Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 5241

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неглубокого аффективного уровня (субдепрессия — но не гипомания!)
или же эти непсихотические расстройства возникают изначально, про-
фессиональная надстройка должна обязательно — хотя и в разной степе-
ни — приниматься во внимание лечащим врачом. Она всегда способна
оказать помощь при психотерапии. Иногда знания больных врачей ока-
зываются полезными и при назначении им лекарственной терапии. Это
касается в первую очередь или даже исключительно тех врачей, которые
заболевают не в первый раз и уже испытали на себе действие различных
психотропных и иных препаратов. Вместе с тем, мнение больного психи-
атра о назначаемых ему лекарствах имеет значение лишь тогда, когда
оно правильно соотносится с особенностями его психического состоя-
ния, оценка которого всегда должна относиться к компетенции лечаще-
го врача. Сам больной не может делать по этому поводу решающего
заключения, сколь бы правильными ни казались его соображения. В оп-
ределении психического состояния больного товарища, в вопросах ре-
жима, лекарственной терапии и т.д. лечащий врач всегда обязан быть
хозяином положения и основываться на собственном опыте или, при
необходимости — на опыте других врачей. При лечении больных психи-
атров в тот период болезни, когда у них отсутствуют симптомы психоза,
во всех случаях необходима психотерапия. При ее проведении всегда
следует учитывать имеющуюся у врача "профессиональную надстрой-
ку" и его собственный опыт болезни. Мнение Н.В.Эльштейна (1961),
согласно которому у заболевших врачей зачастую наблюдается пере-
оценка тяжести своего заболевания, может быть распространено и на
психиатров, прежде всего на тех, кто заболел в первый раз. Обычно,
если не всегда, это больные с расстройствами, близкими к пограничным.
Молодые психиатры нередко склонны диагностировать у себя эндоген-
ный процесс; зрелые врачи, особенно в состояниях субдепрессии — со-
судистое заболевание головного мозга "с прогрессирующим" распа-
дом памяти и "неизбежным" слабоумием. У легко болеющего психиатра
почти всегда существуют ипохондрические переживания, нередко чрез-
вычайно тягостные. Психотерапевтические беседы, пожалуй, не долж-
ны проводиться с акцентом на методических приемах, а иметь своей за-
дачей прежде всего вызвать заболевшего на откровенный разговор. Из
спонтанных высказываний больного, как всегда, можно почерпнуть важ-
ные дополнительные сведения и о проявлениях заболевания в прошлом,
о которых до этого он мог умолчать, и о настоящем психическом состоя-
нии, выявить оценку и отношение психиатра к разным периодам своей
болезни и к заболеванию в целом, вскрыть существующие установки в

382

отношении лечения, перспектив на будущее и т.д. Непринужденный раз-
говор о себе позволяет также лучше представить больного как человека.
Заболевшего врача обычно беспокоит вопрос о прогнозе его заболе-
вания и нозологический диагноз. Если болезнь исчерпывается непсихо-
тическим уровнем расстройств, почти всегда с чистой совестью можно
говорить о благоприятном прогнозе. Если больной перенес приступ пси-
хоза и в последующем правильно его оценивает, лучше, не распростра-
няясь о диагнозе болезни, обратить его внимание на факторы, которые
определенно свидетельствуют о благоприятном прогнозе. Такие факто-
ры существуют всегда. Целесообразно учитывать в генезе болезни зна-
чение привходящих моментов. Врачи, и в их числе психиатры, достаточ-
но часто склонны объяснять возникновение своей болезни внешними об-
стоятельствами. Не стоит их разубеждать в таком мнении. При нозологи-
ческой оценке пограничных расстройств можно ограничиться диагнозом
"астено-невротическое или невротическое состояние". Очень многие
психиатры в своей практике часто пользуются такой диагностикой, ве-
рят в нее и считают нетяжелой. В зависимости от обстоятельств можно
говорить о неврозе. Если больной перенес явное депрессивное состояние —
лучше говорить о депрессии циклотимического уровня или о циклоти-
мии. Опять-таки психиатры сами нередко предпочитают этот диагноз и
пользуются им для оценки своего состояния. В случаях приступов эн-
догенного процесса лучше или "облегчить" нозологический диагноз —
например, употреблением прилагательного "атипичный" (всегда "уда-
ляющего" заболевание от шизофрении), или сослаться на относитель-
ность точного разграничения болезней, учитывая действительно суще-
ствующие в психиатрии разногласия в вопросах нозологии.


Психиатра, перенесшего приступ эндогенного заболевания, в том
числе и процессуального, особенно сопровождавшегося депрессивны-
ми расстройствами, всегда следует "передержать" в больнице. Это в
большей степени гарантирует стабильность последующего его состоя-
ния, в частности, нормализацию настроения. Кроме того, психиатр дол-
жен находиться под постоянным врачебным наблюдением в связи с воз-
можными из-за болезни переменами в своей жизни, в том числе измене-
нием прежнего социального статуса. Лечащий врач постоянно должен
иметь в виду необходимость последующего поддерживающего лечения
больного и заранее четко обговорить с ним этот вопрос. Перенесшие
психическое заболевание врачи-психиатры, особенно молодые, часто не
соблюдают назначаемое им в амбулаторных условиях лечение. Здесь
необходим постоянный контроль.

383


Психически больному врачу должна быть предоставлена возмож-
ность самому выбирать себе лечащего врача на время амбулаторного
лечения. Им обязательно должен быть психиатр, которому больной до-
веряет и в профессиональном отношении, и как человеку. Личные свой-
ства лечащего врача нередко имеют для психически больного врача пер-
востепенное значение. Контроль за поддерживающим лечением должен
быть неукоснительным. Всякая попытка самолечения, к которому так
склонны врачи, должна вовремя и умело пресекаться.

Отношение врачей к среднему медицинскому персоналу

Как и во всех лечебных учреждениях, в психиатрической больнице
врач общается непосредственно со своими пациентами сравнительно
мало. Доверяя больных среднему и младшему медицинскому персона-
лу, он должен быть уверен, что с ними не произойдет никаких неприят-
ностей за время его отсутствия и все сделанные им назначения будут
выполнены. Но в психиатрических стационарах средний и отчасти млад-
ший медицинский персонал наделен еще и особыми, не существующи-
ми в других лечебных учреждениях обязанностями. "Прежде всего надо
отметить принцип наблюдения, надзора за больными. Между врачом и
больным ... есть средостение, известным образом заполненное простран-
ство. Я имею в виду .младший и средний персонал, имеющийся в каж-
дом психиатрическом учреждении и играющий в психиатрическом
обиходе — скажу прямо — громадную, первостепенную роль. Этот
персонал не только выполняет лечебные назначения врача-психиатра
(включая сюда же и свое моральное влияние), но прежде всего наблю-
дает за больным, делится своими наблюдениями с врачом; роль этого
персонала в психиатрических учреждениях совершенно иная, чем в
остальных клиниках. Без такого наблюдения через этот вспомогатель-
ный персонал правильное изучение душевнобольного совершенно не-
возможно и всегда будет неполным. Этот принцип объективного наблю-
дения, конечно, полезен и применяется всегда, но в психиатрических
учреждениях он введен в систему"!*

Психиатр может не только эффективно использовать в своей рабо-
те клинические факты, сообщаемые ему средним персоналом — в чем-
то он может просто учиться у него. Это касается умения наблюдать пси-
хически больного человека, находить к нему подход, учиться приемам

с. 13—14.

384


Ганнушкин П.Б. Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание. М., 1924,
м

обращения, разговора и т.д. История психиатрии дает тому немало при-
меров. Ph.Pinel, например, считал своим идейным наставником (как в
отношении специальных знаний, так и в проведении реформы содержа-
ния больных) надзирателя из Бисетра —Пюссена: "Мог ли я пренебре-
гать запасом идей и наблюдений, собранных в течение длинного ряда
лет таким человеком, каким был Пюссен", — писал Ph.Pinel.* Хорошо
подготовленный средний медицинский персонал всегда может пополнить
знания врача.


При повседневном общении с психически больными опытная меди-
цинская сестра способна не только отметить, но и правильно оценить
Особенности тех психопатологических расстройств, которые в силу раз-
ных причин, в том числе и по недостатку опыта, остаются незамечен-
ными врачом или же неверно им трактуются. Более того, наблюдение
повседневной жизни больных в отделении позволяет персоналу увидеть
больных с той стороны, которая характеризует их собственно челове-
ческую сущность. Нередко персонал судит о психически больных как о
людях гораздо более правильно, чем это способны сделать врачи. По-
этому врачу-психиатру никогда не следует пренебрегать сведениями,
которые сообщает ему средний и младший медицинский персонал, ви-
дящий жизнь больных в отделении как бы "изнутри", сам являющийся
непосредственным участником этой жизни.

"В первые годы врачебной деятельности, — расказывал А.В.Снежневс-
кий, — мне случилось работать в отделении, где была очень опытная старшая
сестра. В это время здесь находилась больная с депрессией, состояние кото-
рой, по моему мнению, улучшалось. Я сообщил об этом старшей сестре и
добавил: "Она начала улыбаться". Однако скоро старшая сестра подошла ко
мне и сказала: "Нехорошо она улыбается, переведите ее в надзорную палату".
Я был очень удивлен, но рекомендацию выполнил. Через несколько дней,
находясь в наблюдательной палате, эта больная совершила серьезную суици-
дальную попытку. Так я узнал, чем могут осложниться "улыбающиеся" деп-
рессии. В другой раз другая сестра сказала мне: "Вот у Вас двое больных, а Вы
знаете, какими они были до болезни людьми?" И она тут же перечислила мне
особенности личности каждой больной. Ее характеристики были совершен-
но правильными. Так я узнал, что психически больные и в психозах продол-
жают сохранять свои прежние человеческие свойства. Позже я заметил, что
опытные сестры в своем общении с больными всегда учитывают личность
больного".

Очень важной стороной в деятельности среднего медицинского пер-
сонала являются разговоры с больными. Тем большую цену приобрета-

385

* Каннабих Ю.В. История психиатрии. С. 157.
25-587

ет персонал, чем больше он умеет молчать. Важно как можно больше
слушать больных и наблюдать их, в случае необходимости осторожно
задавая им вопросы. Результаты своих наблюдений и содержание выс-
казываний больных средний медицинский персонал сообщает врачу в
устной или письменной форме (дневник наблюдений за больными). Очень
часто важные перемены в состоянии больных первым подмечает сред-
ний и младший обслуживающий персонал. А.В.Снежневский как-то
рассказал, что в больнице "Никольское", где ему в молодости пришлось
работать, был опытный фельдшер. Каждое утро он встречал заведую-
щего отделением кратким отчетом о том, что произошло в отделении за
время его отсутствия. Очень часто такой отчет начинался словами:
"Сегодня такие-то больные спутаны". Фельдшер понимал это слово по-
своему, но заведующий знал, что у названных больных произошло оп-
ределенное ухудшение психического состояния и что их надо осмотреть
в первую очередь. В некоторых случаях этот фельдшер был способен
не только первым отметить ухудшение психического состояния больно-
го, но и дать такому ухудшению правильную прогностическую оценку.
Так, например, он говорил: "Больному стало хуже — он начал убор-
ные мыть; теперь долго не поправится, да и с собой может что-нибудь
сделать". Отмеченный симптом, по словам А.В., всегда свидетельство-
вал о том, что речь идет о больном с тревожной депрессией, сочетаю-
щейся с ажитацией, выраженным бредом самообвинения и (или) обви-
нения. В настоящее время статус таких больных часто определяется как
депрессивно-параноидный.

На вопросы больных об их состоянии среднему медицинскому пер-
соналу следует отвечать лишь в тех случаях, когда больному явно луч-
ше и этот факт точно известен из сообщения врача. Ответ должен толь-
ко подтвердить то, что больному уже и так известно: "Да, против пре-
жнего состояние улучшилось, Вы же сами видите..." Чаще всего боль-
ной удовлетворяется таким ответом. Если же он начинает задавать уточ-
няющие вопросы, нужно поступить так же, как и тогда, когда явных
перемен к лучшему нет — сослаться на свою неосведомленность и
посоветовать обратиться за разъяснением к врачу. /

В деле выполнения врачебных назначений, ухода, наблюдения и над-
зора за психически больными среднему медцинскому персоналу необ-
ходимы такие же личные качества, как и самому врачу-психиатру: спо-
собность понимать больного человека, терпение, самообладание, сооб-
разительность и т.д. "Профессия служителя требует ... громадного тер-
пения, самопожертвования, самообладания и сообразительности"
(E.Kraepelin, 1912).

Врач не может рассчитывать на то, что предоставленный в его рас-
поряжение средний медицинский персонал будет по своим личным ка-
чествам и специальным знаниям с самого начала удовлетворять необ-
ходимым условиям. В идеале врач должен сам создавать себе помощ-
ников, с которыми ему предстоит работать, и уметь закрепить в них вы-
работанные необходимые свойства. Для этого необходимо прежде все-
го знать своих людей — знать не только уровень профессиональной
подготовки и личные качества, но также интересы, настроения, семей-
ную жизнь, прошлое, надежды на будущее и т.д. Такое знание достига-
ется заинтересованностью, доброжелательностью и доступностью само-
го врача. Средний медицинский персонал необходимо не только учить
профессиональным навыкам, но и воспитывать его. Лучшим способом
обучения и воспитания является личный пример. Прежде, чем врач ста-
новится авторитетом в глазах своих сотрудников, они должны поверить
в него как в человека и как в специалиста. Как о человеке — о враче
судят по его характеру, где очень важной чертой является постоянство
эмоционально-волевых качеств и способность к самодисциплине; как о
специалисте — по умению обращаться с больными и помогать им. Если
характер врача при всех своих положительных свойствах отличается
неуравновешенностью, ему никогда не завоевать доверия и уважения
большинства тех скромных и надежных людей, от которых зависит
быстрое и умелое выполнение его указаний. У плохого и нерадивого
врача или у врача, который не умеет держать себя в руках, персонал
очень скоро усваивает его пороки.

Но если врач — специалист своего дела, обладает самодисциплиной
и характером, налицо важнейшие предпосылки к тому, чтобы пользо-
ваться авторитетом в глазах своих подчиненных. В этом случае врач
способен побудить вверенный ему персонал действовать по собственной
инициативе в необходимом для интересов дела направлении, а это —
гарантия того, что он будет должным образом выполнять свои обязанно-
сти и в отсутствие врача. Авторитет врача всегда повышается, если пер-
сонал уверен, что им интересуются и что его работу ценят. Важно, чтобы
средние и младшие медицинские работники верили не только в своего
врача, но и в себя. Вера в себя повышает моральное состояние людей.

Одной из наиболее доступных форм профессионального обучения
психиатрами среднего медицинского персонала является совместная ра-
бота во время врачебных обходов. Здесь представлена не только воз-
можность показать на конкретных, а потому запоминающихся примерах
' особенности различных психопатологических состояний и их видоизме-


386


387