Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11334
Скачиваний: 219
Решением Конституционного Суда РФ в 1996 г. завышенный депутатский иммунитет был признан неконституционным. Но и в этом случае он остается относительно большим по сравнению с европейскими стандартами. Вступление России в Совет Европы влечет за собой отказ от такого депутатского иммунитета. Но этого не произошло.
В Совете Федерации эти вопросы решаются так же, как и в Государственной Думе. Напредставление Генерального прокурора РФ о лишении «сенаторской» неприкосновенности Совет Федерации отвечал отказом. Да еще и обратил внимание Генерального прокурора РФ на необходимость соблюдения порядка направления представлений в Совет Федерации518.
О коррумпированности и преступности высоких должностных лиц из исполнительных и законодательных органов власти с упоминанием фамилий говорится официально, открыто и много519. Утверждалось, например, что из 55 вопросов, поднятых в Верховном Совете о преступности высоких должностных лиц, 41 факт подтвердился. Однако реальных уголовных дел, приведших к судебной ответственности виновных, нет. Не было возбуждено уголовное дело даже в связи с пропажей тысячи тонн золота в 1991 г., о чем Е. Гайдар рассказал на заседании Государственной Думы в ноябре 1995 г., хотя сведения об этих фактах были опубликованы в том же 1991 г .520
В начале 1996 г. стали возбуждаться уголовные дела в отношении высоких должностных лиц, «прокручивающих» бюджетные деньги в коммерческих банках и задерживающих выплату заработной платы. Возбуждено уголовное дело в отношении бывших депутатов Государственной Думы, устроивших драку во время заседания. Возбуждено около 200 уголовных дел по фактам невыплаты зарплаты на местах и т.д. Однако все это, скорее всего, является временной кампанией борьбы с отдельными элитарными коррупционерами регионального и муниципального уровня, о деяниях которых стало известно народу, и эти люди для властей оказались «отработанным паром». Одновременно принимаемые меры являются демонстрацией народу правового подхода к титулованным преступникам перед президентскими выборами, для того чтобы сказать: уважаемая общественность, борьба с преступностью власть имущих ведется.
Ныне не вызывает сомнения то, что многие публичные выступления в средствах массовой информации инспирируются политической борьбой между представительной и исполнительной властями, между властью и оппозицией, между отдельными группами должностных лиц. В схватке между собой они вооружались испытанным во многих странах оружием борьбы с политическими противниками — разоблачением в коррупции. Они применяли его по классической схеме, сформулированной одним из членов независимой комиссии по профилактике коррупции во Франции А. Пишоном: каждый поддерживает меры по профилактике коррупции, предпочитая, однако, говорить прежде всего о том, что делается у соседа, нежели о том, что творится у себя в доме521. В этом случае борьба между коррупционерами является ничем иным, как борьбой за власть и продолжением коррупции под знаменем борьбы с этой самой коррупцией.
Взаиморазоблачения, названные войной компроматов, достигли особого размаха в сентябре—ноябре 1996 г. В них участвовали бывшие и действующие высокие государственные лица.
При всей политизации взаимных изобличений в них, как говорится в русской пословице, нет дыма без огня. Однако все это в основе своей остается газетными и радиотелевизионными «шумами». Более того, вспыхнувшая война компроматов быстро затихает. Рациональная причина: не раскачивать государственный корабль в трудное для страны время. Иррациональная причина: не дать «выплеснуться» всему компромату, поскольку криминальность властей станет очевидной и трудно будет избежать давно назревшей политико-правовой операции «Чистые руки». Должностные лица, которых печатно обвиняют в коррупции и других злоупотреблениях, чаще всего не обращают никакого внимания на подобные обвинения и спокойно продолжают свою коррупционную деятельность. Им плюют в глаза, а они говорят: «Это Божья роса». Нет должной реакции на это и государственных контрольных и правоохранительных органов. Лояльная к властям Судебная палата по информационным делам, говоря об этом, отмечала: «... юридическая ответственность должна наступать в любом случае: либо для „героев" разоблачений, либо для их авторов. Безразличная позиция в данном вопросе чревата опасными последствиями»522.
В демократических странах обнародование фактов коррупции высоких должностных лиц вызывает у властей, как правило, соответствующую ответную реакцию: расследование, привлечение к ответственности, отставка или обоснованное опровержение предъявленных обвинений. Достаточно, например, было опубликовать сведения об использовании карточки правительства заместителем премьер-министра Швеции Моной Салин в личных целях, и она вынуждена была уйти в отставку, хотя истраченные государственные деньги она тут же внесла523. Президент США Б. Клинтон публично признал ошибку жены, недоплатившей налог, и внес в бюджет не только сумму недоплаченного налога, но и полную компенсацию524. Премьер-министр Норвегии Г р у Брундтланд ушла в отставку только потому, что госсекретарь премьер-министра перед выборами в местные органы власти отдал распоряжение, обязывающее ведомства и местные власти готовить такие отчеты, в которых было бы меньше критики правительства и правящей партии525.
Приведенные факты, однако, не означают, что в других странах корыстные злоупотребления высоких должностных лиц являются единичными и редкими. Если перелистать газеты последних лет, можно обнаружить непрерывную цепь громких разоблачений в коррупции правящих лиц во Франции, Италии, США, Японии, Республике Корея, Китае и других странах. Криминальность политической и правящей элиты — проблема мировая, борются с ней в разных странах по-разному, но разоблачения средств массовой информации не отражают и не могут отражать ее действительный уровень, а официальных сведений об этом, как правило, нет.
Современные формы криминального поведения элиты в России несут на себе печать прошлого. Огромный опыт беззастенчивого нарушения прав человека в интересах коммунистической идеи и эксплуатирующей ее партийно-государственной верхушки, полученный правящими кругами в период революции и сталинизма, во времена застоя был дополнен новыми стереотипами беспардонного присвоения народной собственности и широкого использования своего должностного положения в корыстных и иных личных целях. Последние способы стали доминировать.
Новой и опасной стороной фактической криминальности правящих кругов во время правления Ельцина является вхождение в большую власть с помощью больших денег, да еще полученных за счет перекачивания их из госбюджета в поддерживающие коммерческие структуры или за счет предоставления им налоговых и таможенных льгот (в конечном счете все равно за счет недополученных средств в бюджет). На президентских выборах 1996 г. дело дошло до черного «нала». У активных членов предвыборного штаба Б. Ельцина при выходе из Дома правительства изъято более 500 тыс. долл. наличными, предназначенных для каких-то расчетов.
П. Хлебников в своей знаменитой книге о Березовском и разграблении России приводит распечатку записи телефонного разговора Л. Чубайса (руководитель предвыборного штаба Б. Ельцина), В. Илюшина (помощник президента Ельцина) и С. Зверева в «Президент-отеле» 22 июня 1996 г. (прошло три дня после задержания членов предвыборного штаба Лисовского и Евстафьева с коробкой, в которой было более чем 500 тыс. долл., и два дня после отставки А. Коржакова, способствовавшего их задержанию). Эта запись Генеральной прокуратурой РФ признана подлинной. Чубайс добивался того, чтобы никакого дела в отношении этих денег не было. И действительно источник денег якобы не нашли, а материалы списали в архив. Приведем лишь некоторые выдержки из этого разговора (курсив автора. — ВЛ.):
«Чубайс: Я же говорю, что тут язык совершенно однозначный. Только в лоб ему (Коржакову? Барсукову? (первый — начальник личной охраны Ельцина, а второй — директор ФСБ) сказать, что либо заткнетесь, ребята, либо посадим. Все. У нас материалов столько с документами, что хватит лет на 15 каждому. Про все воровство, про всю кровь, которая за ними стоит. В полном объеме. И лежит в достаточно надежных местах... Если с любым из нас что-то происходит, мгновенно эти материалы публикуются. Схему я лично проработал до мельчайших деталей, сделал два месяца назад, потому что я знал, с кем имею дело. А сейчас картина такая: либо они затыкаются, либо посажу, совершенно однозначно. Можете от меня лично им передать в качестве привета... Илюшин: ...Что делать, с шефом (с Ельциным) разговаривать надо... Я шефу сказал, когда вчера с ним разговаривал. Я говорю: «Борис Николаевич, вот сейчас, если захотеть, около „Президент-отеля" можно поймать как минимум 15—20 человек, которые выносят сумки из Вашего здания (предвыборный штаб) с деньгами». Он сидел с каменным лицом. Я говорю: «Потому что если мы будем перечислять деньги по неизвестным каналам, то выборы мы не сможем организовать. Поэтому у нас нет срывов сейчас пока...» — «Понимаю», — сказал президент... Чубайс (договариваются связаться с Ельциным): Тогда давайте в одну точку, Виктор Васильевич. То, что вы хотели сказать (неразборчиво) защитить ребят. ФСБ дать команду защитить, Крапивину дать команду защитить, чтоб они знали, что приказывает президент. А вот по генпрокурору просьба затребовать у него полный комплект документов для президента. Илюшин: И хранить у себя...
Чубайс: Наши товарищи делали нашу работу, брали на себя самую рискованную ее часть, подставляли свою башку...»526
(Даже из этих отрывков видно, какую демократию строил Ельцин и его команда, как он выиграл выборы в 1996 г., насколько «независимы» были правоохранительные органы, как их держали на компромате, как велась борьба с коррупционной преступностью на самом верху государственной власти).
Расследование «Новой газетой» финансовой деятельности двух враждующих кремлевских группировок в выборной кампании, условно названных «фаворитами» и «победителями», приоткрыло завесу финансового обеспечения выборов Президента РФ в 1996 г. Газета свидетельствует, ее публикации остались неопровергнутыми: «За шесть месяцев этого года (до июньских выборов 1996 г. — ВЛ.) внешний долг России вырос на 4 млрд долл., а внутренний — на 16 млрд. Объем налоговых освобождений только за январь — апрель достиг 21 трлн руб., а рублевая эмиссия с марта по апрель — 25 трлн. Кто знает, какая часть этих денег обеспечила победу Президента, а какая осела в карманах президентских казначеев?»527. В правовых государствах выходящие за установленные пределы и неконтролируемые взносы на политические цели расцениваются как коррупция.
Во время перестройки и распада Союза подтвердилась давно известная истина: самые большие состояния делаются во времена крушения империи и становления нового государства. Названные предпосылки до предела активизировали у номенклатуры реализацию привычных криминальных мотиваций: 1) все средства хороши для достижения своих политических целей или «плох тот революционер, который в момент острой борьбы остановится перед незыблемостью закона»528; 2) общенародная собственность должна принадлежать ее сановным управителям; 3) государственная должность временна, поэтому ее следует рачительно использовать для получения прибыли в виде не только зарплаты, но и взяток, хищений и злоупотреблений, чтобы обеспечить дальнейшую безбедную жизнь лица, ее занимающего.
Эти мотивации открыто реализовывались во времена криминальных путчей в августе 1991 г. и октябре 1993 г. и особенно в приватизации государственной собственности, ее разделе и переделе, в организации новых «народно-революционных выступлений», в повседневной деятельности властных структур. Примечательно, что во время насильственного противостояния различных ветвей власти в конце 1993 г. ни одна из властей, ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная (Конституционный Суд РФ), не удержалась в рамках действующего законодательства и цивилизованных принципов разрешения возникших разногласий. Явная противоречивость старой Конституции РФ и законов, принятых на рубеже двух эпох, может быть, и смягчала криминальность властей, но не устраняла ее.
Высокая традиционная противоправность и криминальность правящей и стремящейся к власти элиты подтверждаются непрекращающимися конфликтами, заговорами и путчами. Последние по сути своей не могут быть правомерными, если даже они совершаются бескровно. А ведь все смены и замены генеральных секретарей ЦК партии в СССР происходили путем сговора нескольких членов Политбюро. Вспомним историю прихода к власти Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева и даже Горбачева. Попытки смещения всенародно избранного главы государства прежними способами, а не путем конкурентной борьбы на всенародных выборах, до последнего времени предпринимались в России.
Более того, за высшими лицами СССР и России тянется длинный шлейф латентных (не наказанных) деяний, которые причинно определяли криминальность соответствующей элиты.
«Злодейски гениальный Ленин» (оценка А.Н. Потресова) во время Первой мировой войны (1914—1918 гг.), которая была развязана Германией и ее союзниками, на деньги генерального штаба страны организовал в 1917 г. в ослабленном Отечестве революционный переворот, предложил заключение выгодного для Германии мира без аннексий и контрибуций и, несмотря на то, что это предложение было отвергнуто союзнической Антантой и США, заключил тяжелый для страны сепаратный Брестский мир с Германией (которая вскоре капитулировала), вверг Россию в кровавую Гражданскую войну, предопределил репрессивный режим в России (СССР). Мотивация его деяний носила политический характер. Он и его сподвижники не были замечены в корыстном ограблении России. Кровавый диктатор Сталин, идя по стопам Ленина, был еще более беспощаден к российскому (советскому) народу, уничтожил миллионы соотечественников, но не обворовывал страну, преступными методами укреплял ее экономику и оборону, эффективно защищал ее интересы в самые трагические годы Великой Отечественной войны. Импульсивный Хрущев принимал личное участие в незаконных репрессиях сталинского режима, но решился на секретное партийное осуждение сталинизма. Пытался поднять экономику страны, но привел ее к дальнейшей разрухе. Он продолжал заботиться о престиже России в мире. Но при нем началось корыстное разложение советской номенклатуры. «Застойный» Брежнев привел экономику и политику страны к полной стагнации. Корыстное разложение номенклатуры при нем, его семьи и близкого окружения достигло апогея в условиях нищенского существования народа. Он пытался в той или иной мере восстановить репрессивный сталинский режим, начал преступную войну в Афганистане, которая окончательно подорвала страну. Тем не менее он еще проявлял заботу об интересах страны в мире.
Нарцисс (так его звали некоторые в ЦК) Горбачев, пытаясь перестроить страну порочными средствами, лишь осложнил жизнь народов, развалил Союз и сдал его основные внешнеполитические позиции только за то, чтобы ему лично «проблестеть» в западном политическом бомонде, победе которого над собственной страной он активно и эффективно содействовал. Свергнувший его Ельцин, беспробудно пьяный, до предела самолюбивый и самовластный «слон в политической посудной лавке», активно и эффективно способствовал разворовыванию, обнищанию и криминализации страны (в чем преуспел и сам, и его «семья») и низвел Россию на международной арене до уровня просящей милостыню «банановой республики».
Если встать на почву даже действующего в годы их правления уголовного законодательства (а тем более современного в стране и в мире), то в действиях высших государственных деятелей и их команд (банд) могут содержаться признаки преступлений против народа и государственной власти, совершенных по политическим и корыстным мотивам. Но все они ушли от юридической ответственности. Динамика их криминальной деятельности такова: от государственного политического терроризма до эгоистической и корыстной продажности внутри страны и за ее пределами, от уничтожения собственного народа до уничтожения страны.