как близкие зовут на
помощь,
как они плачут или стонут. Вербальные
аффективные иллюзии,
существующие
в форме фраз, составляющих в своей
совокупности пусть
краткое, но
законченное по смыслу повествование,
называют иллю-
зорным
галлюцинозом.
Слуховые,
но особенно зрительные ил-
люзии,
возникающие при ухудшении внимания,
могут быть совсем ли-
шены
аффективного компонента. Такие иллюзии
встречаются при асте-
нии и
психоорганическом синдроме. В частности,
больные с астеничес-
кими
расстройствами нередко жалуются на
то, что в незнакомых людях
они
в первый момент узнают знакомых лиц. В
ряде случаев в возникнове-
нии
зрительных иллюзий принимают участие
и ухудшение внимания, и
аффективные
расстройства — больные с алкогольным
делирием.
Парейдолические
иллюзии
(парейдолии)
— зрительные
иллюзии
фантастического содержания. В рисунках
обоев, пятен или бли-
ков
света на стенах, облаках и т.д. видят
необычные, подчас экзоти-
ческие
растения, необыкновенные картины
различного содержания, ар-
хитектурные
сооружения, несуществующих в природе
животных. Па-
Реидолии
возникают на фоне снижения активности
психического тону-
а.
например, в состояниях опьянения
некоторыми наркотическими сред-
38
39