Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11355

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно не сомневаться, что итальянские законодатели хорошо знают классическую теорию уголовного права, разработанную их соотечественником Ч. Беккариа, но перед лицом тяжелых криминологических реалий они не стали возводить ее в ранг незыблемых заповедей. Они ищут и принимают адекватные цивилизованные меры в рамках выработанных историей важнейших принципов уголовного права и правосудия. А мы, как и в советское время, руководствовались не здравым смыслом, не опытом других стран и международными рекомендациями, а новой идеальной идеологией.

На международной конференции «Mafia che fare?» («Мафия, что делать?»), проходившей в Палермо (Сицилия) 10 — 12 декабря 1992 г., итальянские законодатели передали нашим участникам полную подшивку законов, декретов и ордонансов президента, направленных на борьбу с мафией310, которые были переведены на русский язык еще Верховным Советом РСФСР, но остались невостребованными.

Мировое сообщество, однако, более практично. В справочном документе ООН к Всемирной конференции по организованной преступности говорится: «Правоохранительные органы, прокуроры и судьи полагают, что с признанием участия в деятельности какой-либо преступной организации конкретным преступлением они получили мощное средство для борьбы с преступными организациями. Многочисленные обвинительные акты, вынесенные в США на основе Закона RICO, и положительные результаты применения ст. 416 bis УК Италии позволяют предположить, что распространение этих категорий на другое внутригосударственное законодательство может принести определенные преимущества»311.

В выводах упомянутой конференции (п. 96) указывается: «В области материального права усилия по борьбе с организованной транснациональной преступностью можно было бы существенно подкрепить реформами законодательства при уделении особого внимания следующим вопросам: а) введение уголовных наказаний за участие в преступной организации; Ь) введение уголовных наказаний за сговор или аналогичные формы несостоявшихся преступлений; с) введение запрета на отмывание доходов от преступной деятельности; d) принятие санкций и других мер конфискации товаров и мер, препятствующих сокрытию незаконных доходов, с целью подрыва экономического могущества преступных организаций»312.

Важной вехой в организации борьбы с организованной преступностью в отдельных странах и в мире в целом было принятие в 2000 г. Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности с двумя протоколами, в том числе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Эту Конвенцию 19 декабря 2000 г. на международной конференции ООН о транснациональной организованной преступности в Палермо (Италия) от имени России подписал бывший секретарь Совета Безопасности РФ С. Иванов. В УК РФ были и раньше решены некоторые вопросы, предписанные конвенцией. Но она является комплексным международным актом, имеющим отношение ко многим отраслям права. И в этом плане у нас много нерешенных законодательных проблем. Перечислим наиболее важные из них: криминализация участия в организованной преступной группе; криминализация отмывания доходов от преступлений и меры по борьбе с отмыванием денежных средств; криминализация коррупции и меры против коррупции; конфискация и арест; международное сотрудничество в целях конфискации; выдача, взаимная правовая помощь; совместные расследования; специальные методы расследования; криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия; сотрудничество между правоохранительными органами; сбор и анализ информации о характере организованной преступности; предупреждение транснациональной преступности; помощь жертвам торговли людьми и их защита; статус жертв торговли людьми в принимающих государствах; регистрация жертв торговли людьми; предупреждение торговли людьми; меры пограничного контроля; уголовное преследование мигрантов; криминализация этой преступной деятельности; меры противодействия незаконному ввозу мигрантов и т.д. Один только неполный перечень вопросов, которые нашли отражение в Конвенции и ее протоколах, показывает их особую актуальность для нашей страны. Но эта важная Конвенция и протоколы к ней пока Россией не ратифицированы и не нашли отражения в законодательстве. Конвенция являет собой образец комплексного нормативного акта, большинство составляющих которого крайне нужно для более эффективной борьбы с различными формами организованной преступности, коррупцией, отмыванием грязных денег и другими опасными видами преступлений в России.


В связи с ростом организованной преступности за последнюю четверть минувшего века в мире складывается устойчивая тенденция к формированию нового адекватного уголовного законодательства, отвечающего на вызовы времени, согласно которому само участие (создание, управление, руководство) в организованном преступном сообществе стало считаться преступлением313.

Обо всем этом на основе отечественных исследований и мировых сопоставлений российские криминологи начали говорить практически около 15 лет назад. Но, видимо, прав был Гегель, когда сделал свой грустный вывод: история учит, что народы и правительства ничему не научаются из истории314. России, ошибочно принявшей обретение свободы за саморегулирующийся процесс, нужно, видимо, было пройти через собственную большую кровь и собственный общенациональный страх, чтобы начать осознавать мощь организованной преступности так, как ее давно познали другие страны.


§ 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ


«Коза ностра» в США возникла во время действия «сухого закона» Волстэда (28-я поправка к Конституции), принятого в 1919 г. и отмененного в 1933 г., во время мирового экономического кризиса. Этот синдикат до сих пор представляет собой противоправную деятельность членов преступных ассоциаций, занимающихся добыванием денег посредством обеспечения населения незаконными товарами и услугами. Способом добывания денег или ценностей являются также насилие, вымогательство, мошенничество и т.д. Наряду с этим идет инфильтрация организованной преступности в легальный бизнес, профсоюзы, политические организации. Основной социальной базой организованной преступности в США является наличие общественных потребностей в запрещенных товарах и услугах315.

Процитированы Дж. Альбини и Дж. Финкенауер, авторы серьезных исследований об американской мафии, содержащих важный вывод. США, например, страдают от наплыва наркотиков из разных стран и беспощадно борются с их поставщиками. Те, несомненно, виновны в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Но если бы в США на них не было «бешеного» спроса, они бы их не доставляли. Аналогичный вопрос возникает и с трафиком женщин и детей для сексуальной эксплуатации в США. Общеизвестно, что жертвы этих деяний попадают в сети торговцев живым товаром не от хорошей жизни в России, Украине и других странах Восточной Европы. Эти страны заслуживают осуждения. Но почему-то не осуждаются интенсивно растущие аморальные и извращенные потребности американцев. Азбучная истина: любой незаконный оборот запрещенных товаров и услуг в первую очередь обусловлен той самой социальной базой, о которой пишут авторы, т.е. иррациональными потребностями людей. Не будет спроса, не будет предложения. Но пока в США и других странах нездоровые иррациональные потребности под флагом свободы и демократии фактически только поощряются. Это не более чем либерализированный цинизм. Нет сомнения в том, что человек в демократической стране свободен в выборе поведения, если это не нарушает свободу других. Но этот выбор каждодневно навязывается и организуется мафией и фактически поощряется государством и обществом. Надпись на упаковке «это вредно» не может состязаться с агрессивной пропагандой теле-, киноиндустрии, оплаченной организованной преступностью. С потребностями людей бесполезно бороться запретами, но иррациональные потребности должны получать адекватную оценку общества.


Политические, социально-экономические и организационно-правовые условия в СССР в 70—80-е гг., когда складывалась и разрасталась отечественная организованная преступность, были иными, чем в США. В период застоя росли неудовлетворенные государством обычные потребности народа в продуктах, одежде, других товарах, жилье; росла масса неотоваренных денег. В это время слово «достать» вытеснило слово «купить», а слово «купить» вытеснило слово «заслужить». « Т ы — мне, я — тебе» стал одним из основных принципов поведения должностных лиц и граждан. В это время дремлющая организованная преступность и взяла на себя обязанность обеспечивать неудовлетворенные потребности преступными путями с большой выгодой для себя. И в этом плане она является плотью от плоти наших социалистических распределительных отношений.

Как все мафии в мире, советская организованная преступность жаждала прибыли и сверхприбыли и не гнушалась хищениями, злоупотреблениями, шантажом, подкупом, насилием. Как вынужден был констатировать журнал «Коммунист», в то время формировались «не просто гнездовья, а целая система расхитительства, взяточничества по горизонтали и вертикали во многих отраслях производства, снабжения, сбыта и торговли»316. Особенно широкое распространение организованная преступность получила в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Армении, Грузии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Хабаровском и Краснодарском краях, Ростовской, Одесской, Иркутской областях, Москве.

Разрастание теневой экономики представляло собой магистральную тенденцию становления советской номенклатурной коррумпированной организованной преступности. Рэкет, грабежи, разбои, кражи и другие преступления против личной собственности при любой степени организованности их совершения были очень опасными, но, скорее всего, вторичными. Возникновение и становление отечественной мафии кроются в недрах теневой экономики, распределительных отношений, неповоротливой государственной «ничейной» собственности.

По характеру, формам и причинам преступной деятельности отечественную организованную преступность можно условно разделить на уголовную (или гангстерскую), которая промышляет главным образом путем совершения краж, грабежей, разбоев, вымогательства, мошенничества, бандитизма, убийств и других аналогичных деяний, и экономическую (или «беловорот-ничковую»), паразитировавшую на хищениях государственной и общественной собственности, злоупотреблениях служебным положением, коррупции и других корыстно-хозяйственных и корыстно-должностных преступлениях. С переходом России к рыночным отношениям, приватизации государственной и общественной собственности и мошенническому капиталу криминальные возможности экономической организованной преступности умножились.


Экономическая форма организованной преступности была в СССР главной. Она существовала внутри государственных образований или параллельно с ними и использовала в своих целях государственные фонды, государственные каналы сбыта, государственную финансовую систему, государственный аппарат — хозяйственный, контролирующий, административный, правоохранительный. Именно она тормозила перестроечные процессы и безнаказанно перекачивала государственные ресурсы в теневую экономику. Именно она является камнем преткновения на пути развития цивилизованных рыночных отношений сегодня.

Уголовная организованная преступность была в нашей стране с первых лет советской власти, а экономическая стала формироваться по мере отчуждения собственности от производителей, бюрократизации распределительных отношений, роста бесхозяйственности в государственном секторе экономики. Экономическая организованная преступность стимулировала уголовную, когда «воры в законе» стали «трясти» «цеховиков», а в ряде случаев консолидироваться с ними.

В капиталистическом мире деньги дают реальную власть. В СССР реальная власть, особенно по распределению оптового и розничного дефицита, принадлежала партийной и государственной бюрократии, которая к тому же не располагала большими официальными доходами. Именно поэтому продажная часть бюрократии стала придатком организованных преступных групп. «Воры в законе», «цеховики» и продажная бюрократия нашли друг друга в организованной преступности.

Экономическую организованную преступность в СССР и в какой-то мере в нынешней России можно условно разделить на бюрократическую, связанную с распределением кредитов, государственной протекции, фондов, товаров, сырья, оборудования, услуг, должностей, наград, лицензий, привилегий, льгот и т.д., и рыночную (черный рынок, «черный нал»). Последняя удовлетворяет как рациональные повседневные потребности граждан, обеспечивая их необходимыми товарами и услугами, так и иррациональные потребности (наркотики, оружие, алкоголь, азартные игры, проститутки и т.д.). (Рис. 1 . )


Уголовная


Экономическая












Бюрократическая



Рыночная








"Рациональная"



«Иррациональная»


Рис. 1. Структура организованной преступности

Эта элементарная схема структуры организованной преступности была опубликована в 1997 г. в первом издании книги. Вряд ли она дошла до первого заместителя прокурора Архангельской области А.Н. Апанасенко. Но в 1998 г. он опубликовал свою более детальную схему под названием «Причины возникновения организованной преступности»317, которая, по сути, совпадает с нашей. Это совпадение свидетельствует об одном: схемы отражают реальность с точки зрения не только теории, но и практики. Для иллюстрации приведем схему А.Н. Апанасенко. (Рис. 2).



В каждой разновидности организованной преступности (уголовной, экономической, бюрократической, рыночной, «рациональной», «иррациональной») есть своя совокупность причин и условий. Однако в главном суть их схожа. Организованная преступность во всех своих проявлениях (в одних больше, в других меньше) прежде всего явление экономическое. В основе его лежат главным образом экономические причины.

В самом общем виде эти причины сводились к противоречиям между законами экономики и волюнтаристскими административными методами хозяйствования в социалистическом обществе. Организованная преступность была криминальным средством разрешения этих противоречий, без которого тотальная бюрократическая система уже не могла существовать. У бюрократии нет собственно экономических интересов. Ее мотивацией является удержание власти. Поэтому бюрократическое руководство экономикой неумолимо вело к доминированию вне экономических интересов принуждения и распределения. Растущий дефицит, в свою очередь, требовал увеличения штата контролирующих и распределяющих структур, что еще больше блокировало экономические механизмы. Теневая экономика и подпольный рынок взяли на себя функцию обмена, которую практически не в состоянии была выполнить одна бюрократия. Поэтому появление в СССР бюрократической, рыночной и «рациональной» организованной преступности было закономерным следствием только командной экономики. На эту особенность российской организованной преступности обращают внимание и зарубежные исследователи318.

Как всякое предпринимательство, организованная преступность мобильна и экономически грамотна. Появление политической и некоторой экономической свободы во время перестройки она немедленно использовала в своих интересах. Показательным примером ее приспособительных способностей было «творческое» использование кооперативного движения (чиновничий и уголовный рэкет, отмывание «грязных» денег, превращение кооперативных структур в «крышу» преступной деятельности и т.д.), и в этом не вина, а беда кооперативов, которые были брошены государством на съедение организованной преступности (уголовной, экономической, бюрократической, рыночной).

Организованная преступность в СССР возникала и укреплялась на основе роста всей преступности, концентрации и монополизации различных форм преступной деятельности. Поэтому ее развитие тесно связано с динамикой общей преступности, ослаблением тотального контроля в 60—80-е гг. Общая преступность в СССР и в России особо интенсивно росла в конце 80-х и начале 90-х гг. По видам и группам преступлений этот рост был неравномерен. Прогрессировали групповые и корыстные, а также корыстно-групповые деяния. Групповая преступность в первой половине 90-х гг. в России увеличилась более чем в 3 раза. Каждое четвертое раскрытое преступление совершалось в группе. Еще интенсивнее росла корыстная преступность. Если вся преступность с середины 5 0 - х г г . увеличилась в 7 — 8 раз, то корыстная — в 12—15. И это на фоне более медленного роста выявленных корыстно-хозяйственных и корыстно-должностных преступлений, которые в последние годы даже снижались. Латентизация этих деяний серьезно укрепила бюрократическую организованную преступность.