Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11343
Скачиваний: 219
Апелляция к ч. 1 ст. 23 Конституции РФ некорректна. В ней говорится: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Оправдывая неадекватное российской криминологической ситуации и международной практике решение, помощник Президента РФ по правовым вопросам М. Краснов приводит «самый сильный научный аргумент»: имеющиеся в законе положения способны породить рецидивы тридцать седьмого года265. Несостоятельными предполагаются и другие возражения Президента РФ, изложенные в письме о наложении вето на рассматриваемый закон266.
Обратимся к фактам. В п. 2 Указа Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой, лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении акционерными обществами и т.д. Однако был издан Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», в котором дан список 10 важнейших отраслей промышленности, где разрешается поручать на контрактной основе представлять интересы государства в совете директоров должностным лицам органов государственной власти за соответствующее вознаграждение. В связи с этим в совет директоров АО «Восточная нефтяная компания», например, вошли заместитель министра финансов РФ Самусев, начальник главного управления Госкомимущества Белоусов, первый заместитель министра топлива и энергетики РФ Филин и др. Аналогичная картина в ОАО «Оренбургская нефтяная акционерная компания», нефтяной компании «Роснефть», «Российской угольной компании», Тюменском нефтяном научно-технологическом центре и т.д.267 И это не единичные случаи. Во всех акционерных обществах, образованных с участием государства, его представляют госслужащие. В 93% это служащие министерств и ведомств. К примеру, в Миноборонпроме из 389 представителей государства 333 работали в самом министерстве, занимая посты от главного специалиста до заместителя министра268. Сращивание государственных служащих с предпринимательством в цивилизованных странах расценивается как прямая коррупция. Такое сращивание запрещает и российское законодательство, но на вершинах власти соответствующие нормы бездействуют.
К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, о массовой коррупции государственных должностных лиц в России говорится на каждом шагу, в том числе в коридорах власти, а в Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 1996 г. даже жестко осуждались промедление и нерешительность в борьбе с ней269, а с другой — год откровенно тормозится, главным образом федеральными властями, принятие основополагающих антикоррупционных законов.
Объяснить указанный парадокс можно словами президента Уганды Мусевени, которые он произнес на открытии конференции Африканского руководящего форума по проблемам коррупции, состоявшейся в Энтеббе в декабре 1994 г. : «Реальная проблема заключается в том, что в Африке лица, призванные обеспечивать соблюдение законности, сами нуждаются в надзоре, и это явно представляет собой порочный круг. Если наше высшее руководство не имеет морального авторитета, весьма трудно искоренить коррупцию, а, к сожалению, именно наверху воровство происходит в подлинно крупных масштабах. Для борьбы с коррупцией на таком уровне морального воздействия недостаточно. Нам необходимы юридические санкции и обеспечение соблюдения законов о коррупции. Если такие санкции в отношении коррупции не существуют, они должны быть введены. Проблема... состоит в том, что коррумпированные руководители, являющиеся также законодателями, не принимают законы для борьбы с коррупцией, поскольку тем самым они создавали бы проблемы для самих себя»270. Аналогичные слова были сказаны Генеральным прокурором РФ Ю. Скуратовым: «Не исключено, что принятию закона о борьбе с коррупцией противодействовали именно те, кто мог стать первыми объектами его применения»271. Стремление Генерального прокурора РФ проявить самостоятельность и как-то обеспечить борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти вынудили их подготовить убийственный для него телекомпромат «о человеке, похожем на генпрокурора», «заснятом» пьяным в обществе проституток. Коррумпированные руководители сбросили его. И он был не первой жертвой борьбы с коррупцией.
Динамика преступности и судимости по некоторым коррупционным деяниям во время перестройки и рыночных реформ до принятия УК РФ была противоречивой. (Табл. 10.)
Таблица 10
Динамика некоторых коррупционных действий, совершенных всеми должностными лицами в России ( 1 9 8 6 — 1 9 9 6 гг.)
Год |
Зарегистрировано преступлений |
Доля лиц |
Динамика |
Осуждено |
Доля |
Динамика |
Должностные хищения (ст. 92 УК РСФСР) |
||||||
1986 |
57472 |
4,3 |
100,0 |
26507 |
3,4 |
100,0 |
1987 |
57662 |
4,9 |
100,3 |
15593 |
2,7 |
58,8 |
1988 |
52042 |
4,3 |
90,6 |
8239 |
1,9 |
31,1 |
Год |
Зарегистрировано преступлений |
Доля лиц |
Динамика |
Осуждено |
Доля |
Динамика |
1989 |
47623 |
2,9 |
82,9 |
6902 |
1 ,6 |
26,0 |
1990 |
44359 |
2,4 |
77,2 |
8648 |
1 ,6 |
32,6 |
1991 |
40364 |
1 ,9 |
70,2 |
9749 |
1 ,6 |
36,8 |
1992 |
39 851 |
1 ,4 |
69,3 |
7222 |
1 ,1 |
27,2 |
1993 |
37306 |
1 ,3 |
64,9 |
8070 |
1 ,0 |
30,4 |
1994 |
34904 |
1 ,3 |
60,7 |
2747 |
0,3 |
10,4 |
1995 |
35460 |
1 ,3 |
61,7 |
|
|
|
1996 |
38255 |
1 ,5 |
66,6 |
|
|
|
Взяточничество |
||||||
1986 |
6562 |
0,5 |
100,0 |
3454 |
0,4 |
100,0 |
1987 |
4155 |
0,4 |
63,3 |
2008 |
0,3 |
58,1 |
1988 |
2464 |
0,2 |
37,5 |
812 |
0,2 |
23,5 |
1989 |
2195 |
0,1 |
33,4 |
451 |
0,1 |
13,1 |
1990 |
2691 |
0,1 |
41,0 |
649 |
0,1 |
18,8 |
1991 |
2534 |
0,1 |
38,6 |
612 |
0,1 |
17,7 |
1992 |
3331 |
0,1 |
50,8 |
686 |
0,1 |
19,9 |
1993 |
4497 |
0,2 |
68,5 |
843 |
0,1 |
24,4 |
1994 |
4919 |
0,2 |
75,0 |
1114 |
0,1 |
32,3 |
1995 |
4889 |
0,2 |
74,5 |
|
|
|
1996 |
5453 |
0,2 |
83,1 |
|
|
|
Злоупотребление служебным положением |
||||||
1986 |
4830 |
0,4 |
100,0 |
|
|
|
1987 |
3753 |
0,3 |
77,7 |
|
|
|
1988 |
2801 |
0,2 |
|
|
|
|
|
|
|||||
1989 |
2436 |
0,2 |
|
|
- |
- |
1990 |
2505 |
0,1 |
51,9 |
|
|
|
1991 |
2451 |
0,1 |
50,7 |
|
|
|
1992 |
2662 |
0,1 |
55,1 |
|
|
|
1993 |
2794 |
0,1 |
57,8 |
|
|
|
1994 |
3240 |
0,1 |
67,1 |
225 |
0,02 |
- |
Из анализа данной таблицы можно сделать однозначный вывод. Вся регистрируемая преступность за эти годы, несмотря на рост ее латентности, увеличилась в 2 раза. Мздоимство и казнокрадство стали в эти годы массовыми, а их учитываемая и осуждаемая части снижались. Должностные хищения, присвоения и растраты сократились практически вдвое, а судимость за них — почти в 10 раз. Аналогичные тенденции демонстрируют сведения о взяточничестве и должностных злоупотреблениях. По всем трем видам деяний на одного осужденного приходится 11 зарегистрированных коррупционных преступлений, 15 злоупотреблений, 13 хищений, пять преступлений, связанных с взяточничеством.
Сведения о коррупции в системе государственной службы иные. Именно в этой сфере коррупция приобрела огромные размеры. И это не могло не отразиться на ее учете, хотя он и не отражает действительное положение дел в государстве. (Табл. 11.)
Таблица 11
Борьба с коррупцией в системе государственной службы в 1993-1996 гг.
Год |
Вид учета на лиц |
Всего лиц |
В том числе в органах |
|||
госуправления |
правоохранительных |
госвласти |
судебных |
|||
1993 |
Возбуждено дел |
2469 |
1483 |
639 |
92 |
8 |
Подлежит суду |
2198 |
1356 |
566 |
69 |
3 |
|
Направлено в суд |
1191 |
754 |
293 |
23 |
2 |
|
Связано с организованной преступностью |
772 |
466 |
112 |
23 |
|
|
Нарушение указов Президента РФ |
1453 |
814 |
359 |
133 |
8 |
|
1994 |
Возбуждено дел |
2678 |
1673 |
807 |
57 |
8 |
Подлежит суду |
2 227 |
1367 |
730 |
48 |
3 |
|
Направлено в суд |
1319 |
842 |
397 |
27 |
|
|
Связано сорганизованной |
595 |
370 |
184 |
17 |
|
|
Нарушение указов Президента РФ |
944 |
486 |
374 |
53 |
7 |
|
1995 |
Возбуждено дел |
3504 |
2323 |
|
|
4 |
Подлежит суду |
4 893 |
3646 |
969 |
125 |
6 |
|
Направлено в суд |
1949 |
1257 |
576 |
72 |
2 |
|
Связано с организованной преступностью |
1083 |
849 |
205 |
26 |
1 |
|
Нарушение указов |
1093 |
652 |
385 |
14 |
3 |
|
1996 |
Возбуждено дел |
3688 |
2625 |
857 |
117 |
8 |
Подлежит суду |
3017 |
2041 |
798 |
74 |
2 |
|
Направлено в суд |
2099 |
1457 |
522 |
46 |
|
|
Связано с организованной преступностью |
828 |
528 |
259 |
11 |
|
|
Нарушение указов Президента РФ |
903 |
469 |
286 |
77 |
1 |
Судя по приведенным данным, число возбужденных уголовных дел в отношении государственных должностных лиц за два последних года увеличилось на 42%, а лиц, подлежащих преданию суду, — в 2,2 раза. Тогда как число лиц, уголовные дела на которых были направлены в суд, возросло лишь на 63,6%. В 1995 г., например, было возбуждено уголовное дело на 3 504 человека, подлежало направлению в суд (с учетом дел за прошлые годы) — на 4 893, а реально направлено в суд — на 1 949 человек (39,8%). Число лиц, реально осужденных, исчисляется десятками, если не единицами. Их нельзя выделить из общего числа осужденных за должностные преступления, так как в судебной статистике государственные служащие отдельно не учитываются. Выявленный ущерб от коррумпирования государственных чиновников составил в 1993 г. 65,5 млрд руб., в 1994 г. — 71,7 млрд, а в 1995 г. — 913,1 млрд руб.
В числе коррупционеров из правоохранительных органов до 95% и более составляют работники органов внутренних дел. Это заставило МВД России в конце 1995 г. создать службу собственной безопасности в форме внутренней инспекции.
За время действия УК РФ динамика данных некоторых коррупционных преступлений выглядела следующим образом. (Табл. 11.)
Удельный вес официально учтенных коррупционных деяний, перечисленных в таблице, колеблется за анализируемые годы в структуре всей зарегистрированной преступности в пределах 2,5—2,8%. Причем основную массу преступлений (58,6%) в их общей структуре составляют присвоение и растрата, 33,5% занимают преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе взяточничество — 9,6%. Доля преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях невелика (7,9%).
Динамика зарегистрированных преступлений, анализируемых в таблице, в основе своей слабо неблагоприятна. За шесть последних лет они в целом увеличились на 24,7%. Более интенсивно росла регистрация преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (+352,4%), намного меньше в государственных (+55,5%), еще меньше взяточничество (+31,0%). Десятикратный разрыв в динамике роста коррупционных преступлений в коммерческих организациях и органах государственной власти и органах местного самоуправления можно объяснить лишь выборочной регистрацией, слабостью и опасностью борьбы с коррупцией в них, а главное, особой коррупционной привлекательностью для правоохранительных органов коммерческих структур. Коррупционная деятельность предпринимателей, безусловно, сильно развита, так как без взяток им ничего не добиться. Но правоохранители охотно возбуждали против них уголовные дела (в том числе липовые), чтобы потом прекратить за большую мзду. До суда доходили единицы дел.
Таким образом, ножницы между тенденциями коррупционных действий и контролем за ними со стороны государства, по официальной статистике, особенно между фактической и реально осуждаемой коррупцией, составляют один-два порядка. Противники закона прямого действия о борьбе с коррупцией приводят подобные факты как аргумент: дело не в законе, а в бездействии органов правоохраны. В этом есть доля истины. Но это, однако, не означает, что способы современной коррупции охватываются традиционными формами взяточничества. Кроме того, сам факт торпедирования закона властями не может не сказаться на отношении правоохранительных органов к борьбе с коррупцией, которую они бессильны контролировать способами отжившими и не оправдывающими себя. Законы о государственной службе, борьбе с коррупцией и легализацией неправомерно нажитых средств существенно помогли бы борьбе за «чистые руки» государственных должностных лиц, как это делается в США, Франции, Японии, Италии, Великобритании и других странах, где руководствуются принципом «основанием власти является ее авторитет», тогда как в России власть считается основанием авторитета. Должностным лицам нашей страны можно было бы вспомнить известные слова: «... если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с самих себя»272.
ГЛАВА 19
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
§ 1. К ПОНИМАНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Понимание организованной преступности еще менее определенно, чем понимание насильственной, корыстной или экономической. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной криминальной деятельности. Именно деятельности, осуществляемой группой лиц в течение более или менее длительного времени, а не единичного группового деяния, хотя последнее нередко бывает началом сколачивания организованной преступной группы.
Феномен организованности касается не только и не столько совершения конкретных деяний, сколько становления самого преступного формирования, его существования и его криминальной деятельности. Совершение одинаковых или разных преступлений является относительно постоянным общим делом организованных между собой субъектов (групп), каждый из которых имеет свои функциональные обязанности, «права и полномочия». Более или менее точно отражает суть организованной преступности «Коза ностра» (итал. — «Наше дело»).
Преступное дело представляет собой специфическую систему «производственных» отношений, и, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, требует адекватной организации. В связи с этим законодательство США даже рассматривает эти структуры в качестве незаконных деловых предприятий. Они создаются, как правило, по образцу соответствующих государственных и коммерческих структур, существующих в той или иной стране. И это делает организованную преступность производной от конкретного общества и государства, где она действует.
Социальная база организованной преступности и спектр ее возможностей в командной экономике социалистического общества в СССР были одни, в переходной экономике России и иных постсоветских государствах — другие, в странах старого капитализма — третьи. В «социалистическом» варианте организованная преступность, паразитировавшая главным образом на плановой экономике, была упрощенной и подчиненной бюрократии, в «переходном» — усложнилась, стала более разветвленной и автономной, в «капиталистическом» — фигурирует как сложная система самостоятельных специфических субъектов особых рыночных отношений. В строении организованной преступности находят также отражение сфера преступной деятельности, этнические, религиозные, национальные и иные традиционные особенности ее основного места пребывания.
Организованную преступность давно и верно сравнивают со злокачественной опухолью. Например, рак легкого, желудка, молочной железы, кожи, сохраняя свою «убийственную» суть, специфичен в каждом органе. И эта специфика предопределена строением клеток органа, так как злокачественная опухоль состоит не из абсолютно новых собственно раковых клеток, а из патологически измененных клеток заболевшего органа. Переносясь по лимфатическим путям, они обусловливают новые раковые образования (метастазы) в других органах, но уже со свойственным им морфологическим своеобразием. Аналогична и этиология организованной преступности.