Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11312

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Крайне необходимое укрепление российской государственности Президентом РФ Путиным на современном этапе в целях предотвращения ее ослабления вызвало его критику и обвинение якобы в стремлении к авторитаризму со стороны праволиберальной оппозиции и некоторых сил за рубежом, желающих продолжить распад нашей страны на слабые сырьевые об-разования605. Желать такого сценария могут только настоящие враги народов нашей страны. Его осуществление может породить такие межнациональные столкновения, сопровождаемые массовой насильственной и корыстной преступностью, которые в условиях дефицита жизненных ресурсов подтолкнут к новому вооруженному переделу мира, где массовое уничтожение мирных жителей (как, например, в бывшей Югославии или в Ираке) будет называться установлением демократии.


§ 10. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВЫВОДЫ


1. По имеющимся сводным данным и кратким описаниям основных межнациональных конфликтов в СССР, России и других странах постсоветского пространства можно судить об основных тенденциях рассматриваемых столкновений с совершением опасных и разрушительных преступлений. Начавшись в период ослабления союзных «обручей» в 1986—1988 гг., они достигли апогея после распада Союза в 1992—1993 гг. В 1993—1996 гг. отмечались постепенное снижение межнациональных столкновений и возникновение попыток переговорного процесса. Это свидетельствует не об уменьшении межнациональных противоречий (не исключено, что большинство их еще впереди), а о медленном и трудном осознании народами бесперспективности насильственных вариантов национального самоутверждения и самоподчинения.

В 1994 г. прогнозировались два вероятных сценария развития межнациональных отношений на территории бывшего СССР: первый — усиление центростремительных процессов в рамках СНГ со снижением межэтнических и межгосударственных конфликтов, второй — обособленное развитие каждой страны при содействии внешних сил с усилением националистических тенденций, ущемлением прав этнических меньшинств и межнациональными криминальными конфликтами606. События 1995 — 1996 гг. указывают на определенное укрепление цивилизованных путей разрешения межнациональных противоречий.

  1. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве последних лет выявили пресловутый феномен двойного стандарта. Национальные и особенно националистические силы титульных народов бывших союзных республик, требовавшие свободы и суверенности от союзного центра на основе права наций на самоопределение, заняли непримиримую позицию в отношении живущих вместе с ними других народов (доля которых нередко превышает удельный вес самой титульной нации). Это особенно касается национальных меньшинств, которые пытались говорить о своих правах. Национальные лидеры, только вчера обвинявшие союзный центр и русский народ в ущемлении своих национальных прав, сегодня предпринимают акции (или не препятствуют таковым), превращающие инонациональное, и особенно русскоязычное население в людей второго сорта.

  2. Националистические лидеры некоторых стран, образованных на территории бывшего СССР, попустительствующие правонарушениям и преступлениям в отношении народов других национальностей, не обнаруживают способности в решении межнациональных проблем цивилизованным путем, а пытаются оправдывать свое поведение привычной ссылкой на какие-либо внешние силы. Националистическая преступная политика остается без осуждения. А когда становится очевидной безрезультатность межнациональной бойни, как правило, уповают на посредническую помощь России и на российских солдат.


Миротворческая миссия Российской Федерации в урегулировании грузино-абхазского, грузино-осетинского, армяно-азербайджанского, таджикского и приднестровского вооруженных конфликтов не является «российской самодеятельностью». Она опирается на международные нормы, проводится с согласия суверенных государств — участников СНГ под эгидой ООН и с участием СБСЕ607. Военные действия, в том числе в Таджикистане и Чечне, приостановлены, но ни один из рассматриваемых выше конфликтов пока не нашел окончательного правового разрешения. Они остаются тлеющими, способными в любой момент привести к новым вооруженным столкновениям, новым массовым преступлениям.

4. Разрастание межнациональных противоречий до их преступного вооруженного разрешения в определенной мере зависит и от уровня цивилизованности национальных меньшинств. Пока наиболее толерантными нациями в условиях национальных ущемлений оказались русские, украинцы, белорусы и иные русскоязычные группы населения, а также немцы, поляки, евреи. Оставшиеся за пределами своей этнической родины (России, Украины, Белоруссии и т.д.) и притесняемые в большинстве стран, образованных на территории бывшего СССР, они нигде не были организаторами крупномасштабных преступлений на межнациональной почве. Даже в условиях самого широкого и изощренного попрания общечеловеческих прав русскоязычного населения в Латвии, Эстонии, Молдове, Казахстане, где они составляют значительную долю жителей (от 30—40% и более), они не организовывали массовые беспорядки, не брались за оружие, а пытались решить свои проблемы правовым путем. Показателен и такой социологический факт. На вопрос, согласен ли респондент с лозунгом «Россия для русских», 66% ответили «нет», но 28% сказали «да»608. В российском народе крепка терпимость к другим национальностям.

В то же время славянская терпимость к национальному ущемлению не абсолютна. Нельзя надеяться и на традиционно низкий коэффициент национальной солидарности русских и других славянских народов в запредельных ситуациях национального унижения. Сигналом могли служить выборы в Госдуму в 1993 и 1995 г., когда миллионы граждан поддержали одиозных лидеров, поставивших безопасность русских в ближнем зарубежье во главу угла предвыборных программ. Нельзя недооценивать и возможности российских национал-патриотов и фашистов. При недостаточной заботе федеральных властей о российской диаспоре в ближнем зарубежье и русских в национальных республиках собственной страны межнациональные конфликты могут выйти за пределы южного пояса нестабильности.

5. Предупреждение межнациональной преступности при решении проблем национальных меньшинств путем их ассимиляции, репатриации, инкорпорации и суверенизации возможно лишь при строгом соблюдении определенных условий. Ассимиляция не может быть массовой и насильственной, как пытаются ее истолковать в некоторых прибалтийских государствах и даже в Украине. Репатриация также не может быть массовой и насильственной, если не превратить лиц нетитульной национальности в беженцев путем репрессий и вооруженных расправ, как это было в Грузии, Армении или Азербайджане или как это наблюдается в Казахстане, откуда вынуждено было уехать около 200 тыс. русскоязычного населения609. Инкорпорация предполагает принципы культурной автономии, двойного гражданства или двуязычия, как это сделала Беларусь. Суверенизация национальных меньшинств возможна лишь на принципах автономии, федерации или конфедерации, к чему стремятся Приднестровье и Абхазия.


Все эти пути не согласуются с этнократизмом и национализмом. Бутрос Гали, будучи Генеральным секретарем ООН, обоснованно полагал: «Нация — обязательно выход за рамки базовых обществ, объединение нескольких из них и, таким образом, промежуточный этап к достижению универсальной общности. В этом смысле не существует этнически чистых наций... Задачи нации как раз и заключаются в том, чтобы преобразовать примитивные антагонизмы и создать пространство солидарности... Можно было бы даже сказать, что в подлинно сформировавшейся нации нет собственно меньшинств, есть граждане, которые могут иметь различное самосознание, но ни одно из его проявлений не берет верх над их статусом гражданина»610. Наряду со сказанным очень важной в современном мире является идея А.Д. Сахарова, изложенная им в проекте Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии (ст. 3) о приоритете «глобальных целей выживания человечества перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными интересами»611. Эти формулы, однако, не стали нормами межнационального поведения.


ГЛАВА 16

ПРЕСТУПНОСТЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ


§ 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕСТУПНОСТИ В ВОЙСКАХ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ


Очень важно было бы рассмотреть преступность военнослужащих в разных странах на сопоставимом фактическом материале и на фоне общей преступности. Но военно-криминологические сведения обычно не публикуются в официальных сборниках криминальной статистики, а публикуемые показатели не носят системного характера. Отрывочные данные мало пригодны для сопоставительного анализа и изучения тенденций. Во многих странах военно-криминальная статистика (абсолютные показатели) до сих пор остается конфиденциальной, в том числе в России, несмотря на то, что, согласно Закону РФ «О государственной тайне», запрещено засекречивать любые сведения о преступности. Сложилась странная ситуация: фактически сведения о преступности военнослужащих публикуются и обсуждаются в средствах массовой информации, а формально системные абсолютные показатели о ней остаются конфиденциальными. Располагая абсолютными данными о преступности в Вооруженных Силах СССР и относительными показателями о ней в России, мы имеем некоторые возможности рассмотреть отдельные тенденции и закономерности преступности в войсках в соотношении с преступностью в стране.

Согласно Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью граждан. Они проходят службу по призыву и на контрактной основе. К 2000 г. контрактники должны были составить 50% солдат и сержантов. Однако в силу экономических, организационных и иных причин этого не произошло даже в 2004 г., хотя медленное движение в этом направлении идет. Однако при всех планируемых изменениях Вооруженные Силы и другие войска остаются составной частью государства, а военнослужащие — неотъемлемой частью народа. Аналогичное положение и в других странах. Все позитивные и негативные тенденции и закономерности, свойственные государству и обществу в целом, в полной мере проявляются в армии. Но войска — специфическая часть общества со своими социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями, которые положительно или отрицательно отражаются на преступности военнослужащих.


Социальная вредность преступного поведения военнослужащих объективно связана не только с нарушением общественного порядка, характерного для преступных деяний гражданских лиц, но и с ослаблением воинской дисциплины как важнейшей составляющей боевой готовности воинских частей и соединений. Этот показатель остается главнейшим и на нынешнем этапе окончания холодной войны и существенного снижения международной напряженности. Пренебрежение боеготовностью делает ненужными дорогостоящие войска. А они существуют не ради парадов. Недоверие между странами остается. Вооруженные силы сохраняются и в ближнем, и в дальнем зарубежье. Не распались и блоки. НАТО, например, расширяется в бывшие социалистические страны Восточной Европы и страны Прибалтики. Военные базы США практически окружают Россию со всех сторон. Показатель реальной и потенциальной военной силы до сих пор остается самым серьезным аргументом в отношениях между странами.

Воинская дисциплина поддерживается различными методами, в том числе уголовным наказанием правонарушителей. В силу этого сфера действия уголовного права в войсках намного шире, так как военнослужащие несут уголовную ответственность не только за общеуголовные, но и за воинские преступления, удельный вес которых составляет около или более половины.

Криминологическая специфика в армейских условиях, однако, не ограничивается уголовно-правовым своеобразием. Она связана также с демографическими, социальными, социально-психологическими, организационными и иными особенностями военной службы. Перечислим некоторые из них:

  • в вооруженных силах сосредоточена молодежь в возрасте 18—25 лет, которой во всем мире свойственна более высокая преступная активность;

  • военную службу проходят главным образом мужчины, коэффициент поражаемое™ преступностью которых в 6 — 8 раз выше, ч е м женщин;

  • при комплектовании армии по призыву (при наличии в России несколько десятков отсрочек) и по контракту (в армию нередко идут лица, не устроенные в гражданском обществе, — безработные, бомжи, ранее судимые и т.д.) среднестатистический интеллектуальный, образовательный, а часто и нравственно-правовой уровень военнослужащих рядового и сержантского состава ниже, чем у молодежи в стране в целом, что при определенных условиях повышает их криминогенность. По данным осеннего призыва 1996 г., например, из общего числа молодых людей призывного возраста поступили на военную службу только 13,5 % , а остальные имели право на отсрочку и освобождение: по причине учебы — 53%, по состоянию здоровья — 11, по семейному положению — 8, в связи с нахождением в местах лишения свободы и под следствием — 3 и по иным причинам — 11,5 % ;

  • солдаты и сержанты оторваны от своих близких, привычных условий жизни, труда и отдыха, что часто служит социально-психологической основой криминальных мотиваций;

  • поведение военнослужащих, их жизнь, быт и отдых максимально регламентированы и даже зарегулированы, что в ряде случаев порождает дополнительную внутреннюю напряженность, которая может канализироваться в противоправном поведении;

  • скученность и замкнутость большого числа молодых мужчин в казарменных условиях чреваты многими межличностными конфликтами;


военнослужащие участвуют в боевых действиях, военных операциях и находятся в других условиях, опасных для жизни и здоровья, что далеко не все выдерживают, и это является сильнейшим мотиватором уклонений от военной службы и других форм преступного поведения. Можно привести и иные общие и частные обстоятельства, которые заметно повышают криминогенность военной службы вообще, а в некоторых ее видах (например, строительные и железнодорожные части) в особенности.

Наряду с криминогенными в войсках действуют и антикриминогенные факторы, ослабляющие действие общих и специфических причин и условий преступности военнослужащих.

К ним можно отнести следующие:

  • система воинского, правового и нравственного воспитания, которая как-то функционирует в армиях различных стран;

  • строгая организация жизни, быта, досуга и деятельности солдат и сержантов;

  • жесткий уставный контроль за деятельностью и поведением военнослужащих;

обеспеченность военнослужащих соответствующими условиями жизни, быта, отдыха и предметами первой необходимости и т.д. Список этих обстоятельств можно продолжить. Их реализация в войсках нормативно предписана. Однако существующие предписания в различных частях и подразделениях, если исходить из советского или российского опыта, выполняются далеко не одинаково, а часто плохо. Поэтому оценка их антикриминогенной роли должна быть конкретной и критичной. Ее нельзя преувеличивать, но и нельзя не учитывать при анализе преступности в войсках. Тенденции преступности в войсках, анализируемые в соотношении с динамикой преступности в стране и мире, могут представлять не только военный научно-практический интерес. Очень важно знать, во-первых, как отражаются организационные, демографические, правовые и иные воинские особенности на состоянии и тенденциях преступности военнослужащих, во-вторых, как тесно связаны динамика и распределение преступлений военнослужащих по различным параметрам (признакам) с общей динамической и структурной характеристикой преступности в стране. Если, например, воинские особенности криминологически существенны, то тенденции преступности в войсках должны обладать большой автономией, а это предопределяет стратегию борьбы с преступностью военнослужащих, рассчитанную на собственные силы.

Если же воинские особенности криминологически менее значимы, то корреляционная связь статистических рядов преступности в стране и в войсках будет относительно сильной. А значит, и стратегия борьбы с преступностью в войсках должна быть тесно увязана с контролем преступности в стране. В противном случае непосильные требования к субъектам контроля и предупреждения преступности в воинских частях могут привести лишь к деформации борьбы с преступностью, к сокрытию преступлений, приукрашиванию действительного положения дел и т.д. Эти болезни всегда сопровождали Вооруженные Силы СССР, особенно в 60—80-е гг., когда декларации и реальности заметно расходились, в связи с чем психология очковтирательства, приукрашивающего действительность, достигла апогея на всех уровнях и во всех сферах жизни и деятельности государственных структур.