Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11336
Скачиваний: 219
Роль евреев в российской истории, как и любого другого народа, не должна быть запретной. У них много заслуг и перед миром, и перед Россией505. Они тоже серьезно пострадали от сталинских репрессий. Но то, что было в истории, то было. И трактовка истории не должна быть скособоченной. Открытость должна быть во всем. Еврейский автор из диаспоры пишет: «Есть в истории страницы, которые без содрогания нельзя открыть. И как раз эти страницы систематически и намеренно вытеснялись из сознания евреев»506. Открытие их не есть антисемитизм. Надо всем осознать свою вину и покаяться, а не «за-мыливать» неприятные реалии жизни демагогией только своих страданий, следует помнить и о своих деяниях, и о чужих страданиях. Россия — многонациональная страна, выдвижение каких-то политических и экономических национальных групп в вершители судеб всего народа и унижение его своей противоправностью, аморальностью и изворотливостью чрезвычайно опасны и криминогенны. Это может кончиться плохо, что, собственно, и произошло в 30—40-е гг. Уже приводились слова известных евреев: С. Цвейга, М. Брода, Р. Нудельмана, А. Воронеля и др. Повторим лишь их суть: наше вмешательство в дела других народов всегда оборачивалось плохо и для этих народов, и для еврейского народа. Мы много раз в современной истории обнаруживали несправедливость в обществах, а наша безответственность, как меньшинства, способствовала созданию новых, гораздо худших507.
Таким образом, исследуя вопрос о криминальности нашей элиты в рассматриваемые годы, не следует забывать, с чем и с кем изначально был связан революционный, а затем и государственный политический терроризм против россиян, который потом развернулся и сильно ударил и по инициаторам. В плане изучения криминальности современной правящей, политической и экономической элиты это очень важно осознать, поскольку Россия в 90-е гг. имела дело почти с такими же революционерами, да и в настоящее время переживает в этом контексте, хотя и своеобразный, но чем-то схожий период.
Криминальность правящих кругов в этот период была специфичной: она отражала не столько их традиционные корыстные мотивации, как это было в других странах, сколько стремление к выживанию путем добросовестного служения преступному режиму и беспрекословного повиновения вышестоящим начальникам, а не закону.
Постсталинский период. С ослаблением тотального контроля в середине 50-х гг. преступность стала эволюционировать по мировым законам. Ко времени распада СССР и фактической суверенизации России (1991 г.) регистрируемая преступность, как известно, увеличилась по абсолютным показателям почти в 6 раз. Шел интенсивный процесс расслоения общества и «окорыствования» общественных отношений508. В этот период и складывалась партийная, государственная и хозяйственная элита как особая социальная группа с внутренними горизонтальными связями, групповыми интересами и ценностями, способная относительно самостоятельно определять политические и экономические процессы в стране. Ее первым достижением были выход из-под контроля репрессивных органов (КГБ, МВД) и превращение их, особенно КГБ, в передовой отряд партийной и государственной номенклатуры. После этого она последовательно и настойчиво отвоевывала себе широкие дискреционные полномочия, неограниченный доступ не только к управлению, но и к распоряжению и фактическому владению народной собственностью, а также выход из-под контроля закона и общественности.
Для привлечения высоких должностных лиц к уголовной ответственности требовалось согласие той же номенклатуры, которая «своих» не выдавала, а тех, кто посягал на них, преследовала. В таких вольготных условиях должностная корыстная преступность охватила, особенно в брежневский период, подавляющую часть элиты, но это находило малое отражение в судебной практике и уголовной статистике. Выявлялись лишь отдельные случаи казнокрадства и мздоимства со стороны министров, секретарей обкомов, членов ЦК и других высоких должностных лиц, но только тех, которые по каким-то причинам утратили доверие членов Политбюро и ЦК.
Психология оправданного разворовывания общенародной собственности не была исключением даже для Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. На слова одного из своих приближенных о тяжелой жизни низкооплачиваемых людей он сказал: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости... мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда — один себе. Так все и живут в стране». Эта реплика отражала доминирующие взгляды на ничейную — государственную — собственность. Их наиболее глубоко, но скрытно (элемент феномена двойной морали — для себя и для народа) разделяла партгосхозноменклатура. Осведомленный свидетель того времени член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев пишет: «Страна получала колоссальные прибыли, по некоторым оценкам — сотни миллиардов долларов, от продажи нефти. Импортом товаров и продовольствия на эти суммы было куплено право элиты работать спустя рукава, да еще по принципу «после нас — хоть потоп»... Широко распространившиеся коррупция, массовые злоупотребления... выводиловка, обман, преступность всех видов, растаскивание страны...»509.
Бывший министр внутренних дел Узбекистана X. Яхъяев, бравший и дававший взятки, в том числе своим начальникам Н. Щелокову, сподвижнику Л. Брежнева, и Ю. Чурбанову, зятю Брежнева, на суде показал: «Если по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью никто не чинил препятствий в работе, то борьбу с должностными преступлениями тормозили как могли. Привлечение к ответственности номенклатурных работников из партийных, советских, хозяйственных органов нарушало благополучную обстановку... Поэтому подразделения на местах ориентировали на то, чтобы как можно меньше привлекались ответственные работники... Нам даже запретили получать информацию на скомпрометировавших себя лиц из партийно-советских органов...»510.
С 1956 до 1986 г. регистрируемые должностные хищения государственного имущества возросли в 2,5 раза, взяточничество — в 25 раз. Абсолютные же показатели были невелики. В 1986 г. в СССР было зарегистрировано 11 408 случаев взяточничества, а осуждено 6 639 человек. К уголовной ответственности привлекались нижайшие слои должностных лиц. Элита оставалась максимально коррумпированной, но практически нетронутой.
Ю. Андропов, пришедший к власти после смерти Л. Брежнева в 1982 г., санкционировал борьбу с коррупцией партгосхозноменклатуры. Уголовные дела расследовались в отношении секретарей ЦК КП республик, обкомов, министров, их заместителей и других высоких должностных лиц (А. Насриддинов, А. Керимов, С. Медунов, Н. Щелоков, Ю. Чурбанов, X. Яхъяев, К. Эргашев, И. Бегельман и др.). Были опубликованы разоблачительные статьи «Наследнички», «Кобры под золотом», «Судьба прокурора», «Брежнев и крушение оттепели», «Мафия — неизбежность или парадокс?», «Противостояние» и многие другие. Нити коррупции тянулись в Москву — в ЦК КПСС, Совет Министров СССР, министерства и ведомства.
Дальнейшая борьба с коррупцией стала опасной для высшей элиты, и она свернула ее уже в период горбачевской перестройки, а активно участвующие в этом прокурорско-следственные работники были опорочены. Приемы элиты были те же, что и в 1937 г., только тогда работников правоохранительных органов, как важных свидетелей репрессий, расстреливали, а в 90-е гг. — обвиняли в нарушении законности и выгоняли с работы. У автора нет данных, подтверждающих, что нарушений процессуальных норм не было, но есть достаточно доказательств того, что высшая криминальная элита увидела для себя опасность в продолжении борьбы с коррупцией.
Перестроечный период. В период перестройки в стране интенсивно разрушались остатки не только тотального, но и общепринятого контроля, растаскивалась государственная собственность, умножалась коррумпированность старой номенклатуры и представителей новой элиты, тогда как ответственность снижалась. С 1986 до 1991 г. регистрируемые должностные хищения в СССР снизились на 30%, а взяточничество — в 3 раза. В 1992 г. в России был учтен 3 331 случай взяточничества, а осуждено 686 человек. Это в 5 раз меньше, чем в 1986 г. Реально же в этот период мобильная часть партийной, государственной и хозяйственной элиты переходила в новые властные и коммерческие структуры, коррумпировалась с ними и организованными преступниками, перекачивала бесхозные государственные средства и ресурсы за рубеж, в акционерную, частную и личную собственность. Деньги этой элиты и составляли основную массу нелегального оттока валютных средств из России в те годы.
По данным Международного валютного фонда, общая сумма нелегального оттока валютно-финансовых средств из России в первой половине 90-х гг. достигла 50 млрд долл.511 По подсчетам же российских экспертов, из-за незаконного оттока твердой валюты за рубеж страна на начало 1995 г. понесла ущерб в размере около 100—150 млрд долл. «Бегство» капиталов не приостановлено. В печати 1996 г. называется цифра в 300 млрд. Не без инициативы коррумпированной элиты в 1995 г. в Госдуме обсуждался проект постановления об амнистии в отношении лиц, совершивших противоправные деяния, связанные с размещением финансовых активов за рубежом512. Ее объявление может быть единственной возможностью хотя бы частичного возвращения этих денег в инвестиционные проекты России. В то же время это маловероятно в условиях политической нестабильности в стране. Поэтому амнистия криминальной элите, скорее всего, нужна лишь на всякий случай, для упрочения личной безопасности.
В условиях «прозрачности» границ между странами СНГ и Балтии продолжается и криминальный вывоз за рубеж нефтепродуктов, стратегического сырья, иных квотируемых товаров и валютных ценностей. Только в 1994 г. органы внутренних дел совместно с таможенниками выявили 14,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным вывозом валютных и стратегически важных материальных ресурсов513. И хотя борьба с контрабандой усилилась и уровень ее выявления в 1994 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом в 12 раз, большая часть этих деяний осталась латентной, так как они увеличивались намного быстрее, чем выявлялись. Совершение многих экономических транснациональных преступлений практически невозможно без участия правящей элиты и служебных злоупотреблений высоких должностных лиц. Последние являются важными объектами подкупа, так как в их юрисдикции находятся выдача разрешений на экспорт нефти, металлов и других стратегических материалов, предоставление таможенных льгот, разрешений на приватизацию, акционирование, обязанность осуществлять контроль и привлекать нарушителей к той или иной ответственности и т.д.
В 1994 г. в сфере экономики было зарегистрировано 124 250 преступлений, в том числе 16 543 должностных, а в них 4 919 случаев взяточничества (+9,4%). В 1995 г. число учтенных экономических преступлений возросло на 70,5%, но не за счет большего выявления должностных преступлений или взяточничества.
В новом УК РФ была существенно изменена и дополнена уголовная ответственность за экономические, должностные преступления и за взяточничество. В силу этого данные последующих лет практически несопоставимы с подобными показателями начала 90-х гг. За шесть лет (1997—20031гг.) учтенные деяния в сфере экономической деятельности увеличились почти вдвое (с 61 689 до 12 369), должностные - на 58% (с 18 068 до 28 580) и взяточничество, которое распространилось во все сферы, — только на 30% (с 5 608 до 7 346).
По сферам государственной службы в 1995 г. коррупционеры распределялись неравномерно. (Табл. 1 и рис. 1.)
Таблица 1
Число уголовных дел, возбужденных в отношении государственных служащих ( 1995 г.)
Возбужденные дела на лиц |
Абс.показатели |
Удельный вес, % |
Всего |
3504 |
100,0 |
Из органов государственного управления |
2323 |
66,3 100,0 |
в том числе: министерств и их структур на местах |
1344 |
57,9 |
кредитных и банковских учреждений |
487 |
21,0 |
контролирующих органов |
300 |
12,9 |
таможенных органов |
171 |
7,4 |
иные |
21 |
0,9 |
Из правоохранительных органов |
960 |
27,4 100,0 |
в том числе: внутренних дел |
924 |
96,3 |
прокуратуры |
20 |
2,1 |
безопасности |
3 |
0,3 |
иные |
13 |
1 ,3 |
Из органов власти |
120 |
3,4 100,0 |
в том числе: депутатов |
33 |
27,5 |
- субъектов РФ |
5 |
|
- местных органов власти |
28 |
|
руководителей администрации и иных лиц |
87 |
72,5 |
Из судебных органов |
4 |
0,1 |
675
Проценты Рис.
1. Структура
коррупционеров
по сферам
госслужбы
Из таблицы и диаграммы видно, что в структуре выявленных коррупционеров преобладали лица из учреждений госуправления (66,3%) и право-охраны (27,4%). В структуре госслужащих управления доминировали должностные лица из министерств, комитетов, главным образом из их представительств на местах, кредитно-банковской системы и контрольных органов, а в числе коррупционеров из правоохранительных органов — сотрудники органов внутренних дел.
Высший истеблишмент исполнительной и законодательной властей остается нетронутым, хотя уголовные дела в отношении некоторых лиц расследовались. Депутаты бывшего Верховного Совета РФ, например, продолжая советскую традицию, определили для себя абсолютную неприкосновенность. Без согласия Верховного Совета органы правоохраны не имели права даже возбудить против депутата уголовное дело514. Получался порочный круг: правозначимые доказательства можно было собрать лишь в процессуальном порядке по возбужденному уголовному делу, а для получения согласия на возбуждение уголовного дела нужны правозначимые доказательства.
Попытки Генеральной прокуратуры РФ добиться такого согласия в отношении некоторых депутатов не приводили к какому-либо успеху. В проекте закона о борьбе с коррупцией, который обсуждался в Верховном Совете РФ, было предложено отказаться от завышенной неприкосновенности депутатов. Это вызвало у них беспокойство. Депутат Бир выразил его так: «Мы с вами прекрасно понимаем, что, как только подпадаем под этот закон, мы сразу лишаемся депутатской неприкосновенности. Это прежде всего и надо четко себе представлять»515.
Неприкосновенность депутатов Госдумы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ несколько меньше516. Но практика осталась прежней: в 1994 г. 334 депутата представительных органов различных уровней совершили преступления, а к уголовной ответственности привлечено только 16 человек, или 4,8%. Государственная Дума также не давала согласия на возбуждение уголовных дел в отношении депутатов, хотя обращений в нее было много517.
Есть уникальный факт. В отношении президента АО «МММ» Мавроди было возбуждено уголовное дело за неуплату налогов в особо крупных размерах и мошенничество в 1994 г., до его избрания в Государственную Думу. После его странного избрания он не появлялся в палате, но депутаты и в этом случае долго не давали согласия на привлечение его к уголовной ответственности. Они это сделали в 1995 г. только перед истечением своих полномочий. Боялись прецедента. Уголовное дело было возобновлено лишь в начале 1997 г. К этому времени Мавроди скрылся и был задержан и осужден лишь в 2003 г. Аналогичная практика и в субъектах РФ. Именно «неприкосновенность» была особо притягательным фактором на выборах в Государственную Думу в декабре 1995 г., когда в нее пытались пройти 87 ранее судимых или находящихся под следствием кандидатов в депутаты.