Файл: Анализ клиентской базы с использованием методики RFM-анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Аплана» имеет линейно-функциональный тип организационной структуры управления, схема которой представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Организационная структура компании

Основной принцип – разграничение полномочий и ответственности по функциям, и принятие решений по вертикали[12]. Управление в ООО «Аплана» осуществляется по линейной схеме, а функциональные подразделения помогают линейным руководителям в решении соответствующих управленческих функций.

Основные результаты деятельности ООО «Аплана» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Технико-экономические показатели деятельности ООО «Аплана»

Наименование показателя

2013

2014

2015

2016

2017

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2016- 2015

2017- 2016

2017- 2015

2016/

2017/

2017/ 2015

2015

2016

Выручка, тыс. руб.

248421

230811

228 940

235 509

287 327

6 569

51 818

58 387

102,9

122

125,5

Себестоимость, тыс. руб.

230012

215028

215 969

197 635

274 740

-18 334

77 105

58 771

91,5

139

127,2

Валовая прибыль, тыс. руб.

18409

15783

12 971

37 874

12 587

24 903

-25 287

-384

292

33,2

97

Численность персонала, чел.

456

463

478

486

502

8

16

-980

101,7

103,3

105

Выработка 1 работника

544,8

498,5

479

484,6

572,4

5,6

87,8

-1051,3

101,2

118,1

119,5

Затраты на 1 руб. оказанных услуг, руб.

0,93

0,93

0,94

0,84

0,96

-0,1

0,12

0,01

89

113,9

101,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

7011

4074

8696

8964

16536

268

7 572

7 840

103,1

184,5

190,2

Рентабельность, %

3,0

1,9

4

4,5

6

0,5

1,5

2

112,6

132,7

149,5


Анализируя данные табл. 1, можно сделать следующие выводы. Объем реализации вырос на 51818 тыс. руб. (или на 22%) в 2017 г. по сравнению с 2016 г. При этом себестоимость выросла на 58771 тыс. руб., или на 39%, в связи с чем показатель затрат на рубль реализованных ИТ-услуг снижается в 2017 г. на 13,9% по сравнению с 2016 г. Если в 2016 г. в 1 рубле выручки было 84 копеек затрат, то в 2017 г. затраты выросли до 96 копеек. Рост себестоимости высшими темпами, чем рост выручки оказал влияние и на темп роста абсолютных показателей прибыли. Валовая прибыль в 2017 г. снизилась на 25287 тыс. руб. (и составила 33,2% от уровня 2016 г.).

Чистая прибыль предприятия имеет стабильную тенденцию роста, так в 2017 г. она выросла сравнительно с 2016 г. на 7572 тыс. руб., что составляет 184,5 % от уровня 2016 г.

Показатель рентабельности деятельности предприятия вырос в 2017 г. по сравнению с 2013 г. вдвое. Это связано с тем, что темп роста чистой прибыли превышает темп роста себестоимости, что оценивается положительно и свидетельствует об инвестиционной привлекательности предприятия.

Рост объемов реализации (который в свою очередь обусловлен еще и инфляционным фактором) повлек за собой и рост таких показателей, как численность работающих.

Если в 2013 г. численность ООО «Аплана» составляла 456 человек, то в 2017 г. в связи с ростом объема деятельности, произошло повышение численности персонала на конец 2017 г. до 502 человек.

Выработка на одного работника в 2017 г. выросла по сравнению с 2016 г. на 87,8 тыс. руб. (на 18,1%), при этом темпы роста выработки превышают темпы роста численности персонала ООО «Аплана», что является положительным моментом деятельности предприятия.

2.2. Сегментирования рынка и выделение целевых сегментов на основе методики RFM-анализа

Основными задачами сегментирования рынка ИТ-услуг в ООО «Аплана» являются следующие:

- точное выявление потребностей потребителя;

- увеличения спектра услуг оказываемого данному конкретному клиенту;

- четкое понимание потребностей и проблем данного отраслевого сегмента;

- поиск верного решения при оказании услуги;

- понимание основных игроков и конкурентоспособности данного рынка;

- концентрация сил и ресурсов специалистов на задачах клиента;


- понимание бизнеса клиента;

- высокая ориентация на потребителя, его задачи и решения;

- возможность выбора маркетинговой стратегии и оптимизации маркетинговых затрат.

ООО «Аплана» работает на рынке «бизнес-бизнесу». Его клиенты – это средние и крупные компании (банки, промышленные предприятия, страховые компании, операторы связи, либо компании, в которых есть собственный IT-департамент).

Проведение анализа клиентской базы ООО «Аплана» по критериям «вид бизнеса» и «прибыль» позволило выделить следующие сегменты, с которыми работало предприятие в 2017 году (таблица 6).

Таблица 6 .Характеристика ключевых сегментов рынка ООО «Аплана»

Сегменты

Клиенты

Количество клиентов

Прибыль

Уд.вес сегмента в прибыли, %

тыс.руб.

в %

Госструктуры

Администрация Воронежской области

3

580,4

4,6

7,0

ГУП «Моссвет»

36,7

0,3

ФГУП ФКЦ «Земля»

262,5

2,1

Банки и финансы

МТС Банк

9

756,2

6,0

62,2

Сбербанк

1571,9

12,5

ЦБ РФ

780

6,2

Хоум КредитэндФинанс Банк

830,2

6,6

ВТБ 24

772,1

6,1

ДжиИ Мани Банк

676,3

5,4

Альфа-Банк

808,5

6,4

Газпромбанк

755,2

6,0

Райффайзенбанк

881,5

7,0

Топливно-энергетический комплекс

ИБРАЭ

2

254

2,0

4,0

Лукойл

244,9

1,9

Розничная торговля

Юлмарт

6

435,4

3,5

9,1

Sanofi

77,8

0,6

Филип Морис Интернэшнл

24,8

0,2

Эльдорадо

127,5

1,0

Procter&Gamble

485,1

3,9

Производство

OTIS

3

237,7

1,9

5,6

Tetra Pak

457,3

3,6

Скопинский ААЗ

6,5

0,1

Телекоммуникации

Мегафон

3

265,8

2,1

5,9

МТС

161

1,3

Сумма Телеком

310

2,5

Информационные технологии

Спутник

3

110,2

0,9

4,8

ITIS

150,2

1,2

Mtech

338,1

2,7

Транспорт и логистика

ММА Домодедово

2

157,2

1,2

1,5

РЖД

32,4

0,3

Итого

30

12587,4

100,0

100


Как видно из представленных данных, наибольшую прибыль ООО «Аплана» приносит такой сегмент клиентов как «Финансы и банки» - 62,2% и «Розничная торговля (9,1%) (рис.4).

Рис.4. Распределение сегментов по вкладу в валовую прибыль ООО «Аплана» в 2017 году, %

Сегмент «Финансы и банки» также имеет наибольшую численность клиентов – 9, т.е. в среднем, каждый из клиентов обеспечил 6,9% валовой прибыли ООО «Аплана».

Однако такого рода информация требует детализации.

Для более качественной и системной сегментации клиентов с целью их ранжирования, обоснова­ния пересмотра условий сотрудничества предлагается методика структурно-группового анализа - RFM-анализ.

RFM-анализ (анализ базы данных клиентов компании) позволяет, опираясь на сведения о давности действий клиента по отношению к компании (R), частоте обращений к компании (F) и индивидуальной доходности (M), прогнозировать поведение клиента в будущем[13].

RFM – это аббревиатура от слов Recency - новизна, Frequency – частота и Monetary, что означает затраты или вложения.

Recency – Дата последнего заказа клиента услуг.

Frequency –Количество общих покупок услуг клиентом.

Monetary – На какую сумму клиенты купили услуги.

Такого рода анализ дает возможность:

– сегментировать клиентов на основании степени их активности по отношению к компании;

– соотнося затраты по группам клиентов, определить целесообразность присутствия отдельных из них в клиентской базе, оценить возможность сокращения затрат по стимулированию клиентов;

– разработать целевые программы повышения лояльности клиентов, осуществлять точечное планирование систем стимулирования потенциальных клиентов.

В табл. 7 представлены исходные данные для сегментации базы клиентов OOO «Аплана». Данные определены за период с 1 января 2017 г. по 1 января 2018 г.; отчетной датой анализа выбрано 1 января 2018 г.

Таблица 7. Исходные данные для сегментации базы клиентов ООО «Аплана» (2017 год)

Клиент

Количество заказов (F)

Последнее обращение (на 1 января 2018 г.; в днях)

(R)

Валовая прибыль по клиенту, тыс.руб. (М)

Скопинский ААЗ

1

334

6,5

Администрация Воронежской области

1

306

580,4

Сумма Телекомм

6

198

310,0

Mtech

4

99

338,1

МТС Банк

4

31

756,2

ITIS

7

1

150,2

Спутник

4

61

110,2

OTIS

6

183

237,7

Хоум Кредит энд Финанс Банк

10

108

830,2

ВТБ 24

6

122

772,1

ММА Домодедово

8

21

157,2

ИБРАЭ

5

38

254,0

Мегафон

6

140

265,8

ГУП «Моссвет»

1

335

36,7

ФГУП ФКЦ «Земля»

1

321

262,5

Альфа-Банк

34

20

808,5

Эльдорадо

2

183

127,5

ДжиИ Мани Банк

21

14

676,3

Газпромбанк

13

1

755,2

Лукойл

1

215

244,9

Сбербанк России

1

285

1571,9

Юлмарт

4

123

435,4

МТС

6

61

161,0

Tetra Pak

3

123

457,3

Райффайзенбанк

28

21

881,5

Procter&Gamble

7

105

485,1

РЖД

1

307

32,4

Филип Морис Интернэшнл

1

31

24,8

Sanofi

4

61

77,8

ЦБ РФ

3

14

780,0

ИТОГО:

12587,2


Все клиенты ООО «Аплана» за 2017 год разделены на 5 категорий. Где в первую категорию попадут клиенты с «наихудшими» показателями, а в пятую категорию – с «наилучшими». Для каждой категории в процентное соотношение с шагом в 20%.

В показатель «M», первой категории, попадут те клиенты, которые принимали услуги ООО «Аплана» и принесли ему до 20% прибыли от максимальной суммы всех значении поля «M». Во вторую категорию попадут от 20% до 40% от той же максимальной суммы. Так будет продолжаться, вплоть, до пятой категории, куда попадут клиенты с процентным соотношением от 80% до 100% принесенной прибыли. Аналогичный расчет проделан и с показателями «R» и «F».

Т.е. при распределении показателей RFM-анализа по критерию давности обращения клиента значения расставляются равномерно по квинтелям от большего числа, по показателям частоты заказа и доходности – равномерно по квантелям от меньшего числа (табл. 8).

Таблица 8. Распределение показателей RFM -анализа (2017 год)

Клиент

R

F

М

RFM

Скопинский ААЗ

1

1

1

111

Администрация Воронежской области

1

1

2

112

Сумма Телекомм

3

1

1

311

Mtech

4

1

2

412

МТС Банк

5

1

3

513

ITIS

5

1

1

511

Спутник

5

1

1

511

OTIS

3

1

1

311

Хоум Кредит энд Финанс Банк

4

2

3

423

ВТБ 24

4

1

3

413

ММА Домодедово

5

2

1

521

ИБРАЭ

5

1

1

511

Мегафон

3

1

1

311

ГУП «Моссвет»

1

1

1

111

ФГУП ФКЦ «Земля»

1

1

1

111

Альфа-Банк

5

5

3

553

Эльдорадо

3

1

1

311

ДжиИ Мани Банк

5

4

3

543

Газпромбанк

5

2

3

523

Лукойл

2

1

1

211

Сбербанк России

1

1

5

115

Юлмарт

4

1

2

412

ООО Тансу

5

1

1

511

Tetra Pak

4

1

2

412

Райффайзенбанк

5

5

3

553

Procter&Gamble

4

1

2

412

РЖД

1

1

1

111

Филип Морис Интернэшнл

5

1

1

511

Sanofi

5

1

1

511

ЦБ РФ

5

1

3

513