Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11355
Скачиваний: 219
Можно не сомневаться, что итальянские законодатели хорошо знают классическую теорию уголовного права, разработанную их соотечественником Ч. Беккариа, но перед лицом тяжелых криминологических реалий они не стали возводить ее в ранг незыблемых заповедей. Они ищут и принимают адекватные цивилизованные меры в рамках выработанных историей важнейших принципов уголовного права и правосудия. А мы, как и в советское время, руководствовались не здравым смыслом, не опытом других стран и международными рекомендациями, а новой идеальной идеологией.
На международной конференции «Mafia che fare?» («Мафия, что делать?»), проходившей в Палермо (Сицилия) 10 — 12 декабря 1992 г., итальянские законодатели передали нашим участникам полную подшивку законов, декретов и ордонансов президента, направленных на борьбу с мафией310, которые были переведены на русский язык еще Верховным Советом РСФСР, но остались невостребованными.
Мировое сообщество, однако, более практично. В справочном документе ООН к Всемирной конференции по организованной преступности говорится: «Правоохранительные органы, прокуроры и судьи полагают, что с признанием участия в деятельности какой-либо преступной организации конкретным преступлением они получили мощное средство для борьбы с преступными организациями. Многочисленные обвинительные акты, вынесенные в США на основе Закона RICO, и положительные результаты применения ст. 416 bis УК Италии позволяют предположить, что распространение этих категорий на другое внутригосударственное законодательство может принести определенные преимущества»311.
В выводах упомянутой конференции (п. 96) указывается: «В области материального права усилия по борьбе с организованной транснациональной преступностью можно было бы существенно подкрепить реформами законодательства при уделении особого внимания следующим вопросам: а) введение уголовных наказаний за участие в преступной организации; Ь) введение уголовных наказаний за сговор или аналогичные формы несостоявшихся преступлений; с) введение запрета на отмывание доходов от преступной деятельности; d) принятие санкций и других мер конфискации товаров и мер, препятствующих сокрытию незаконных доходов, с целью подрыва экономического могущества преступных организаций»312.
Важной вехой в организации борьбы с организованной преступностью в отдельных странах и в мире в целом было принятие в 2000 г. Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности с двумя протоколами, в том числе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Эту Конвенцию 19 декабря 2000 г. на международной конференции ООН о транснациональной организованной преступности в Палермо (Италия) от имени России подписал бывший секретарь Совета Безопасности РФ С. Иванов. В УК РФ были и раньше решены некоторые вопросы, предписанные конвенцией. Но она является комплексным международным актом, имеющим отношение ко многим отраслям права. И в этом плане у нас много нерешенных законодательных проблем. Перечислим наиболее важные из них: криминализация участия в организованной преступной группе; криминализация отмывания доходов от преступлений и меры по борьбе с отмыванием денежных средств; криминализация коррупции и меры против коррупции; конфискация и арест; международное сотрудничество в целях конфискации; выдача, взаимная правовая помощь; совместные расследования; специальные методы расследования; криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия; сотрудничество между правоохранительными органами; сбор и анализ информации о характере организованной преступности; предупреждение транснациональной преступности; помощь жертвам торговли людьми и их защита; статус жертв торговли людьми в принимающих государствах; регистрация жертв торговли людьми; предупреждение торговли людьми; меры пограничного контроля; уголовное преследование мигрантов; криминализация этой преступной деятельности; меры противодействия незаконному ввозу мигрантов и т.д. Один только неполный перечень вопросов, которые нашли отражение в Конвенции и ее протоколах, показывает их особую актуальность для нашей страны. Но эта важная Конвенция и протоколы к ней пока Россией не ратифицированы и не нашли отражения в законодательстве. Конвенция являет собой образец комплексного нормативного акта, большинство составляющих которого крайне нужно для более эффективной борьбы с различными формами организованной преступности, коррупцией, отмыванием грязных денег и другими опасными видами преступлений в России.
В связи с ростом организованной преступности за последнюю четверть минувшего века в мире складывается устойчивая тенденция к формированию нового адекватного уголовного законодательства, отвечающего на вызовы времени, согласно которому само участие (создание, управление, руководство) в организованном преступном сообществе стало считаться преступлением313.
Обо всем этом на основе отечественных исследований и мировых сопоставлений российские криминологи начали говорить практически около 15 лет назад. Но, видимо, прав был Гегель, когда сделал свой грустный вывод: история учит, что народы и правительства ничему не научаются из истории314. России, ошибочно принявшей обретение свободы за саморегулирующийся процесс, нужно, видимо, было пройти через собственную большую кровь и собственный общенациональный страх, чтобы начать осознавать мощь организованной преступности так, как ее давно познали другие страны.
§ 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
«Коза ностра» в США возникла во время действия «сухого закона» Волстэда (28-я поправка к Конституции), принятого в 1919 г. и отмененного в 1933 г., во время мирового экономического кризиса. Этот синдикат до сих пор представляет собой противоправную деятельность членов преступных ассоциаций, занимающихся добыванием денег посредством обеспечения населения незаконными товарами и услугами. Способом добывания денег или ценностей являются также насилие, вымогательство, мошенничество и т.д. Наряду с этим идет инфильтрация организованной преступности в легальный бизнес, профсоюзы, политические организации. Основной социальной базой организованной преступности в США является наличие общественных потребностей в запрещенных товарах и услугах315.
Процитированы Дж. Альбини и Дж. Финкенауер, авторы серьезных исследований об американской мафии, содержащих важный вывод. США, например, страдают от наплыва наркотиков из разных стран и беспощадно борются с их поставщиками. Те, несомненно, виновны в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Но если бы в США на них не было «бешеного» спроса, они бы их не доставляли. Аналогичный вопрос возникает и с трафиком женщин и детей для сексуальной эксплуатации в США. Общеизвестно, что жертвы этих деяний попадают в сети торговцев живым товаром не от хорошей жизни в России, Украине и других странах Восточной Европы. Эти страны заслуживают осуждения. Но почему-то не осуждаются интенсивно растущие аморальные и извращенные потребности американцев. Азбучная истина: любой незаконный оборот запрещенных товаров и услуг в первую очередь обусловлен той самой социальной базой, о которой пишут авторы, т.е. иррациональными потребностями людей. Не будет спроса, не будет предложения. Но пока в США и других странах нездоровые иррациональные потребности под флагом свободы и демократии фактически только поощряются. Это не более чем либерализированный цинизм. Нет сомнения в том, что человек в демократической стране свободен в выборе поведения, если это не нарушает свободу других. Но этот выбор каждодневно навязывается и организуется мафией и фактически поощряется государством и обществом. Надпись на упаковке «это вредно» не может состязаться с агрессивной пропагандой теле-, киноиндустрии, оплаченной организованной преступностью. С потребностями людей бесполезно бороться запретами, но иррациональные потребности должны получать адекватную оценку общества.
Политические, социально-экономические и организационно-правовые условия в СССР в 70—80-е гг., когда складывалась и разрасталась отечественная организованная преступность, были иными, чем в США. В период застоя росли неудовлетворенные государством обычные потребности народа в продуктах, одежде, других товарах, жилье; росла масса неотоваренных денег. В это время слово «достать» вытеснило слово «купить», а слово «купить» вытеснило слово «заслужить». « Т ы — мне, я — тебе» стал одним из основных принципов поведения должностных лиц и граждан. В это время дремлющая организованная преступность и взяла на себя обязанность обеспечивать неудовлетворенные потребности преступными путями с большой выгодой для себя. И в этом плане она является плотью от плоти наших социалистических распределительных отношений.
Как все мафии в мире, советская организованная преступность жаждала прибыли и сверхприбыли и не гнушалась хищениями, злоупотреблениями, шантажом, подкупом, насилием. Как вынужден был констатировать журнал «Коммунист», в то время формировались «не просто гнездовья, а целая система расхитительства, взяточничества по горизонтали и вертикали во многих отраслях производства, снабжения, сбыта и торговли»316. Особенно широкое распространение организованная преступность получила в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Армении, Грузии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Хабаровском и Краснодарском краях, Ростовской, Одесской, Иркутской областях, Москве.
Разрастание теневой экономики представляло собой магистральную тенденцию становления советской номенклатурной коррумпированной организованной преступности. Рэкет, грабежи, разбои, кражи и другие преступления против личной собственности при любой степени организованности их совершения были очень опасными, но, скорее всего, вторичными. Возникновение и становление отечественной мафии кроются в недрах теневой экономики, распределительных отношений, неповоротливой государственной «ничейной» собственности.
По характеру, формам и причинам преступной деятельности отечественную организованную преступность можно условно разделить на уголовную (или гангстерскую), которая промышляет главным образом путем совершения краж, грабежей, разбоев, вымогательства, мошенничества, бандитизма, убийств и других аналогичных деяний, и экономическую (или «беловорот-ничковую»), паразитировавшую на хищениях государственной и общественной собственности, злоупотреблениях служебным положением, коррупции и других корыстно-хозяйственных и корыстно-должностных преступлениях. С переходом России к рыночным отношениям, приватизации государственной и общественной собственности и мошенническому капиталу криминальные возможности экономической организованной преступности умножились.
Экономическая форма организованной преступности была в СССР главной. Она существовала внутри государственных образований или параллельно с ними и использовала в своих целях государственные фонды, государственные каналы сбыта, государственную финансовую систему, государственный аппарат — хозяйственный, контролирующий, административный, правоохранительный. Именно она тормозила перестроечные процессы и безнаказанно перекачивала государственные ресурсы в теневую экономику. Именно она является камнем преткновения на пути развития цивилизованных рыночных отношений сегодня.
Уголовная организованная преступность была в нашей стране с первых лет советской власти, а экономическая стала формироваться по мере отчуждения собственности от производителей, бюрократизации распределительных отношений, роста бесхозяйственности в государственном секторе экономики. Экономическая организованная преступность стимулировала уголовную, когда «воры в законе» стали «трясти» «цеховиков», а в ряде случаев консолидироваться с ними.
В капиталистическом мире деньги дают реальную власть. В СССР реальная власть, особенно по распределению оптового и розничного дефицита, принадлежала партийной и государственной бюрократии, которая к тому же не располагала большими официальными доходами. Именно поэтому продажная часть бюрократии стала придатком организованных преступных групп. «Воры в законе», «цеховики» и продажная бюрократия нашли друг друга в организованной преступности.
Экономическую организованную преступность в СССР и в какой-то мере в нынешней России можно условно разделить на бюрократическую, связанную с распределением кредитов, государственной протекции, фондов, товаров, сырья, оборудования, услуг, должностей, наград, лицензий, привилегий, льгот и т.д., и рыночную (черный рынок, «черный нал»). Последняя удовлетворяет как рациональные повседневные потребности граждан, обеспечивая их необходимыми товарами и услугами, так и иррациональные потребности (наркотики, оружие, алкоголь, азартные игры, проститутки и т.д.). (Рис. 1 . )
Уголовная |
|
Экономическая |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюрократическая |
|
|
Рыночная |
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
"Рациональная" |
|
|
«Иррациональная» |
Рис. 1. Структура организованной преступности
Эта элементарная схема структуры организованной преступности была опубликована в 1997 г. в первом издании книги. Вряд ли она дошла до первого заместителя прокурора Архангельской области А.Н. Апанасенко. Но в 1998 г. он опубликовал свою более детальную схему под названием «Причины возникновения организованной преступности»317, которая, по сути, совпадает с нашей. Это совпадение свидетельствует об одном: схемы отражают реальность с точки зрения не только теории, но и практики. Для иллюстрации приведем схему А.Н. Апанасенко. (Рис. 2).
В каждой разновидности организованной преступности (уголовной, экономической, бюрократической, рыночной, «рациональной», «иррациональной») есть своя совокупность причин и условий. Однако в главном суть их схожа. Организованная преступность во всех своих проявлениях (в одних больше, в других меньше) прежде всего явление экономическое. В основе его лежат главным образом экономические причины.
В самом общем виде эти причины сводились к противоречиям между законами экономики и волюнтаристскими административными методами хозяйствования в социалистическом обществе. Организованная преступность была криминальным средством разрешения этих противоречий, без которого тотальная бюрократическая система уже не могла существовать. У бюрократии нет собственно экономических интересов. Ее мотивацией является удержание власти. Поэтому бюрократическое руководство экономикой неумолимо вело к доминированию вне экономических интересов принуждения и распределения. Растущий дефицит, в свою очередь, требовал увеличения штата контролирующих и распределяющих структур, что еще больше блокировало экономические механизмы. Теневая экономика и подпольный рынок взяли на себя функцию обмена, которую практически не в состоянии была выполнить одна бюрократия. Поэтому появление в СССР бюрократической, рыночной и «рациональной» организованной преступности было закономерным следствием только командной экономики. На эту особенность российской организованной преступности обращают внимание и зарубежные исследователи318.
Как всякое предпринимательство, организованная преступность мобильна и экономически грамотна. Появление политической и некоторой экономической свободы во время перестройки она немедленно использовала в своих интересах. Показательным примером ее приспособительных способностей было «творческое» использование кооперативного движения (чиновничий и уголовный рэкет, отмывание «грязных» денег, превращение кооперативных структур в «крышу» преступной деятельности и т.д.), и в этом не вина, а беда кооперативов, которые были брошены государством на съедение организованной преступности (уголовной, экономической, бюрократической, рыночной).
Организованная преступность в СССР возникала и укреплялась на основе роста всей преступности, концентрации и монополизации различных форм преступной деятельности. Поэтому ее развитие тесно связано с динамикой общей преступности, ослаблением тотального контроля в 60—80-е гг. Общая преступность в СССР и в России особо интенсивно росла в конце 80-х и начале 90-х гг. По видам и группам преступлений этот рост был неравномерен. Прогрессировали групповые и корыстные, а также корыстно-групповые деяния. Групповая преступность в первой половине 90-х гг. в России увеличилась более чем в 3 раза. Каждое четвертое раскрытое преступление совершалось в группе. Еще интенсивнее росла корыстная преступность. Если вся преступность с середины 5 0 - х г г . увеличилась в 7 — 8 раз, то корыстная — в 12—15. И это на фоне более медленного роста выявленных корыстно-хозяйственных и корыстно-должностных преступлений, которые в последние годы даже снижались. Латентизация этих деяний серьезно укрепила бюрократическую организованную преступность.