Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11352
Скачиваний: 219
Наряду с этим изменялись многие ранее действующие нормы: федеральный обвинитель получил право осуществлять уголовное преследование за деяния, которые являются преступлениями по уголовному праву штатов; расширены пределы конфискации в гражданско-правовом и уголовном порядке; установлены виды нарушений Закона RICO (вложение денег, полученных от совершения организованных преступлений, в предприятие, осуществляющее сношения между штатами или с иностранными государствами, приобретение доли в таком предприятии посредством организованной преступной деятельности, участие в ведении дел таких предприятий посредством организованной преступной деятельности); сговор лиц с намерением нарушить Закон RICO или попытка такого нарушения были признаны оконченным преступлением.
Судебное преследование должностных лиц федерального уровня, как пишет С. Конлон, осуществляется по законам о взятках, о денежном вознаграждении в связи с конфликтом интересов, за действия в качестве агентов иностранных государств, за сговор совершить преступление, за мошенничество при голосовании, за покровительство, по закону о предвыборных кампаниях, за растрату или кражу федеральной собственности, за мошенничество, за налоговое мошенничество. Несколько меньший перечень законов распространяется на должностных лиц местного уровня. С. Конлон приводит пример операции «Грейлорд» в графстве Кук, проведенной прокуратурой США, ФБР и службой внутренних доходов, в результате которой по Закону RICO были осуждены 15 судей и 49 юристов, а также привлечены к дисциплинарной ответственности 103 судьи, лишены прав адвокатской практики 66 человек и временно отстранены от работы 25 человек303.
Кроме Закона RICO борьбы с организованной преступностью касаются законы о всестороннем контроле над преступностью (1984 г.), об ответственности об отмывании денег (1986 г.), о борьбе со злоупотреблением наркотиками и контроле над ними (1987 г.), о контроле над насильственной преступностью (1994 г.) и др.
В дополнение к этим законам в уголовном законодательстве США с 1909 г. (с уточнением в 1948 г.) действуют нормы об общем преступном сговоре и о сговоре с целью занятия торговлей наркотиками. Американская концепция сговора преступной организации была положена, например, в основу Нюрнбергского процесса. Ее автор Меррей С. Бернэйс писал, что, если руководствоваться «ранее действовавшими понятиями и процессуальными нормами, мы никогда не сможем арестовать и осудить не только всех важных преступников стран оси, но даже сколько-нибудь значительное их количество»304. Беспрецедентная концепция сговора преступной организации, обставленная юридическими гарантиями, после продолжительных споров союзников была принята. И это послужило правовым выходом из очень сложной международной ситуации.
Остановившись более или менее подробно на законодательстве и практике борьбы с организованной преступностью в США, автор этих строк пытался показать как, несмотря на сложность американского законодательства (с позиций нашего кодифицированного права), там адекватно организуется борьба с этой очень опасной преступной деятельностью. Причем рассматриваемая борьба осуществляется на иных оперативных, организационных и законодательных основах, чем в отношении иных преступлений, что никак не приемлют некоторые наши специалисты уголовного права и уголовного процесса, пытающиеся всех стричь под одну гребенку. Это, конечно, не означает, что в США покончили с организованной преступностью, но они удерживают ее на социально терпимом уровне и не допускают во власть, как в России.
Итальянские законодатели вынуждены были с еще большей жесткостью реагировать на распространение организованной преступности. С 1956 по 1990 г. ими было принято 16 законодательных актов по контролю над мафией, в том числе криминализирующие сговор с намерением заниматься незаконной торговлей наркотиками. Однако вследствие некоторых особенностей, присущих обычаям и традициям итальянской мафии (закон умолчания и др.), стало практически невозможно доказать факт сговора. Тогда Италия вынуждена была принять в 1982 г. закон, предусматривающий кроме ранее действующей ст. 416 (группировка для совершения преступления) новый состав преступления (ст. 416 bis — группировка мафиозного типа).
В Италии действует более 15 законов и декретов о борьбе с мафией: «О превентивных мерах в отношении лиц, опасных для безопасности и общественной морали» (1956 г.), «Предписание против мафии» (1965 г., базовый закон), «Срочные меры по координации борьбы против мафиозной преступности» (1982 г.), в 1982 г. также был принят Закон «Предписание по вопросу мер пресечения имущественного характера. Учреждение парламентской комиссии по борьбе с мафией» (названный Законом Роньони — Ла Торе). Он предусматривал административные преграды для контролируемых мафией фирм и разрешал арест всего их имущества, если контрольный пакет акций принадлежит лицу, входящему в преступную организацию. Так, законодательство по борьбе с мафией совершенствовалось почти ежегодно до 1996 г.
Приведем тексты статей УК Итальянской Республики полностью:
«Ст. 416. Группировка для совершения преступления
Когда три и более человек объединяются с целью совершения преступлений, те, кто предлагают, учреждают или организуют группировку, наказываются лишением свободы от трех до шести лет каждый.
В случае единичного факта участия в группировке, наказание — лишение свободы от одного года до пяти лет.
Руководители подвергаются такому наказанию, как и инициаторы.
Если участники группировки совершают преступление с использованием оружия, они наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.
Наказание увеличивается, если число участников группировки составляет 10 или более человек.
Ст. 416 bis. Группировка мафиозного типа
Любой участник группировки мафиозного типа, состоящей из трех и более человек, наказывается лишением свободы от трех до шести лет.
Те, кто предлагают, учреждают или организуют группировку, наказываются лишением свободы от четырех до девяти лет.
Группировка является объединением мафиозного типа, когда те, кто в ней участвуют, насильно используют требование группового обязательства, условия подчинения и круговой поруки для совершения преступлений, для захвата прямым или косвенным путем руководства или во всяком случае контроля над экономической деятельностью, над концессиями, полномочиями, подрядами и общественными службами и для получения незаконных доходов или выгод для себя или других.
Если группировка вооружена, применяется наказание в виде лишения свободы от четырех до десяти лет в случаях, предусмотренных в первом абзаце, и от пяти до пятнадцати лет в случаях, предусмотренных во втором абзаце.
Группировка считается вооруженной, когда участники для достижения конечной цели имеют возможность использовать оружие или взрывчатые материалы, а также если оружие или взрывчатые материалы данной группировки спрятаны или находятся в месте хранения.
Если экономическая деятельность, в которой участники группировки намереваются захватить руководство или установить контроль, финансируется (в цене, продукте или доходе) в целом или частично за счет совершенных преступлений, наказание, установленное в предыдущих абзацах, увеличивается от одной трети до половины.
По отношению к осужденным всегда обязательна конфискация предметов, которые служат или были использованы для совершения преступления, и предметы, являющиеся ценой, продуктом, доходом или могут быть использованы в дальнейшем (теряют право, кроме того, лицензии полиции, торговли, бирж и т.д., если осужденный имеет таковые)».
Положения данной статьи применяются также к каморре или другим группировкам, как бы они ни именовались, если они основаны на силе запугивания, совместном обязательстве, преследующем цели, соответствующие тем, которые имеют группировки мафиозного типа.
Конфискация имущества экономически подрывает могущество мафии. Она возможна в уголовно-правовом и гражданско-правовом режиме. Ее проведение детально расписано в законах. Закон «Предписания в области управления арестованным и конфискованным имуществом» (1996 г.) имеет особое значение в плане конфискации имущества мафии. Он вобрал в себя все изменения и дополнения законов, принятых после вступления в силу базового закона «Предписание против мафии» (1965 г.). Конфискация незаконно полученного имущества при помощи мер, выходящих за рамки уголовного процесса, есть в США и даже в Англии305.
Некоторые результаты борьбы с мафией в Италии автору этих строк удалось видеть своими глазами в октябре 2002 г., будучи в провинции Сицилия на семинаре на тему «Использование конфискованного имущества мафиозных организаций для социальных целей» (о нем подробно говорилось в одной из первых глав), который проходил в форме встреч и бесед с руководителями префектуры и мэрии города Палермо, организаторами ассоциации «Либера», изучающей вопросы конфискации имущества у мафии, руководством прокуратуры и суда, а также с представителями властей, руководителями предприятий и ассоциаций, которые практически используют конфискованное недвижимое имущество в социальных целях306. Сицилийцы добились значимых успехов в борьбе с многовековым явлением, разумно используя уголовно-правовые и иные юридические меры, подорвав мафию экономически.
В УК Германии 1871 г. в редакции 1987 г. значатся четыре параграфа, предусматривающие уголовную ответственность за организационную деятельность: за нарушение запрета на объединение (§ 85), создание вооруженных групп (§ 128), создание преступных сообществ (§ 129), создание террористических сообществ (§ 129а). Аналогичные нормы имеются в УК Франции 1 9 9 2 г . : образование боевых групп, объединений и участие в них (ст. 431-13, 431-14, 431-15), образование объединений преступников и участие в них (ст. 450-1,450-2,450-3) и др.
В других странах также в той или иной мере организационная деятельность криминализирована. Наиболее широко эта криминализация используется в УК КНР. Его ст. 26 дает определение преступного сообщества, ст. 30 и 31 предусматривают ответственность юридических лиц (компаний, предприятий, организаций, учреждений и коллективов), ст. 103,104,105,106 — за организацию преступлений против государственной безопасности, ст. 120 — за организацию, руководство или активное членство в террористической организации, ст. 170 — за руководство группой фальшивомонетчиков, ст. 294 — за создание, руководство и активное участие в организации нелегального характера, ст. 318 — за организацию нелегального пересечения государственной границы, ст. 358 — за организацию занятий проституцией и др.307
По иному принципу построена ответственность за организованную преступную деятельность в Японии. В УК Японии 1907 г. (с изменениями и дополнениями) в ст. 65 о соучастии вообще нет упоминания о группе лиц. В разделе «Преступления» есть лишь ст. 208-П (сборище с приготовлением орудий пре-ступления)308. Но в этой стране наряду с УК действует множество других законов, в том числе Закон о превентивных мерах против насильственных групп, который A.M. Иванов называет «специальным законом об организованной преступности». Он пишет, что закон принимался с большими проволочками, так как высокопоставленным чиновникам, тесно связанным с организованными преступными группировками, такие законы весьма невыгодны (общемировая тенденция). Но закон детально проработан. Он дает определение банды и объединения банд. Закон обязывает при определенных условиях официально регистрировать банды (боореокудан) и обнародовать этот факт. При оценке правовых основ борьбы с организованной преступностью в Японии надо учитывать особые традиции в японском обществе, практику разрешения споров на основе процедур «джидан», «вакаи» и «готей» и других норм социального регулирования. Следует иметь в виду также и широкие дискреционные полномочия судей, что позволяет решать в судебном порядке многие вопросы309.
В УК Украины (2001 г.) криминализация общественно опасной организационной деятельности близка к российской. Об этом говорится в разделе о соучастии в преступлении (ст. 28), содержании квалифицирующих признаков в некоторых составах преступлений, ряде видов преступлений против общественной безопасности, в которых криминализирована сама организационная деятельность (ст. 255 — создание преступной организации, ст. 257 — бандитизм, ст. 260 — создание вооруженных формирований и др.). В УК Республики Беларусь (1999 г.) совершение преступлений организованной группой и преступной организацией вынесено в отдельные статьи, в ряде составов организованная группа является квалифицирующим обстоятельством, криминализирована и организационная деятельность (ст. 285, 286, 287, 332 и др.). Аналогичные подходы мы видим и в УК других стран СНГ — Кыргызской Республики (1997 г.), Грузии (1999 г.), Азебайджанской Республики (2000 г.), Республики Казахстан (2001 г.), Республики Узбекистан (2001 г.), Республики Таджикистан (2001 г.), Республики Молдова (2002 г.).
В УК Литовской Республики (2000 г.) выражена примерно та же концепция, а вот Эстонская Республика, как уже отмечалось выше, сохранила УК советского периода, внеся в него в 1992 г. множество существенных изменений и дополнений, в том числе ст. 196' «Принадлежность к преступному сообществу, или его организация, или вербовка в сообщество членов, или руководство таким сообществом либо его частью». Наиболее либеральным по отношению к организованной преступности является Уголовный закон Латвийской Республики (1998 г.). В его Общей части имеется лишь ст. 21 «Организованная группа», но в качестве отягчающего обстоятельства используется «группа лиц» или «группа лиц по предварительному сговору». В Особенной части есть криминализирующие организационную деятельность ст. 224 (бандитизм) и ст. 225 (массовые беспорядки). Таким образом, на постсоветском пространстве практически полностью была в той или иной форме воспринята идея криминализации организационной деятельности.
Анализируемые нормы в разных странах по своему основному содержанию примерно схожи — наказывается организационная деятельность, направленная на совершение преступлений. Вместе с тем имеется множество национальных особенностей. УК ФРГ, например, не допускает распространения § 129 на политические партии, если они не были признаны федеральным законом антиконституционными. Во французском и итальянском уголовном законодательстве таких прямых запретов нет, хотя судебная практика аналогична. Во Франции для привлечения к уголовной ответственности за организацию объединений преступников необходимы один или несколько фактов, одно или несколько преступлений (проступков), наказуемых десятью годами тюремного заключения. В итальянском и немецком УК таких условий нет. Некоторые особенности можно рассматривать как плюсы или минусы законодательной технологии. Идеальных законов, к сожалению, нет. Еще до нашей эры было сказано: «Nulla lex satis commoda omnibus est* («Нет такого закона, который был бы удобен для всех»). А раз неудобен, значит, не идеален. В нашей е щ е далекой от демократии стране предложение таких норм в начале 9 0 - х г г . вызвало бурю демократической критики. И для этого есть основания. Один из «убийственных» и часто употребляемых ныне аргументов был таков: мы возвращаемся к тоталитаризму. Но эти нормы, как мы убедились, действуют в странах с давней развитой демократией и являются реальным компромиссом между свободой и необходимостью в критических криминальных условиях.