Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11331
Скачиваний: 219
И последняя группа современной политической элиты формировалась из карьеристов и авантюристов различных мастей, которые всплыли на поверхность общественной и политической жизни с помощью социальной, национальной и патриотической демагогии. Рассматриваемая группа условна, так как между ее подгруппами порой нет никаких связей. Все они активно стремятся к власти любой ценой и вряд ли будут соблюдать нормы права и морали при достижении своих политических и экономических целей.
Краткий анализ представителей некоторых групп и подгрупп политической и правящей элиты показывает, что одни из них, получив при прежнем режиме политический и управленческий опыт, имеют устойчивые навыки криминальных взаимоотношений, другие, не обремененные позитивным и негативным опытом, перенимали его у старой элиты с ее стремлением к неограниченным привилегиям, неправовым решениям и должностным злоупотреблениям. Особо криминогенным стало сращивание оставшейся у власти номенклатуры с криминальными и коммерческими кругами и с организованными преступниками. По экспертным оценкам, от 30 до 50% доходов организованной преступности идет на подкуп государственных должностных лиц, на проведение своих людей в исполнительные и законодательные органы, где имеются лица, ранее судимые за совершение уголовных преступлений. Среди советников Президента РФ Ельцина, например, находился «криминальный хозяин Хабаровска» В. Податаев (кличка Пудель), который был трижды судим за хулиганство, грабежи и изнасилование несовершеннолетней и пробыл в местах лишения свободы 18 лет541.
§ 4. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛИТАРНОЙ КРИМИНАЛЬНОСТИ
Как уже отмечалось ранее, американский криминолог Говард Абадинский соглашается с Линкольном Стеффенссом, еще в 1902 г. отмечавшим, что «дух продажности и беззакония — это американский дух», и с Комиссией Эйзенхауэра (1969 г.), которая пришла к выводу, что США являются страной, «склонной к насилию», и что основные черты американской мафии заложили «бароны-грабители», потомки которых ныне прочно держат власть в стране.
Попытки ирландцев, евреев, итальянцев позднее «подновить» американское общество не имели тех грандиозных масштабов, каких достигли Вандербильды, Гулды и Рокфеллеры. Читая биографии «баронов-грабителей», нельзя не согласиться уже и с Абадинским в том, что на территории бывшего СССР в 90-е гг. XX в. из-за малограмотности, попустительства, пособничества и злоупотреблений властей установился аналогичный дикий неконтролируемый капитализм, который США пережили в XVIII—XIX вв. В США, однако, положение дел не так уж сильно изменилось и в XX в., о чем подробно рассказано в книге Дж. Стюарта «Алчность и слава Уолл-стрит» о крупнейших финансовых аферах конца XX в. Стюарт стал первым, кто показал, что благородство и респектабельность Уолл-стрит являются лишь вершиной айсберга, в подводной части которого таится мир коррупции и преступных сговоров, процветает манипулирование ценами и нелегальное использование закрытой информации. В отзывах на книгу отмечалось, что американцы «наконец-то получили по-настоящему полный и правдивый отчет о преступной деятельности на финансовых рынках»542. Отличие проявилось в одном: организаторы и исполнители этих преступлений понесли заслуженное уголовное наказание с одновременной выплатой огромных штрафов543.
Американский опыт был воспринят в России, но не для предотвращения губительных последствий преступности элиты, а для оправдания всеобщего грабежа народного достояния кучкой экономических мошенников и грабителей. Только у нас этих «крестных отцов» ныне именуют федеральными и региональными олигархами. Они контролируют большую часть российской промышленности и средств массовой информации, участвуют в работе законодательных и исполнительных органов власти, навязывают свою волю правительству, пытаются «свалить» избранного народом, но не угодного им президента страны и не несут за это никакой ответственности.
Многие американские «бароны-грабители» на свои средства организовывали университеты, факультеты, колледжи, фонды помощи, больницы, богословские семинарии и другие благотворительные акции, большинство из которых до сих пор носит их имена. Этим, к сожалению, не отличаются их российские последователи, как и современные американские и российские организованные преступники.
Важная роль в формировании организованной преступности отводится в книге Абадинского политическим машинам в городах544. Считается, что организованная преступность в Америке является продуктом эволюционного процесса, длившегося более чем одно столетие. О том, как формировались Демократическая и Республиканская партии США, подробно было рассказано в § 5 главы 12 настоящей книги.
Формирование правящей, политической и экономической элиты в США было в определенной мере связано со становлением и деятельностью организованной преступности в XVIII—XIX вв. Организованная преступность в России использовала опыт мафии США, и формирование отечественной организованной преступности в конце XX в., если соглашаться с Абадинским, действительно несколько схоже с прошлыми аналогичными процессами в США. Но постсоветская российская правящая, политическая и экономичеекая элиты формировались на иной основе, хотя и в очень тесной связи с той же организованной преступностью, но только не с примитивно уголовной (хотя это тоже было и есть), а с институционально-коррупционной. А главное, поведение американской и российской элит существенно различается545.
Американская элита, имевшая определенные корни в организованной преступности, на протяжении двух последующих столетий обелялась и циви-лизовывалась. И хотя она сохранила свои корыстные, индивидуалистические, агрессивные и криминальные черты, но, думая о своем кармане, она патриотична и хочет жить в своей стране. Наша российская постсоветская элита, как правило, космополитична. Но не в том смысле, что жаждет жить во имя идеи единого человеческого рода, единого мирового государства (ее своеобразно исповедовал до ареста, судя по его публикациям, лишь М. Ходорковский), а в смысле «урвать» и «свалить» куда угодно. Последний слоган стал популярным еще в начале 90-х гг., когда надо было прятать награбленное и прятаться самому от возможной ответственности и конфискации. Приход В.В. Путина, пытающегося ввести «диктатуру закона», возобновил надежду на восстановление правовых устоев у добросовестных предпринимателей и посеял страх у жуликоватых. Реакцию на это еще не так давно открыто и цинично сформулировал один из лидеров Союза правых сил Б. Надеждин: «Если Владимир Путин не выгонит чекистов с прокурорами — надо ставить задачу просто: «валить президента». Если эту задачу решать страшно — надо валить из страны»546. В этом вся суть правого движения, возглавляемого людьми с вполне определенной генетикой. Пожалуй, только один особо одиозный (и в этом смысле) Б. Березовский рвется вернуться в Россию, но на белом коне, победителем.
После почти двадцатилетних перестроек, перестрелок и криминальных реформации на одной из представительных конференций о национальной элите закономерно возник вопрос: а есть ли в России национальная элита? По мысли С. Кугиняна, страна находится в состоянии регресса и общество ожидает тех, кто начнет национальное возрождение или противостояние регрессу. «Нынешняя же элита — по сути ликвидационный комитет», — полагает он. В. Рубанов считает, что российская бюрократия живет по принципу царского канцлера Горчакова: «Мы знаем только государя, нам дела нет до России». Президент Института стратегических оценок А. Коновалов заявил: «Никто не знает точной дороги к храму. Все страны движутся в этом направлении на ощупь. Но когда они подходят к пропасти, в обществе всегда появляется сила, которая говорит: «Туда не надо». Россия в эту яму по пути к храму падает всегда. Пора прервать традицию»547.
Разделяя эти оригинальные оценки, автор не согласился бы лишь с некоторыми аспектами последнего высказывания. В России были и есть здравомыслящие люди, которые адекватно отражают реальные закономерности и прогнозируют возможные последствия. Но дорывающиеся до власти путем торговли, сделок и нахрапа наши политические пустоцветы типа Горбачевых и ельциных, хотя и не имеют, как правило, продуманных стратегий, но и не нуждаются в самостоятельно мыслящих людях и не слушают их. Они в жажде «революционного порыва» и психологического комфорта, во-первых, окружают себя себе подобными и послушными. Во-вторых, мыслящая часть российского населения никогда не была в нашей стране такой силой, которая может сказать: «Туда не надо!». И к ней обязательно прислушаются. Мудрыми мыслями делятся многие, но их никто не слушает.
Обратимся, например, к провидческому выступлению на XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988 г.) писателя-фронтовика Ю.В. Бондарева. Он высказал ряд стратегических прогнозных выводов, учтя которые, можно было двигаться вперед и избежать трагических последствий не «обеспеченной умом» перестройки. Приведу лишь один его риторический вопрос: «Можно ли сравнить н а ш у перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка?»548. Кто-нибудь прислушался к его (давно сбывшемуся) прогнозу? Нет. Политические приспособленцы и демагоги записали его в антиперестройщики, а «новые российские горлопаны» дискредитировали его. Слова Ю. Бондарева, между прочим, перекликаются со словами великого У. Черчилля: «Коммунисты — как Христофор Колумб: когда отправляются, то не знают куда. Когда прибывают, то не знают, где они. И все это за чужой счет»549. Очень точная характеристика горбачевской «революции».
Величие, мудрость и мужество А.И. Солженицына никто в мире не может поставить под сомнение. Когда он в 1994 г. вернулся в Россию, власти радушно встречали его, желая на этом нажить свой политический капитал. В 1998 г. в связи с 80-летим писателя Ельцин наградил его орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Но Солженицын к этому времени объехал всю страну, имел свое собственное мнение о ней, издал книгу «Россия в обвале» и осознал суть «ельцинизма». Он отказался принять награду «от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния». После этого пророк нашего времени оказался ненужным власти550. Аналогичным образом складывались отношения М. Горбачева с А.Д. Сахаровым. Известных людей представители власти готовы использовать лишь в своих политических целях, но уж никак не выслушивать их критику551.
Обратимся к российской правящей элите 90-х гг. истекшего XX в. Она формировалась как бы «с нуля» в сложных, противоречивых и чрезвычайных политических и экономических условиях после распада СССР, которые в значительной мере создавались ею самой по принципу «ловить рыбку в мутной воде». Лидером новой элиты позиционировал себя Б.Н. Ельцин. Хотя в действительности им правили. Тем не менее он прошел тоже очень нелегкий путь, но это не может быть оправданием того, что под его руководством сформировался особо опасный криминальный олигархический режим в России, который им реально и правил. И это признано не «зюгановцами», а мировым сообществом552. Поэтому все трудности становления «независимой» России не были фатальными для абсолютной криминализации власти и общества.
Перед президентскими выборами в 1996 г., несмотря на ряд популистских указов, начало вывода войск из Чечни и других мер, Б. Ельцин не имел шансов быть переизбранным. Президентское окружение разрабатывало различные варианты продления его власти, вплоть до отмены выборов, роспуска Госдумы, позорного и ложного объявления об окончании войны в Чечне и других незаконных действий. Олигархи, неправомерно получившие огромные куски государственной собственности и фактически управлявшие в те годы всей экономикой, с уходом Ельцина могли потерять все. В то время появилось «письмо тринадцати» в поддержку избрания Ельцина на второй президентский срок. Они вместе с Чубайсом приняли решение любыми путями добиться переизбрания Ельцина, настроив его на фактическую фальсификацию выборов, прикрытую демагогией. И взяли все в свои руки.
Как было сказано, в марте 1996 г. в Кремле состоялась встреча Ельцина с ними. Они обещали финансировать предвыборную кампанию президента в обмен на будущие преференции. Пресса окрестила этих бизнесменов «семибанкирщиной» (как новорусский вариант «семибоярщины»), к которым обычно относили Б. Березовского (Объединенный банк), В. Гусинского (Мост-банк), В. Виноградова (Инкомбанк), А. Смоленского (Столичный банк сбережений), М. Фридмана (Альфа-банк), М. Ходорковского (МЕНАТЕП), В. Малкина (Российский кредит) и др.553
Депутат Государственной Думы А. Коржаков (бывший начальник личной охраны Ельцина) рассказал об этом так: «Бородин собрал десять банкиров... Устроили обед и на этот обед Ельцин не пустил ни охрану, ни адъютантов... всем предложили сброситься по 50 млн и все согласились — в обмен на то, что каждому должны дать после выборов «обслужить» кусок бюджета. Вложенные миллионы потом многократно окупились... Деньги олигархов сыграли большую роль... Включили весь административный ресурс.
На это работали губернаторы, главы городов, районов...»554 Руководителем предвыборного штаба вместо беспомощного Сосковца назначен был аморально-пробивной Чубайс.
Деньги и административный ресурс сделали свое дело. «Черный» и «серый» нал шел не только на избирательную кампанию, но и на покупку всех: организаторов избирательной кампании, американских консультантов, высоких чиновников, губернаторов, проельцинских партий и даже на «подкуп» самих избирателей путем (по случаю) погашения многомесячной задолженности по зарплате. Купленные средства массовой информации, как выразился один из аналитиков, сделали из мозгов избирателей «пюре». Результаты выборов: Ельцин— 34,8% голосов; Зюганов — 32,1; Лебедь — 14,7; Явлинский — 7,4; Жириновский — 5,8; Федоров — 0,9; Горбачев — 0,5555; Шаккум — 0,3; Власов — 0,2; Брынцалов — 0,1%. После выборов всех отблагодарили. А. Лебедь, призвавший своих избирателей голосовать за Ельцина, получил пост секретаря Совета Безопасности РФ (правда, вскоре за ненадобностью был освобожден от него), А. Чубайс стал руководителем Администрации Президента РФ и т.д.
В соответствии с законом расходы на предвыборную кампанию не должны были превышать 3 млн долл., а истрачено было, по некоторым сведениям, около 2 млрд долл. Значительная часть неучтенных денег была разворована. И это не все. Весной 1996 г. МВФ выделил самый большой кредит России — 10,2 млрд долл. Он тоже быстро и неизвестно куда испарился. Более того, валютные резервы Центрального банка РФ за первую половину этого года сократились на 9 млрд долл. Причины дефолта 1998 г. кроются и в этой выборной кампании. В докладе Центра стратегических и международных исследований США 2000 г. говорится, что одной из причин дефолта был «сговор государственных чиновников с Центральным банком по распространению ценных бумаг (ГКО — ВЛ.) среди номенклатуры, использовавшей секретную информацию для личного обогащения».
Политическая цель, рожденная олигархами в Давосе, была достигнута. Ельцин, имевший рейтинг в начале избирательной кампании не более 4—5%, победил. Эти выборы могут служить классическим примером беспрецедентной политической коррупции на самом высоком государственном уровне556. А после выборов, по данным фонда «Общественное мнение», Ельцин замыкал «десятку» политиков с рейтингом 1%557. Коррупционный ельцинизм живет. Покупка должностей в правительстве, депутатских мест в Госдуме, самих депутатов для нужного голосования, судя по прессе, продолжается. Народ долго еще будет расплачиваться за эти коррупционные изобретения. Но это малозначимые факты для политических коррупционеров.
23 марта 1999 г. председатель Комитета Госдумы по безопасности В. Илюхин направил письмо в Генеральную прокуратуру, в котором сообщил о хищении кредита МВФ в размере 4,8 млрд долл. в августе 1998 г. Чем закончилось это, общественности не известно. Соратник Б. Ельцина по Межрегиональной группе депутатов (1989 г.)Ю. Афанасьев пишет о том, куда ушли деньги из многомиллиардного очередного займа МВФ в августе 1998 г.: «235 млн долларов — на личный счет дочери Ельцина Татьяны Дьяченко в Сиднейском банке (Австралия). 1 млрд 400 млн — в Нью-Йоркский банк на закрытый счет Черномырдина, тогдашнего премьера России. 780 млн осели в «Креди Сюисс» (Швейцария) на закрытом счете А. Чубайса, 270 млн долларов — в Кредитанштальт-Банкферейн (Швейцария) — на закрытом счете Б. Березовского. 2 млрд 415 млн долларов США конвертированы в фунты стерлингов в Национальном Вестминстерском банке (Лондон, Великобритания) — на закрытый счет Бориса Ельцина. Если на российские нужды и поступили средства, то в размере не более 100 млн долларов США»558. Газета «Moscow Times» от 15 сентября 1999 г. писала, что, по имеющимся у отстраненного от должности Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова сведениям, летом 1998 г., незадолго до разразившегося кризиса, Банк России перепродал частным российским банкам 3,9 млрд долл. из кредита Международного валютного фонда в размере 4,8 млрд долл. Причем эти деньги даже не достигли России, а были переведены на соответствующие счета зарубежных банков. И это подтверждают другие зарубежные источники559.