Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5248

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Длительное и регулярное общение врача с больным, понимание вра-
чом больного человека всегда влечет за собой появление у больного
доверия к тому, кто его лечит. Это доверительное отношение больного
к врачу проявляется, в частности, в изменении содержания их бесед. В
них все большее место начинают занимать личные проблемы больного,
в том числе события его повседневной жизни. Разговоры на бытовые
темы и реакции больного на события обыденной жизни во многом уже
сами по себе позволяют врачу делать выводы о его психическом состо-
янии. Врачу все в меньшей степени требуется задавать больному специ-
альные психиатрические вопросы. Доверительность и преобладание
обыденных тем в беседах с больным требуют от врача не только соблю-
дения прежних правил общения, но и учета новых обстоятельств. Очень
многие больные со временем, сознательно или неосознанно, стремятся,
в свою очередь, знать о враче больше, чем просто о человеке, оказыва-
ющем им лечебную помощь. Иногда стремление больше узнать о враче
выливается в вопросы, касающиеся личной жизни врача. Если подоб-
ные вопросы ставятся прямо, их легко заметить. Однако нередко они
задаются в косвенной форме. Женщины чаще и настойчивее, чем муж-
чины, стремятся к знанию личной жизни лечащего врача и его челове-
ческой сущности и делают это более искусно. В этих случаях врач не
должен позволить больному перейти определенную границу. Это важ-
но еще и потому, что врач в подобных ситуациях сам очень часто под-
вергается сильному искушению рассказать о себе и о том, что его вол-
нует, внимательному собеседнику. Проблемы, существующие у врача,
зачастую схожи с проблемами его пациентов. Психиатр всегда должен
помнить о том, что его задача — знание больного человека, а это тре-
бует отречения от собственных проблем. Ведь даже в обыденной жиз-
ни, если требуется что-то узнать о собеседнике, необходимо больше

24'

371


слушать и меньше говорить самим. "Что до той школы, которой являет-
ся общение с другими людьми, то тут я нередко сталкивался с одним
обычным пороком: вместо того, чтобы стремиться узнать других, мы
хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, а наши заботы
направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, не-
жели чтобы приобрести для себя новый". Психиатру, как никому дру-
гому из врачей, полезно не забывать этих слов М.Монтеня. Как только
врач заметит, что больной начинает интересоваться им как человеком,
желательно, в свою очередь, задать больному вопрос, который для него
является значимым. Ответ на него переключает внимание больного с
врача на самого себя. Необходимость держаться от больного "на опре-
деленном расстоянии" возникает и в тех случаях, когда у врачей начи-
нают просить советов, не имеющих прямого отношения к заболеванию.
Лучше всего давать бытовые советы, соотнося их так или иначе с ме-
дицинской стороной дела. Если же этого сделать нельзя, то лучше, по-
жалуй, сослаться на житейский опыт вообще, но не свой лично, хотя бы
совет и давался в соответствии с мнением самого врача. Правомерно
также высказать свое отношение к существу дела и тем ограничиться.
Психическое влияние врача на больного всегда будет больше, если не
переходить в разговорах определенных психологических границ и не
позволять больному увидеть слабые стороны врача как человека.

Взаимоотношения медицинских работников

"Тот, кто думает, что врачи — веселые и беззаботные люди, упус-
кают из виду главное— нравственную ответственность, которую врач
постоянно носит в своей душе и которая не слабеет от времени, а, на-
оборот, крепнет от навыка. Эта ответственность поддерживает во вра-
че постоянное напряжение, нередко являющееся крайне утомительным
в особенности в молодые годы, когда врач еще не умеет провести гра-
ницы между своей личной ответственностью и ответственностью вра-
чебной науки, которая в некоторых вопросах может быть так же бес-
сильна, как и отдельные представители-ее" (И.А.Сикорский, 1910).

На чем основываются взаимоотношения врачей, в том числе и пси-
хиатров? На помощи друг другу — профессиональной и моральной, ко-
торые во многих случаях тесно переплетаются. Профессия охватывает
людей, занятых общим трудом, и способна, может быть, как ни одна дру-
гая форма деятельности, объединить их интересы, поддержать в затруд-
нительные моменты, напомнить о принятых на себя обязанностях. Про-
фессиональная деятельность создает коллективную цель, является бла-

372

годатной почвой для рождения и развития социальных идей и чувств. У
людей общей профессии существует сходный жизненный путь, общность
интересов, в связи с чем профессиональная деятельность поставляет са-
мый богатый материал для совместной жизни. Овладеть профессией —
значит найти одно из главных направлений в жизни. Достигнуть профес-
сионального мастерства в психиатрии одними собственными силами не-
возможно. Его можно достичь только совместными усилиями. Сказанное
лучше всего подтвердить конкретным историческим примером.


Создатель московской школы психиатров С.С.Корсаков с самого
начала своих реформ в области больничной психиатрии начал одновре-
менно стремиться к объединению всех тех, кто посвятил свою жизнь слу-
жению психически больным. С.С.Корсаков придавал огромное значе-
ние развитию между ними не только чисто профессиональных, но и нрав-
ственных связей на почве служения общему делу, общим интересам. С
целью сплочения и объединения усилий московских психиатров, а также
повышения их профессиональных знаний С.С.Корсаков начинает впер-
вые проводить научные конференции в Преображенской больнице и в
частной лечебнице М.Ф.Беккер. Следующим его шагом явилось объе-
динение всех московских психиатров и невропатологов. Именно
С.С.Корсаков настоял на том, чтобы созданное им Общество называ-
.лось неНевропатологрическим и психиатрическим обществом, а Обще-
ством невропатологов и психиатров, т.е. обществом, состоящим из спе-
циалистов, способных не только разрабатывать свою специальную об-
ласть знаний, но и с интересом и авторитетом разрешать практические
вопросы, подлежащие специальному ведению. Как никто, С.С.Корса-
ков в должности секретаря Общества сумел задать тон и направление
этой новой организации. Здесь сказались не только личные качества
С.С.Корсакова, но и его врачебный опыт. "Принцип, вынесенный им из
практики общения с душевнобольными, был целиком перенесен С.С.Кор-
саковым на здоровых людей, и он создал то удивительное отношение
С.С.Корсакова к людям, их словам, поступкам и даже работам, которое
привлекало к нему всех, кто его знал. Его влияние на человека немало
содействовало тому, что резкие подчас несогласия взглядов и направле-
ния не отражались на личных отношениях. В Обществе не было борю-
щихся партий, а'создавался союз лиц, вооруженных хотя и неодинако-
вым оружием, но направляющих его к одной цели, одинаково всем доро-
гой".* Создание Московского общества невропатологов и психиатров,

* Рот В.К. С.С.Корсаков как человек и общественный деятель. Вопросы
философии и психологии. № 5(60), ноябрь-декабрь, 1901, с. XII.

373


как уже говорилось, имело своей целью также и сближение академичес-
кой психиатрии с психиатрией земской. Дальнейшим шагом к объедине-
нию отечественных психиатров явился созданный С.С.Корсаковым Союз
русских невропатологов и психиатров.

Мысль о необходимости для психиатров коллективного труда по-
стоянно встречается в высказываниях С.С.Корсакова. "Одна из суще-
ственных задач клиники, да и других медицинских учреждений, есть пра-
вильная организация коллективных работ занимающихся в них врачей.
Как бы ни велико было значение индивидуальной работы врачей в том
или ином медицинском учреждении, все-таки работа совместная, кол-
лективная придаст больнице особый отпечаток стройности и гармонич-
ности. При свободном обмене мыслей, при котором каждый присутству-
ющий может быть не пассивным слушателем, а активным участником,
создаются особенно благоприятные условия для творческой деятельно-
сти ума, и новые сопоставления, новые комбинации мыслей, новые идеи
возникают часто неожиданно для участников и не только освещают
предмет, но и придают ему особый интерес, усиливающий энергию в
работе, и являются источниками научных исследований по тому или
другому вопросу... Принцип этих занятий есть взаимопомощь и взаимо-
действие в работе, а это больше всего объединяет людей, служащих
одному делу".* В умении вести подобные клинические обсуждения
С.С.Корсаков, наверное, не имел себе равных. "Он заставлял окружа-
ющих верить в свои силы. Спорил с ними часто, но не поучал никогда.
Он умел проникнуться точкой зрения своих молодых оппонентов и вос-
принять те замечания, которые казались ему обоснованными. Вообще
аргументации его идейных противников особенно привлекали С.С.Кор-
сакова, потому что они содействовали развитию ранее выработанных
им взглядов. Эта способность считаться с мнением окружающих его
людей сохранилась у С.С.Корсакова до конца жизни. Однажды, после
клинической конференции, за несколько месяцев до смерти, С.С.Корса-
ков обратился к своим ассистентам с просьбой возражать ему во время
публичных разборов больных, если его толкование того или иного слу-
чая покажется им неправильным".**

Совместные клинические разборы, научная работа и коллективное
ее обсуждение, чтение специальной литературы, преподавательская де-

* Пестовский Н.П. С.С.Корсаков как клиницист и преподаватель. Вопро- $
сы философии и психологии, № 5(60), ноябрь-декабрь, 1901, с. XXIX. i

** Сербский В.П. К характеристике научного значения Сергея Сергееви- '
ча Корсакова. Вопросы философии и психологии, № 5(60), ноябрь-декабрь,
1901,с. XIII.

374

ятельность, взятые либо в отдельности, но лучше — в сочетании друг с
другом — вот основные линии совершенствования любого медика, в
том числе и психиатра.

Клинические разборы, проводящиеся во время врачебных конфе-
ренций — один из надежных путей к овладению индивидуальным ме-
тодом подхода к больным. Совершенствование профессионального
мастерства сочетается при этом с другим, не менее важным аспектом.
Во время совместных клинических конференций, если они проводятся
так, что каждый присутствующий чувствует себя полноправным их уча-
стником, индивидуальное высказывание получает значение личного
вклада в судьбу больного человека. Создается возможность почувство-
вать свою причастность не только к лечению конкретного больного, но
и к общему делу — профессии медика. Чувство личной сопричастности
к общему — один из источников объединения людей вообще.


Научная работа способствует умению находить в индивидуальном
общее. Но она имеет важное значение и по другим причинам. "Суще-
ствует недалекое представление: иногда думают, что научная работа
отнимает у врача время и силы, но опыт показывает как раз противо-
положное. Только научное представление о своем предмете вознаграж-
дает врача-психиатра за отрицательные стороны его профессии; лишь
оно помогает ему сохранить свежесть и удерживает от ремесленного вы-
полнения своих обязанностей. Несомненно, что поощрение к научным
стремлениям приносит богатые плоды и для практической работы. Дело
клиники способствовать этому, и, наоборот, многие очень важные
клинические задачи могут быть поставлены и решены больничными
врачами".*

Для психиатра круг научной литературы всегда должен охватывать
не только работы, посвященные клиническим, лечебным и теоретичес-
ким аспектам психиатрии, но и те источники, которые позволяют соста-
вить представление об истории предмета. Знание истории позволяет по-
нять ход развития психиатрической мысли — ее теоретических основ и
знаний прикладной психиатрии, т.е. той, которая занимается диагнос-
тикой, лечением, реабилитацией психически больного человека. Знаком-
ство с историей психиатрии дает возможность выявить преемственность
взглядов и тем самым восстановить эволюцию идей и методов, с помо-
щью которых происходило ее развитие. Изучение истории позволяет
дать ретроспективную оценку предшествующим знаниям, помогает ори-

* Крепелин Э. Учебник психиатрии. Перевод с 8-го немецкого издания. Т. 1.
М, 1912, с. 434.

375

ентироваться в постановке и решении современных вопросов, дает воз-
можность иногда предугадать и даже в какой-то мере наметить пути
дальнейшего развития избранной профессии, почувствовать свою со-
причастность к ней. Обращение к истории всегда следует сочетать с
изучением биографий отдельных представителей данной дисциплины.
Содержание жизни РЬ.РшеРя,
J.E.EsqiroPa, V.Magnan'a, W.Griesinger'a.
E.Kraepelin'a, С.С.Корсакова, В.П.Сербского, П.Б.Ганнушкина и мно-
гих других классиков психиатрии способно показать начинающему
и напомнить зрелому специалисту, что такое психиатрия, каковы ее
задачи и достижения, что представляет собой психиатр как деятель,
к чему он должен стремиться и каким быть. В разные периоды жизни
врача-психиатра все эти вопросы претерпевают в его сознании из-
менения. Жизненный путь выдающихся представителей психиатрии спо-
собен давать в этих случаях нужные ориентиры. Особенно важное зна-
чение для становления личности психиатра имеют жизнеописания вы-
дающихся представителей психиатрии еще и по той причине, что у них
профессиональное мастерство почти всегда сочетается с безупречной
общественной репутацией.

Если в задачу медицинского образования входит приобретение бу-
дущим врачом представлений о медицине как науке о человеке, разви-
тие медицинского мышления, накопление практических знаний и выра-
ботка интереса к профессии медика — "стремление возбудить вопросы,
научить спрашивать" (А.И.Герцен), то в последующем все это сосредо-
точивается вокруг конкретной медицинской дисциплины. Начинающий
врач обладает определенной суммой знаний, позволяющих ему начать
работу в избранной специальности. Однако это по преимуществу общие
знания. А в медицине, по словам Г.А.Захарьина, только тот не растеряет-
ся во всяком новом для него случае, кто усвоил метод и навык индивиду-
ализировать. Именно эта способность к началу самостоятельной вра-
чебной (психиатрической) деятельности обычно развита недостаточно.
Мал личный опыт, а обобщенные картины психических заболеваний,
усвоенные из лекций и учебных пособий„чаще всего плохо сочетаются с
реальной действительностью. Ведь в них, как правило, все концы с кон-
цами сходятся. В жизни так не бывает. Молодой медик сразу же встреча-
ется не с абстрактной болезнью, а с конкретным больным, у которого
всегда существует индивидуальное преломление болезни. Неспособность
молодого врача оторваться от усвоенных готовых схем часто ставит его
в затруднительное положение и является одной из важных причин вра-
чебных ошибок. Начинающий врач слишком верит в учебники и не до-

веряет самому себе. Интуитивно это осознается большинством врачей.
Вот почему в этот период у молодых медиков возникает осознанное же-
лание сделаться профессионалом путем приобщения к "школе" — на-
правлению в науке, характеризующемуся единством основных взглядов,
общностью или преемственностью принципов и методов. В свою очередь
врачи-ученые, стоящие во главе таких школ, всегда нуждаются в после-
дователях. Дальнейшее развитие и их собственных идей, и той медицин-
ской дисциплины, которую они представляют, невозможно без преем-
ственности, без появления новых точек зрения, без пересмотра старых
положений. Решение многих проблем в психиатрии очень часто возмож-
но только при участии нескольких поколений специалистов. В процессе
освоения избранной медицинской специальности, наряду с приобретени-
ем профессиональных знаний и получением представления о коллектив-
ном врачебном долге, возникают глубокие, нередко продолжающиеся
всю жизнь эмоциональные связи с теми, кому врач обязан своим образо-
ванием. Не случайно в гиппократовой клятве первым обязательством
медика является долг по отношению к наставникам: "Считать научив-
шего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним
своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах;
его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захо-
тят его изучать, преподавать им безвоздмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщить своим
сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязатель-
ством и клятвой по закону медицинскому, по никакому другому". Про-
фессиональное совершенствование, выполнение норм коллективного
врачебного долга, нравственные связи, возникающие у лиц одной про-
фессии, как единое и нераздельное целое, всегда опираются на мораль-
ную поддержку товарища по специальности. Необходимость такой под-
держки обусловлена во многом спецификой медицины — ее постоян-
ным соприкосновением со страданиями больных и их близких, несовер-
шенством медицинских знаний и, как следствие, невозможностью по-
рой оказать необходимую помощь. Результатом этого является отрица-
тельное эмоциональное воздействие врачебной работы на психику вра-
ча. Психиатры не составляют здесь исключения. Пожалуй, психиатрия
представляет собой такую медицинскую дисциплину, в которой отри-
цательное влияние врачебной профессии существует в наибольшей сте-
пени. Известно, что подавляющее число психических болезней субъек-
тивно переносится больными значительно тяжелее, чем болезни физи-
ческие. Во всяком случае, больные, имеющие возможность сравнить те