Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11353

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренний терроризм также может быть осуществлен двумя субъектами: собственным государством против своего народа и национальными террористическими организациями и отдельными лицами против своих политических и экономических конкурентов. И если первая разновидность внутреннего терроризма более или менее надежно контролируется международными организациями, наблюдающими за соблюдением прав человека и гражданина в разных странах, то террористические организации политической, националистической, религиозной, а чаще всего уголовной, корыстной направленности, нередко сросшиеся с организованной преступностью внутри страны, труднее поддаются социально-правовому контролю.

Политически, националистически или религиозно мотивированный внутренний негосударственный («частный») терроризм может быть направлен против существующей власти, ее отдельных представителей, ее конкретных решений, установленного правопорядка, общественной безопасности, прав и свобод человека как гражданина, а также против национальных или религиозных установлений и традиций (назовем его условно оппозиционным терроризмом).

Особо распространенным подвидом «частного» внутреннего терроризма является применение насильственных методов в борьбе с политическими и экономическими противниками и конкурентами — их убийство, устранение с политической сцены, разгром их организаций и т.д. (назовем его условно междоусобным терроризмом). Его разновидностью является уголовный, корыстный терроризм, направленный на раздел сфер и территорий влияния, захват банковских и других коммерческих структур, денежных потоков, прибыльной деятельности, борьбу за лидерство в криминальной среде, контроль над «общаком», устранение конкурирующих преступных группировок и т.д. А поскольку борьба с политическим терроризмом отнесена в России к ведению ФСБ, а борьба с уголовным, корыстным терроризмом — к ведению МВД, то в литературе предпринята попытка разграничить эти две разновидности терроризма по ряду существенных признаков (по субъектам, идеологии, мотивации, целям, методам, выбору жертв и др.)414.

В структуре различных видов терроризма особое место занимает уголовный терроризм415. Он может включать в себя все или большинство видов террористической деятельности, классифицированных по разным основаниям: международный и внутренний, наземный, воздушный и морской, традиционный и технологический и т.д.

Уголовный терроризм, как правило, интернационален, аполитичен и атеистичен. Он не гнушается сотрудничать с террористическими организациями, занимающими различные идейно-политические платформы (идеологические, националистические или религиозные), обеспечивая их средствами и оружием и используя для давления на власть в целях самозащиты или для облагораживания и прикрытия своих сугубо криминальных целей. Используя оппозиционные силы, не гнушающиеся террористических методов борьбы, он стремится проникнуть в структуры власти.


Всеядность уголовного терроризма представляет особую общественную национальную и международную опасность. В связи с этим он является своеобразным измерением террористической деятельности со специфической причинной базой. Для контроля над ним и борьбы с ним необходимы свои меры. Уголовный террор, как и любой другой, может быть совершен одиночками и группами лиц. Одиночный терроризм — ныне явление относительно редкое, он не представляет особой общественной национальной или транснациональной опасности. Главными субъектами уголовного терроризма являются организованные преступные группы, преступные сообщества и преступные организации национального или транснационального характера416.

Они используют устрашение и непосредственное насилие в различных формах как главное средство воздействия на власть, ее представителей, лоббистов, своих конкурентов по незаконному и законному бизнесу в целях перераспределения сфер влияния, собственности, финансовых потоков, видов преступной и правомерной деятельности. Президент США Р. Никсон в свое время указал на три цели организованной преступности в США —это эксплуатация, коррупция и уничтожение. Последняя форма ее преступной деятельности и является организованным уголовным терроризмом. Заказные умышленные убийства представителей власти, правоохранительных органов, судов, предпринимателей, банкиров, мешающих преступной деятельности или не выполняющих их требования, конкурирующих в сфере их преступного или правомерного бизнеса, кровавые разборки между самими преступными группировками во второй половине 90-х гг. XX в. стали обыденным явлением в нашей стране и в мире.

В силу того, что в России не преодолены криминальные связи в отношениях «деньги — собственность — власть» и «власть — собственность — деньги», террористическая деятельность организованной преступности имеет тенденцию к определенной политизации. Она осуществляется в целях ослабления деятельности правоохранительных органов, торможения законодательных инициатив, которые невыгодны преступной среде, деморализации населения, вхождения в органы законодательной власти преступн ы х авторитетов или их лоббистов, пособников и покровителей, занятия важных постов в исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, получения заслона от законных преследований за совершенные преступления.

Стремление организованной преступности к желаемым политическим результатам используется некоторыми далекими от благородства и чистоты принципов партиями, получающими от организованных преступников серьезную финансовую поддержку своих политических целей и расплачивающимися за это лоббированием интересов преступных формирований, включением в свои списки представителей организованной преступности, оказанием иной политической помощи уголовному миру.


Международные и внутренние террористические акты по сфере, технологии и форме совершения могут быть наземными, воздушными, морскими, технологическими, информационными, ядерными, биологическими, химическими, генетическими, экологическими, психологическими и т.д.417 Особо распространенным является терроризм на транспорте: воздушном, водном, железнодорожном, подземном (метрополитен), автомобильном, а также тру-бопроводном418. Наибольшую опасность могут представлять ядерный терроризм, посягательства на объекты применения атомной энергии, использование ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников радиоактивного заражения.

Терроризм как явление социально-политической жизни и его юридической оценки известен в России давно. Первые попытки его определения в действующих законах специалисты относят к XI в.419 В истории российского самодержавия политически мотивированные заговоры и убийства сановников или царствующих особ в политических и иных целях были частыми. Наряду с этим фактический террор власти осуществлялся царями и вельможами против своих подданных. В XIX в. террор в России приобрел наиболее зримые черты: народнический, революционный террор, с одной стороны, и черносотенный — с другой.

С 1917 г. в нашей стране существовали специфические формы политического и идеологического терроризма: революционный и контрреволюционный (красный и белый) террор в период революции и Гражданской войны; государственный внутренний террор в период сталинских и последующих политических репрессий; государственный международный терроризм в течение всей истории существования советской власти. Эти формы терроризма не были криминализированы во время их существования и оценены обществом и государством в качестве политического террора только после разрушения системы Советов.

Государственный террор в советское время, особенно во времена сталинизма, стал действительно ужасающим. Им занималась политическая юстиция, которая академиком В.Н. Кудрявцевым определяется как «часть юридической системы, специально созданная или используемая для подавления политических противников, путем применения правовых и противоправных средств»420. Миллионы людей были уничтожены и репрессированы по политическим мотивам. По подсчетам автора, общее число репрессированных составило около 40 млн человек421. В то же время массовый страх и жесточайший тоталитарный контроль советского режима фактически заблокировали реальное и политически мотивированное насилие против существующей власти.

В 60—80-е гг. XX в. террористические акты были единичными: в 1973 г. — взрыв самолета, летевшего из Москвы в Читу; в 1977 г. — три взрыва в Москве (в метро, магазине, на улице), совершенные армянскими националистами — членами нелегальной партии «Дашнакцутюн» Затикяном, Степаняном, Багдасаряном422; в 1982 г. — угон самолета в Турцию братьями Шмидт; в 1983 г. — захват самолета молодежной бандой в тбилисском аэропорту; в 1988 г. — попытка захвата самолета членами семьи Овечкиных. Последние два преступления с трудом можно отнести к террористическим, да и не содержал таких статей УК РСФСР в те годы. Были также покушения на руководителей КПСС и Советского государства (в 1969 г. В. Ильин стрелял в Л. Брежнева, а в 1990 г. А. Шмонов пытался произвести выстрел в М. Горбачева)423. Оба террориста были признаны невменяемыми. Может быть, так было выгодно властям, чтобы не раскрывать реальное недовольство народа этими вождями.


В период перестройки в СССР во второй половине 80-х гг. XX в., распада советского государства и непоследовательного демократического и рыночного реформирования России и других стран, образованных на постсоветском пространстве уже на рубеже веков, насильственная террористическая деятельность этнополитической, сепаратистской, националистической и религиозной мотивации приобрела практически новый массовый характер (Литва, Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Чечня и т.д.). В ряде случаев эта мотивация была прикрытием рвущихся к власти и собственности новоявленных политиканов. Террористические действия некоторых из них со временем получили поддержку международных террористических организаций и стран, поощряющих международный терроризм в своих интересах. Так внутренний терроризм объединился с международным.

В России нет особо консолидированных террористических организаций типа «Хамас», «Хезболла» или «Братья мусульмане», хотя террористические чеченские формирования с участием бандитов из арабских и некоторых других стран, в той или иной мере связанные с Басаевым и Масхадовым, активно действуют, и им «присваиваются» какие-то названия. Об этом же свидетельствуют и определенная системность и скоординированность совершаемых терактов. По данным статистики, они совершаются ежедневно. В 2002 г., например, было зарегистрировано 360 случаев терроризма, а в 2003 г. — 561 (т.е. в среднем 1 , 5 теракта в день). Есть достаточно оснований полагать, что в последние годы чеченскими террористами руководят международные террористические исламистские центры, которые их и финансируют.

Следующей особенностью российского терроризма является то, что много лет террористические банды не брали на себя ответственность за совершенные взрывы и нападения, хотя и заказчики, и организаторы были очевидны. Исключение составляют отдельные случаи, когда такую ответственность публично брал на себя Радуев, но и это могло быть игрой на публику. Лишь организацию последних терактов — взрывы в Москве, нападение на правоохранительные органы в Ингушетии, гибель двух самолетов и трагедия в Беслане — взял на себя террорист Басаев. Не исключается, что он тем самым выгораживает «хорошего террориста» Масхадова и руководство международных исламских террористических организаций. Из сказанного можно сделать вывод, что чеченский терроризм отходит от банд, возглавляемых «полевыми отморозками», и легализуется в какие-то сетевые террористические структуры.


§ 2. ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ


В соответствии с реальной криминологической обстановкой в СССР преступления террористической направленности в постсталинские времена были в нашей стране редким исключением. Поэтому они в уголовном законодательстве предусматривались лишь в структуре особо опасных государственных преступлений и в двух видах: террористический акт — убийство государственного или общественного деятеля либо представителя власти или причинение им тяжкого телесного повреждения, совершенные по политическим мотивам (ст. 66 УК РСФСР), и аналогичный террористический акт против представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений (ст. 67 УК РСФСР).


Рост посягательств террористического характера иной мотивации в конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. вынудил власти в июле 1994 г. криминализировать классическую форму терроризма — его совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий (терроризм) (ст. 2133 УК РСФСР), а также заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 2134). Г о д о м раньше в УК РСФСР были введены ст. 125' (похищение человека), ст. 1261 (захват заложника), предусматривающие составы преступлений, ставших предтечей терроризма в его более кровавой форме против ни в чем не повинных граждан. За несколько месяцев до принятия нового УК РФ Президентом РФ был издан Указ от 14 марта 1996 г.«О мерах по усилению борьбы с терроризмом». Однако все это не могло остановить растущий терроризм в России и других странах постсоветского пространства. В 1994 г. почти ежемесячно совершались убийства государственных и общественных деятелей, а с началом военных действий федеральных войск в Чечне в январе 1995 г. терроризм и иные деяния террористического характера стали повседневным явлением. Начало было положено кровавым террористическим нападением на Буденновск в Ставропольском крае 14 июля 1995 г.

В УК РФ уже было предусмотрено несколько самостоятельных статей об ответственности за терроризм и другие деяния террористической направленности.

Статья 205 (терроризм) является основной. Она дает определение терроризма. «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Квалифицирующими признаками являются совершение террористических действий группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия, а особо квалифицирующими — совершение этих же действий организованной группой, если эти действия повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно если они были сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.

Более подробное определение рассматриваемого явления дается в ст. 3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». В этом определении выделяется три аспекта терроризма:

насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;