Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11357

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема русской мафии в США преувеличена. В США за совершение преступлений осуждены были единицы этнических русских, например В. Иваньков (Япончик). С подачи ФБР США в Швейцарии был арестован один из «отцов» солнцевской группировки С. Михайлов (Михась), но его оправдали и он получил полумиллионную компенсацию от Швейцарии за незаконное содержание в тюрьме, хотя на него было «сшито» 72 тома уголовного дела. Не помогли два свидетеля обвинения (Р. Левинсон и М. Шранц) — агенты ФБР США. Свидетельские показания дал бывший Генеральный прокурор США адвокат Рамсей Кларк (автор изданной в СССР книги «Преступность в США»), который практически разгромил Левинсона, дававшего показания со ссылкой на донесения секретных агентов ФБР, фамилии которых он назвать отказался. Российский журналист Олег Лурье, анализировавший этот процесс, приводит слова одного из сотрудников правоохранительных органов Женевы. Он полагает, что цель спецслужб США и Швейцарии — «оправдать свое существование на деньги налогоплательщиков и убедить население своих стран в том, что во всех экономических бедах этих стран виновата Россия, а точнее ее мафия, и самое главное — не допустить Россию к мировому бизнесу»381.

Во втором анализе о русской организованной преступности, подготовленном под председательством У. Вебстера, русскими мафиози называются Семен Могилевич и Наталья Кагаловская, которые, однако, не были осуждены. В другом месте того же анализа утверждается: «Криминальная сеть российской мафии охватывает 34 штата США в местах, где проживают эмигранты из России»382. И никаких доказательств, никаких фамилий, никаких судебных процессов. Предыдущий объективный анализ организованной преступности в России не позволяет обвинить автора в том, что он защищает ее. У автора нет сомнений в том, что русскоязычная организованная преступность в США активно действует. Но, во-первых, эти иммигранты, как правило, являются гражданами США. Во-вторых, русскоязычная мафия в США не так уж страшна, как ее пытаются представить.

Ключом к анализу этнических группировок служит очень важный тезис об интернационализации организованной преступности. Интернационализация и глобализация организованной преступности являются ныне главными тенденциями ее криминального развития. Преступные организации извлекают выгоду буквально из всего, будь то упадок политического строя, ухудшение экономической обстановки, рост подпольной экономики, с в о -бодный доступ к оружию, наплыв эмигрантов и беженцев, а также обычные трудности, которые порождаются крупномасштабным сотрудничеством между государствами. Количественный рост преступных группировок, отличающихся лучшей организацией, имеющих международные связи и располагающих огромными финансовыми ресурсами, создает новую угрозу стабильности и безопасности международных систем.


Транснациональность организованной преступности увеличивается в связи с огромным спросом в США на наркотики, другие незаконные товары и услуги и не менее огромными возможностями американских преступных сообществ на незаконные поставки оружия, боевой техники, взрывчатых, химических и радиоактивных веществ в другие страны. Промышленные и финансовые компании США давно практикуют подкуп высоких государственных лиц из других стран для получения выгодных контрактов. Как богатейшая страна мира, США привлекают организованных преступников, занимающихся финансовыми махинациями, компьютерными преступлениями, кражей автомобилей и другими деяниями. Поэтому крупные транснациональные преступные организации других стран, как правило, имеют связи с американской международной мафией.

Итальянская мафия обладает одной из самых сложных тайных структур. Под ней обычно понимаются «Коза ностра», сицилийская мафия, неаполитанская каморра, калабрийская ндрагета и другие преступные объединения. В основе итальянской мафии лежат закон умолчания и тесные связи, основанные на страхе, личных, семейных отношениях и функциональной зависимости. Возникнув в период слабого государства как структура самозащиты и самоуправления, «Коза ностра» переместилась из сельской местности в городские районы, а затем и в транснациональный преступный бизнес. Расширение миграционных потоков позволило итальянской мафии наладить сбыт наркотиков в США, Германии и других странах, а также установить широкие связи с другими транснациональными преступными организациями383.

Ориентируясь на страх народа и властей — свой основной метод выживания, мафия пыталась запугать должностных лиц, начавших в 80-е гг. активную борьбу с ней. Она организовала серию убийств парламентариев, журналистов, судей и полицейских. В мае — июне 1992 г. были убиты наиболее мужественные и известные борцы с мафией судьи Джованни Фальконе и Паоло Барселлино384. Но, к чести итальянского общества, это не привело к желаемым для мафии результатам: были приняты более строгие законы, пробудилось национальное самосознание, активизировались правоохранительные органы, начата операция «Чистые руки», и мафии был нанесен ощутимый урон. В стране все острее ставится вопрос о сращивании мафии с государственными и политическими структурами, идет череда разоблачений высших государственных лиц в коррупции и связях с мафией. За это привлечен к уголовной ответственности неоднократно бывший премьер-министром Италии известный политический деятель Андреотти. Были подорваны и транснациональные связи мафии. Однако мафия вряд ли победима, особенно в Италии, где она, собственно, и зародилась.

И это осознавали борцы с мафией. Они говорили: «Мафия тяжело ранена, но было бы ошибочным считать ее побежденной навсегда, поскольку еще имеется возможность ее возрождения»385.


Китайские «триады» представляют собой гибкую сетевую систему, структура которой может меняться в зависимости от той или иной преступной деятельности или операции. «Триады» — традиционная форма преступного сообщества в Китае II в. до н.э. — XX в. Слово «триады» заимствовано из священного символа китайского общества — небо, земля, человек (треугольник)386. Этнические китайские преступные организации являются очень сплоченными, не допускающими постороннего внедрения. Они базируются в самом Китае, Гонконге, Тайване и других местах Юго-Восточной Азии387. «Триады» имеют разветвленную систему в Западной Европе, в китайских общинах Северной Америки, на российском Дальнем Востоке. Значительную опору они находят среди китайских нелегальных иммигрантов, которых эксплуатируют. Как уже говорилось, «триады» всеядны. Они занимаются многими видами преступной деятельности, включая вымогательство, проституцию, азартные игры, незаконный оборот наркотиков, являясь крупными поставщиками героина в США и Западную Европу.

Организованная преступность в Японии. Как мы уже знаем из предыдущего анализа преступности, Япония, встав после Второй мировой войны на путь успешных демократических и рыночных преобразований, не разрушила свои традиционные национальные ценности и традиционную систему социально-правового контроля. В связи с этим уровень преступности в Японии среди развитых государств является самым низким388. Однако она не избежала деятельности национальной организованной преступности. Более того, организованная преступность в Японии возникла намного раньше, чем в западных странах. Одни авторы полагают, что она сложилась в период феодализма более 200 лет назад389, другие, опираясь на Конституцию Сетоку (в ней есть упоминание о группировках, не повинующихся государю и враждующих с людьми), предполагают, что началом ее становления могли быть VII - IX вв.390

Согласно исследованию A.M. Иванова391, организованная преступность в Японии в зависимости от вида преступной деятельности имеет разные названия: бакуто (паразитирующие на азартных играх), тэкия (собирающие дань с торговцев), гурэнтай (всеядность — поставка наркотиков, эксплуатация проституток, шантаж и т.д.) и уеку (паразитирование в политической сфере), со-кайя (рэкет предпринимателей и компаний) и другие. Общим понятием для организованных преступных группировок в Японии стал термин «якудза», который в переводе с японского означает «хулиган», «дрянь», «бездельник», «игрок» и т.д. Видимо, в силу такой неопределенности в официальных источниках, в том числе в Белой книге о преступности в Японии, используется термин «боорекудан» (боореокудан — от «боо» — буйство, насилие, «реку» — сила; вместе «боореку» — грубая сила, насилие, «дан» — группа коллектив).

Преступные группировки в Японии регистрируются правоохранитель-н ы м и органами. Их пик пришелся на 1963 г., к о г д а было учтено 5 216 преступных формирований, объединявших 185 тыс. человек392. Затем число преступных группировок сокращалось. В 1992 г. их было 3 300 общей численностью 88 300 человек, а в 1996 г. число членов преступных формирований снизилось до 79 900393. Сокращение значительное. Хотя общая преступность в Японии растет. Видимо, прав японский криминолог Канн Уэда, считающий, что сокращение численности преступных групп и их участников связано с поглощением слабых и малочисленных групп крупными преступными кла-нами394. По данным на 1 9 9 7 г., в Японии действовало семь гангстерских кланов: «Ямагути-гуми» (400 групп, 17 500 членов), «Инагава-кай» (510 членов), «Кекуто-кай» (2 000 членов), «Сумиеси-кай» (6 200 членов) и др.395 Строению организованной преступности в Японии свойственна некоторая национальная специфика, но по сути своей она характеризуется теми же признаками, что и в других странах. В Белой книге о преступности в Японии, как отмтеча-лось выше, мафиозные группировки именуются «бореокудан». К слову сказать, Япония — одна из немногих стран, в статистических сборниках которых как-то отражается деятельность организованных преступников. Группировки бореокудан дислоцируются на территории Японии и занимаются контрабандным ввозом наркотиков на Гавайские острова, в Калифорнию, где находятся крупные японские общины, и незаконным ввозом оружия в Японию. Якудза присутствует практически во многих странах. В Юго-Восточной Азии она занимается секс-бизнесом, азартными играми, мошенничеством, отмыванием «грязных» денег, внедряется в сферу законного предпринимательства.


Колумбийские картели являются уникальными преступными организациями, способными вести боевые действия с правительственными войсками. Они занимаются исключительно наркобизнесом, базируются в Колумбии и распространяют свою деятельность на территорию США, а в последние годы — в Западную и Восточную Европу, Россию, Украину и другие государства, образованные на территории бывшего СССР. Широкоизвестными стали медельинский и калийский картели. Структура картелей узкоспециализированная, ячеистая. Каждая ячейка выполняет свою ограниченную функцию: разработку наркотика, сбыт, разведку, охрану и т.д. Это помогает выжить картелю даже в условиях внедрения агентов в одну из ячеек и привлечения ее членов к уголовной ответственности.

Контроль над большей частью всемирного кокаинового бизнеса до сих пор остается в руках колумбийских преступных организаций. Это обусловлено удобным географическим положением страны и ее природными возможностями, а также гражданскими войнами, слабостью государственного контроля, высоким уровнем насилия, негативным отношением к законам и презрением наркодельцов к государственным и общественным институтам страны. Поддерживаемые бизнесменами из Боготы бандиты и контрабандисты объединялись в преступные «семьи», связанные между собой кровным родством, браком или состоящие в фиктивном родстве. Структура организованной преступности в Колумбии напоминает сицилийскую мафию. Но в отличие от нее колумбийские группировки нередко возглавляются женщинами. В Колумбии наркобароны действуют как государство в государстве. Там насчитывается около 120 полувоенных группировок, которые занимаются торговлей наркотиками. Правительственные чиновники и судьи беспомощны перед ними. Колумбийцы оказались в состоянии контролировать кокаиновый рынок396.

Колумбийская организованная преступность имеет возможность контролировать каждый промежуточный этап обработки и экспорта кокаина. Любая группировка в Медельине, Боготе и Кали имеет различные отделы со своей функцией — изготовление, транспортировка, сбыт, финансирование, и обеспечение безопасности. Члены организации высших уровней хорошо изолированы от «технических» операций. Кокаин перевозится в США самолетами, кораблями или другим транспортом. Особое внимание уделяется сохранению и помещению прибыли от наркоторговли через международные банки и инвестиционные проекты. Всюду действуют специалисты высочайшего класса.

Особую роль в колумбийской наркоторговле играют медельинский картель, который до 1987 г. возглавлял Карлос Лидер-Ривес (осужден в 1988 г. США на пожизненное заключение без права на условно-досрочное освобождение), Пабло Эскобар Гавирья (убит в перестрелке с полицией в 1993 г.), «семья» Очоа (братья Хорхе, Фабио и Давид), которые осуждались к тюремному заключению, а после освобождения скрылись, и США 5,5 года не могли добиться их экстрадиции, так как колумбийская Конституция запрещает выдачу своих граждан. Второй по величине картель наркоторговцев находился в Кали. Его организаторы и руководители действовали не менее изощренно. Но во второй половине 90-х гг. и он был разгромлен. Распад картелей привел к образованию множества мелких организаций, которые продолжают наркоторговлю не только в США, но и в Европе397.


Российская транснациональная организованная преступность не имеет специфического названия, как в США, Италии, Японии. Она является относительно молодой, но уже хорошо известна в мире. «Слава» к ней пришла не только из-за ее реальной преступной деятельности, но и благодаря м н о -жеству громких публикаций о ней в Европе и Америке. Стало очень модным пугать Запад российской (русской) мафией. Тема русской мафии раздувается искусственно. Как уже говорилось, к ней причисляют всех выходцев из стран, образованных на территории СССР. Бывшая советская и сегодняшняя российская мафия вышла на транснациональные формы преступной деятельности. Тому есть много журналистских доказательств398. Но научный анализ не может базироваться на газетных сенсациях. Они не всегда объективны. Многие западные исследования этого феномена399, к сожалению, базируются на газетных статьях зарубежных авторов, которые не владеют объективной информацией об организованной преступности в России и даже приводят сенсационные, но ложные факты, как это было в газете «Тайме» от 18 ноября 1993 г. и справочных документах ООН (о чем упоминалось выше).

Российская транснациональная организованная преступность зарождалась в недрах той же теневой экономики СССР и в кругах партгосхозномен-клатуры, которая только одна и имела возможность выхода за рубеж. Ныне становится известно, что криминальный номенклатурный транснациональный бизнес существовал с середины 70-х гг. под прикрытием КПСС и КГБ СССР. Классическое же становление транснациональной организованной преступности в России приходится на конец 80-х и начало 90-х гг., когда рухнул железный занавес, когда стал зарождаться частный капитал с заграничными контактами, когда разрушились экономические связи различных регионов бывшего Союза, когда Россия оказалась без охраняемых границ, когда федеральные власти были серьезно ослаблены и региональная элита стала искать способы самостоятельного выживания, когда в обществе доминировала политическая нестабильность, прерывавшаяся путчами 1991 и 1993 г., когда возникла потребность в незаконных поставках оружия в зоны межнациональных конфликтов, когда коррупция чиновников, способных любые транснациональные аферы «превратить» в легальный бизнес, достигла апогея. В 1992 г., например, в России возникло более 10 организаций, бесконтрольно торгующих оружием. После проверки их контрольными органами они были ликвидированы, и на их базе создана государственная компания «Росвооружение» с монопольным правом торговать оружием. Ее проверка правоохранительными и контрольными органами тоже выявила злоупотребления, повлекшие возбуждение уголовного дела400.

Во время перестройки и стихийного перехода к рынку партгосхозно-менклатура первой использовала открывающиеся транснациональные возможности для контрабандного вывоза нефтепродуктов, золота, металлов, сырья, вооружения, валюты, антиквариата и произведений искусства в другие страны, контрабандного и беспошлинного ввоза товаров в Россию. Номенклатурные транснациональные преступные организации оказались вне конкуренции и за рубежом, и в своей стране. За рубежом потому, что они фактически создавались еще при бывшем СССР и располагали огромными, ни с чем не сопоставимыми ресурсами, которые распродавались ими по бросовым ценам. А в своей стране потому, что в ней не было нормальных рыночных отношений и с ними никто не мог конкурировать, так как за ними непосредственно стояли партийные, государственные, хозяйственные структуры, а нередко КГБ и МВД СССР.