Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11304

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


§ 3. ПРЕСТУПНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ


Российские Вооруженные Силы, организация которых практически началась в 1992 г., стали преемниками Вооруженных Сил СССР во всех отношениях, в том числе в криминогенных традициях. Болезненный раздел общих Вооруженных Сил между бывшими союзными республиками, вывод огромного числа воинских частей и соединений из стран Варшавского договора и прибалтийских государств в новые необжитые места в России, стихийное сокращение численности войск, недостаток призывных контингентов, физическая и психологическая неподготовленность призывников к службе в армии, ограниченное финансирование войск, резкое снижение престижа военной службы, неудавшаяся, непопулярная, кровопролитная война в Чечне и другие обстоятельства умножили криминогенность воинских правоотношений.

Одних только семей офицеров вернулось на Родину в необжитые места более 600 тыс. Многие офицеры остаются не у дел, без жилья и средств существования. В 1995 г. насчитывалось 125 тыс. семей «бомжей в погонах». С трудом решался и решается трудный раздел Черноморского флота между Россией и Украиной, вооружений в Приднестровье между Россией и Молдовой. В России идет практически непрерывный процесс сокращения воинских формирований, их переподчинения, преобразования и расформирования. Юноши в массовом порядке уклоняются от призыва на военную службу. Многие части и соединения укомплектованы личным составом на 30—50% от штатной численности. Солдаты и сержанты, находящиеся в воинских частях и подразделениях, несут непосильные нагрузки. Все это обусловливает падение дисциплины и ухудшение воинского правопорядка, в том числе среди офицерского состава.

Непрерывно меняющаяся численность военнослужащих не дает возможности выявить реальные тенденции преступности в войсках и установить действительный уровень по числу преступлений на 100 тыс. человек личного состава. Судя, например, по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 1995 год», штатная численность Вооруженных Сил по состоянию на 1 января 1995 г. составляла в 1 млн 917 тыс. 400 военнослужащих и 600 тыс. лиц гражданского персонала, а на 1 января 1996 г. планировалось иметь, соответственно, 1 млн 469 тыс. 900 и 600 тыс. Реальная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ может существенно отличаться от штатной. По состоянию на начало 1997 г. численность Вооруженных Сил РФ составляла около 1 млн 700 тыс. человек. Общая численность всех войск (Вооруженных Сил, внутренних, пограничных и др.) составила 2 млн. 410 тыс. 127 человек635. В последующие годы штатная численность Вооруженных Сил РФ и других войск существенно сокращалась.

Здесь необходимо разобраться в некоторых понятиях, которые также претерпели заметные изменения в России. В Вооруженные Силы СССР входили не только войска, непосредственно подчинявшиеся министру обороны, именуемые Советской Армией и Военно-Морским Флотом, но и все другие воинские формирования — пограничные, внутренние, железнодорожные и т.д. В России в состав Вооруженных Сил входят лишь войска, непосредственно подчиненные министру обороны РФ. Наряду с Вооруженными Силами имеется 13 других воинских формирований — пограничные, внутренние, железнодорожные войска, войска ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, а также военнослужащие внешней разведки, федеральных органов службы безопасности, службы охраны и др. Число этих формирований в общей сложности может быть относительно большим. Все эти формирования остаются поднадзорными Главной военной прокуратуре, а их личный состав несет ответственность за совершение общеуголовных и воинских преступлений.


Криминологические проблемы в Вооруженных Силах РФ и других войсках постепенно решаются. Военнослужащие стали больше заниматься своим делом — боевой подготовкой, поднимается престиж военной службы. За последнее время сделан заметный рывок в улучшении качества боевой подготовки. «Число учений и мероприятий боевой подготовки в 2003 г. по всем видам Вооруженных Сил превысило показатели 2002 г. почти в 2 раза. В проекте бюджета Министерства обороны на 2004 г. на развитие системы боевой подготовки планируется направить около 16% всех средств», — писал министр обороны РФ636. Продолжаются военная реформа, сокращение Вооруженных Сил и их качественно-количественная оптимизация. Идет процесс постепенного перехода на контрактную систему. Солдаты-контрактники впервые появились в 1992 г. Их число превысило 140 тыс. человек637. Принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службы», на основании которого постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы638.

В то же время остается много нерешенных криминогенных проблем (число призывников, состояние их здоровья, уровень развития, недостаточное финансирование, нерешенность проблемы жилья для офицеров и других контрактников, преступное поведение офицеров, «дедовщина» и иные преступления военнослужащих).

В войсках существенно недостает призывников. Число видов отсрочки и освобождение за последние 10 лет увеличилось в 2,5 раза. И предложения об их увеличении не прекращаются. Депутаты Госдумы третьего созыва, например, отклонили более 20 законопроектов, предлагавшихся лоббистами, о введении дополнительных отсрочек от воинской службы639. Все это свидетельствует о том, что не только молодые люди не желают выполнять конституционную обязанность, но и их родители и даже законодатели. Этому помогают взяточники в военных комиссариатах и других военных органах. Как свидетельствует заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор А.Н. Савенков, только за период весеннего призыва 2004 г. в Главную военную прокуратуру обратились 1,5 тыс. человек, а в военные прокуратуры в целом по стране — свыше 4,5 тыс. Большинство обращений сигнализировало о взяточничестве. Было привлечено к ответственности более 70 должностных лиц военкоматов (вместе с медицинскими работниками — более 100)640. Но это, видимо, лишь вершина айсберга.

В 2003 г. в Московском военном округе были призваны 11% призывников от списочного состава. 87,6% получили отсрочку, еще 1,4 % пустилось в бега. Во многих европейских странах (в Германии, Франции, Швеции и др.) действительную военную службу проходят от 50 до 85% юношей. Это в 5—8 раз больше, чем в России. Положение дел в самой Москве в два с лишним раза хуже, чем в Московском округе в целом641. По данным опросов, около 50% призывников не видят ничего страшного в том, чтобы «откосить» от военной службы. В последние годы появилась некоторая тенденция к снижению числа лиц, уклоняющихся от военной службы. По данным Генштаба, в 2000 г. число уклонившихся от военной службы достигало 28 тыс. человек, в 2001 г. — 21, в 2003 г. — 18 тыс. Перспективы отрицательные. По данным Госкомстата, начиная с 2005 г. общая численность призывного контингента будет ежегодно сокращаться на несколько десятков тысяч человек в год. Пик демографического кризиса придется на 2013 г., когда 18-летних юношей окажется в 2 раз меньше, чем в 2004 г. (вместо 1 млн 200 тыс. будет только 600 тыс. человек).


Не менее удручающее положение с образовательным и интеллектуальным уровнем призывников. Грамотные и обеспеченные юноши поступают в государственные и коммерческие вузы, находят другие пути для получения отсрочки от военной службы. А поскольку обучение детей в предыдущие годы властями было брошено на самотек, то дети из бедных, проблемных и неполных семей намного чаше оставались вне школы. Именно они и пополняют войска. Поэтому почти каждый второй, призванный в 2003 г., имел лишь начальное или общее среднее (8 классов) образование. 112 молодых солдат совсем не умели читать и писать.

Учреждение контрактной армии в этих условиях становится крайней необходимостью. Но, как показывает эксперимент, проводимый в Псковской дивизии ВДВ, и по контракту мало россиян, желающих служить в армии. Российская армия, также брошенная на выживание и ввергнутая в кровавую войну с Чечней (фактически с собственным народом) в период ельцинского правления, утратила былую привлекательность. В ней стало страшно служить. В 2002—2003 гг. в результате преступлений в войсках пострадали, соответственно, 9673 и 12 739 человек, погибли 676 и 826, получили телесные повреждения 2379 и 2803, пострадали от неуставных отношений 3204 и 4607, от рукоприкладства командиров 2228 и 3904, погибли в результате неуставных отношений и рукоприкладства 44 и 63 человека. Из приведенных данных видно, что показатели об опасных преступлениях против военнослужащих за два года увеличились на 20—40%. Положение не изменилось и в 2004 г. Только за первый квартал этого года от побоев пострадали 1 650 военнослужащих, из которых 15 человек умерли642. Не меняется отношение командиров к подчиненным как к рабочей силе. Некоторые командиры не только эксплуатируют солдат и сержантов для собственных нужд, но и сдают подчиненных «в аренду» в гражданские организации за плату643. Все это серьезно снижает позитивную мотивацию российской молодежи к военной службе.

В связи с этим власти вынуждены были пойти на беспрецедентный шаг. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета» и приказом министра обороны РФ от 2 апреля 2004 г. № 101 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту» по контракту в российской армии могут служить иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет, которые имеют возможность на льготных условиях получить российское гражданство. Учитывая, что в настоящее время большое внимание уделяется проблемам военнослужащих, улучшается их материальное положение и обеспечение, в российскую армию могут поступить многие юноши из ближнего и даже дальнего зарубежья, где жизненные условия хуже российских.


Следующая проблема снижения престижности военной службы — жилищная. Фонд служебного жилья Министерства обороны РФ составляет 98 тыс. квартир, а необходимо 450 тыс. Расчеты показывают, что проблема предоставления военнослужащим жилья может быть решена лишь к 2012—2015 гг.644 Положение усугубляется злоупотреблениями с квартирами. Только в 2004 г. при проверке военными прокурорами законности выдачи государственных жилищных сертификатов было выявлено 650 незаконно полученных квартир. Возбуждено почти 100 уголовных дел против командиров частей, работников кадровых и финансовых органов различных уровней вплоть до центрального аппарата Министерства обороны РФ.

«Ограбление» военнослужащих идет и по другим каналам. В 2003 г. военные прокуроры, например, отыскали 118 млн руб. «боевых», которые должностные лица скрывали от тех, кто воевал в Чечне. Обогащение начальства за счет подчиненных идет по всем направлениям. В том же году было привлечено к уголовной ответственности, как правило за совершение корыстных деяний, 1 875 офицеров, что на 12,4% больше, чем в 2002 г. За совершение преступлений привлекаются высшие офицеры, т.е. генералы и адмиралы. По заявлению А.Н. Савенкова, «такого количества высших офицеров, одновременно привлеченных к уголовной ответственности, не было». Судя по его данным, в обслуживаемых войсках проводится большая работа по наведению правового порядка645. Но криминогенность воинских правоотношений зашла так далеко и глубоко, что надеяться на скорое правовое «выздоравливание» военной службы нет достаточных оснований.

Если принять регистрируемый уровень преступности военнослужащих за базу 1992 г., т.е. начало формирования Вооруженных Сил РФ и других войск, ее динамика будет следующей. (Табл. 3 и рис. 5.)

Таблица 3

Динамика преступности военнослужащих в России (1992-2003 гг., %)



Вид преступления


1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Вся преступность в войсках

Динамика

100,0

86,0

77,2

97,6

96,9

83,5

78,7

68,4

73,2

74,0

65,0

69,9


Доля в структуре преступности в стране

1 ,1

0,96

0,91

1 ,1

1 ,2

1 ,1

0,96

0,77

0,78

0,78

0,81

0,8

Воинская

Динамика

100,0

88,0

74,0

96,3

96,9

75,9

63,3

50,8

55,2

55,8

50,3

60,7


Доля в структуре преступности в/с

65,0

66,6

62,4

64,2

65,1

59,1

52,3

48,3

49,0

49,0

50,3

56,4

Общеуголовная

Динамика

100,0

81,6

82,8

100,1

96,8

97,5

107,2

101,0

106,5

107,9

92,6

87,3


Доля в структуре преступности в/с

34,9

33,1

37,4

35,7

34,8

40,7

47,4

51,4

50,7

50,7

49,6

43,5

Государственная

Динамика

100,0

182,9

136,6

112,2

90,2

121,9

180,5

136,6

141,5

146,3

21,9

21,9

Вид преступления


1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003


Доля в структуре преступности в/с

0,1

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

0,3

0,2

0,2

0,2

0,04

0,04

Вся преступность вВС

Динамика

100,0

78,6

62,4

72,1

70,7

63,9

62,9

59,7

65,5

67,7

57,7

63,4


Доля в структуре преступное™ в / с

77,3

70,7

62,5

57,1

56,4

59,2

61,7

67,4

69,1

70,7

68,6

70,2



Снижение числа регистрируемых преступлений по названным параметрам является прежде всего следствием сокращения общей численности военнослужащих вообще и в Вооруженных Силах, в частности. В 1991 г. в Советской Армии и Военно-Морском Флоте насчитывалось около 3,5 млн человек. В 1992 г. в России могло остаться около 3 млн. Штатная численность Вооруженных Сил РФ (аналог СА и ВМФ) на конец 1994 г. обозначена в 1,9 млн человек, на конец 1996 г. — 1,7, а на конец 2003 г. — около 1 млн человек. Таким образом, личный состав Вооруженных Сил РФ за эти годы сократился на 66,6%, а преступность — на 36,6%, т.е. почти вдвое. Из этого следует, что реального сокращения преступности в Вооруженных Силах РФ не произошло, а наоборот, в расчете преступности на их численность она возросла практически вдвое. В 1992 г. коэффициент учтенной преступности в Вооруженных Силах составлял 812 деяний на 100 тыс. военнослужащих, а в 2003 г. — 1 546. Исходные данные при этом расчете не совсем точны. Преступность имеет высокий уровень латентной составляющей, а численность Вооруженных Сил берется со слов российских государственных деятелей и зарубежных авторов и является округленной. Т е м не менее основу соотношения показателей в данном случае можно считать относительно адекватной. Более того, УК РФ 1996 г. заметно сузил сферу преступного вообще и против военной службы, в частности, а многие деяния, включая воинские, декрими-нализировал. Все это объективно отразилось на снижении уровня преступлений в 1997 г., когда он вступил в силу. Например, преступность в стране в целом в этот год снизилась на 8 , 7 % , во всех войсках — на 1 3 , 8 , а в Вооруженных Силах — на 9,6, в том числе воинские преступления — на 24,0%.

Данный вывод подтверждается динамикой особо тяжких и тяжких преступлений. С 1992 г. они увеличились на 25—75%. Рукоприкладство командиров возросло в пять раз с лишним, «дедовщина» — в 2,5 раза646. Если и есть какое-то сокращение, то оно коснулось преступлений небольшой и средней тяжести.

Серьезным симптомом является также более частое привлечение к уголовной ответственности высокопоставленных офицеров и генералов647. Речь идет не о более принципиальном отношении к их противоправной деятельности. Оно осталось прежним: высокие воинские начальники практически не несут реальной уголовной ответственности за совершенные преступления. Речь идет об интенсивном росте числа очевидных и вопиющих фактов их криминального корыстолюбия, когда личный состав войск живет впроголодь, а высшие должностные лица Минобороны РФ и Генштаба строят себе по нескольку загородных вилл, стоимость которых стократно превышает их денежное содержание. Одно из интервью Главного военного прокурора так образно и называлось «Толстые генералы и постные солдатские щи».

В 1996 г. были обнародованы многочисленные факты хищений государственных средств, злоупотреблений в корыстных целях и взяточничества в среде высшего генералитета Вооруженных Сил. В докладах и интервью председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерал-лейтенанта Л. Рохлина, Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова и главного военного прокурора В. Паничева в связи с этим назывались фамилии министра обороны РФ генерала-армии П. Грачева, Главного военного инспектора генерала-армии К. Кобеца, начальника главного управления Генштаба генерал-полковника В. Жеребцова, начальника тыла Минобороны РФ В. Чуранова и многих других, в отношении которых проводились прокурорские проверки и расследовались уголовные дела648.