Файл: НК_2_гл25.3_комм_Батяев_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 588

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подготовлен для системы КонсультантПлюс


КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25.3 "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА"

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 октября 2006 года


(постатейный)


А.А. БАТЯЕВ


Батяев Андрей Андреевич, практикующий юрист юридической консультации "Правозащита".


Настоящее издание представляет собой научно-практический постатейный комментарий к главе 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ (с последними изменениями от 27 июля 2006 г.).

В настоящем комментарии рассматриваются основные составные элементы института государственной пошлины: плательщики госпошлины; действия, за совершение которых уплачивается госпошлина; общий порядок уплаты госпошлины и особенности ее уплаты за совершение определенных действий; сроки уплаты госпошлины; льготы по уплате госпошлины.

Особое внимание уделяется особенностям предоставления отсрочки и рассрочки для уплаты госпошлины, возврата и зачета сумм излишне уплаченной госпошлины, порядку проверки налоговыми органами рассчитанных и уплаченных сумм пошлины.

Так же подробно рассматриваются юридические действия, за совершение которых главой 25.3 НК РФ установлена уплата государственной пошлины, а также изменения законодательства, связанные с введением в действие главы 25.3 "Государственная пошлина" и значительным расширением перечня указанных юридических действий.

Книга главным образом предназначена как для тех, кто обращается за совершением действий, за которые установлена уплата госпошлины, - физических лиц, руководителей и юристов организаций, - так и для тех, кто указанные действия осуществляет, - судей, государственных и муниципальных служащих, работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, нотариусов и т.д.

Настоящее издание также будет полезно всем, кто интересуется вопросами исчисления и уплаты государственной пошлины.


5 августа 2000 года N 117-ФЗ




НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Принят

Государственной Думой

19 июля 2000 года


Одобрен

Советом Федерации

26 июля 2000 года


Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА


(введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)


Статья 333.16. Государственная пошлина


Комментарий к статье 333.16


Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная пошлина представляет собой определенный сбор, как и другие сборы, налоги, уплачиваемый в обязательном порядке в доходные статьи бюджета соответствующего уровня. Когда граждане и организации (налогоплательщики) заполняют платежные поручения и квитанции, то там среди прочих реквизитов они указывают код бюджетной классификации. Это не что иное, как "адрес" доходной части бюджета, в который поступят данные средства.

Данный сбор уплачивается его плательщиками, плательщиками сбора будут являться граждане и организации (подробнее о плательщиках сбора сказано в комментарии к ст. 333.17 НК РФ). Государственная пошлина уплачивается в случаях, когда плательщики обращаются в органы государственной власти и местного самоуправления за совершением юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать те действия, которые влекут изменение, возникновение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщиков. Собственно, сами действия плательщикам сбора для того и нужны, что бы как-то изменить свои правоотношения с третьими лицами, органами государственной власти, организациями и учреждениями. Юридически значимые действия выражаются в выдаче каких-либо правоустанавливающих документов, выдаче копий и дубликатов из материалов дела, хранящихся в судах, совершении действий по заверению копий документов, нотариальных действий, совершении действий по сборам за выдачу разрешений, других действий.


Определенным категориям граждан комментируемая глава НК РФ предоставляет льготы по уплате государственной пошлины. Относительно государственной пошлины, которая устанавливается настоящей главой, можно отметить, что правила данной главы НК РФ распространяются на действия всех государственных органов, облагаемых государственной пошлиной, кроме консульских учреждений.

Все те юридически значимые действия, которые облагаются государственной пошлиной, возникают не в произвольном порядке, а строго предусмотрены законодательством РФ. При этом законодательство на федеральном уровне, какие-либо нормативные и законодательные акты субъектов РФ или нормативные акты органов местного самоуправления устанавливать виды деятельности, за которые будет взиматься государственная пошлина, не вправе. А вот полномочия на совершения данных юридически значимых действий могут устанавливаться нормативными и законодательными актами не только федерального, но и регионального, и местного уровня.

Также ч. 2 комментируемой статьи запрещает взимать какие-либо другие платежи за совершение юридически значимых действий, кроме той государственной пошлины, которая предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Увеличивать или уменьшать размеры государственной пошлины данные органы по своей инициативе также права не имеют.


Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины


Комментарий к статье 333.17


Следует обратить внимание на то, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Среди физических лиц мы можем выделить граждан РФ, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан. Российское законодательство исходит из принципа, что и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства должны быть равны в правах. Если обратить внимание на те права, которыми обладают граждане РФ, то этот принцип соблюдается не полностью. Например, гражданское и арбитражное процессуальное законодательство позволяет обратиться в суд за защитой своих прав как гражданам РФ, так и иностранным гражданам. Однако о лицах без гражданства там не говорится ни слова. Например, купить земельный участок и зарегистрировать свое право собственности в органах юстиции (а именно в регистрационной палате) может как гражданин РФ, так и иностранец, но в то же время гражданин РФ может свободно купить любую землю (в т.ч. и сельскохозяйственного назначения) без каких-либо ограничений его прав, а иностранный гражданин может купить ту же землю с ограничениями его прав на покупку. Например, нельзя купить землю, которая находится ближе чем на 5 км к приграничной зоне РФ.

Мы вовсе не пытаемся сказать о каких-либо ограничениях и дискриминации прав иностранцев, все существующие ограничения вполне обоснованны, аналогичные ограничения прав иностранцев существуют и в других странах. Комментируемая глава НК РФ не содержит каких-либо различий между размерами государственной пошлины в отношении граждан РФ и иностранцев, следовательно, их права ничем не ограничены. Однако заметим, что фактически такая категория физических лиц, как лица без гражданства, не может совершить многих юридически значимых действий на территории РФ.


Часть 2 комментируемой статьи более подробно конкретизирует и разъясняет то положение, когда физические и юридические лица могут быть признаны плательщиками государственной пошлины. Законодатель предусмотрел два варианта (условия). Первый - когда плательщики обращаются за совершением именно тех юридически значимых действий, которые предусмотрены комментируемой главой Налогового кодекса, второй - когда плательщики выступают в качестве ответчиков в деле, рассматриваемом арбитражным судом, судом общей юрисдикции, мировым судьей. При этом существует обязательное условие - необходимо, чтобы решение суда было принято в пользу истцов, а не ответчиков. Данное положение комментируемой статьи не совсем совпадает с тем, которое можно увидеть в ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 27 декабря 2005 г.), ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изм. и доп. от 27 декабря 2005 г.). Дело в том, что уже при обращении в суд с иском истец должен приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Получается, что истец является плательщиком государственной пошлины на стадии обращения в суд. Если решение принимается в пользу истца, то он имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины, она будет взыскана с ответчика и возвращена истцу. Но комментируемая статья почему-то не учитывает данное положение процессуального законодательства. Кроме того, если решение суда потом будет принято не в пользу истца или дело так и не будет рассмотрено (прекращено производством, по иным причинам), то истец все равно останется плательщиком государственной пошлины. Однако законодатель в комментируемой статье не указывает в качестве плательщика госпошлины истца.


Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины


Комментарий к статье 333.18


Комментируемая статья определяет порядок и сроки уплаты государственной пошлины в зависимости от того, в какой орган плательщики обращаются за совершением каких-либо юридически значимых действий.

Первый и второй случаи, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, связаны с обращением граждан и организаций (плательщиков налога) в суды с различного рода заявлениями. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает уплату государственной пошлины еще до обращения в указанные органы. Это связано с тем, что согласно гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному законодательству РФ документ об уплате государственной пошлины должен быть приложен к исковому заявлению. Сразу следует отметить, что в наши суды согласно процессуальному законодательству РФ можно обращаться с исковыми заявлениями, заявлениями по всем делам, возникающим из публичных правоотношений и делам особого производства. Также в процессе обжалования судебных актов подаются апелляционная, кассационная и надзорная жалобы, заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Что касается обращения в Конституционный Суд РФ, уставные (конституционные) суды субъектов РФ), то документ об уплате государственной пошлины тоже прикладывается к заявлению, которое подается в данные суды.


Рассмотрим вопрос о том, каким образом уплачивается государственная пошлина. Подразумевается, что это должно быть сделано единовременным платежом через банк. Не имеет особого значения, каким именно образом была совершена оплата, главное, чтобы данный платеж поступил на счет соответствующей доходной строки федерального бюджета. Как правило, граждане уплачивают государственную пошлину через отделения Сбербанка России, которые принимают данный вид платежей. Юридические лица уплачивают государственную пошлину через свои собственные счета в банке, оформляя платежные поручения.

Существует один случай, который представляется интересным. Это случай, когда государственная пошлина уплачивается не полностью либо ее уплата откладывается. В принципе, это нарушает требования комментируемой статьи, но тогда возникает закономерный вопрос - где же санкция за данное нарушение? Такое нарушение можно увидеть, если трактовать закон буквально. Гражданское и арбитражное процессуальное законодательства РФ предусматривают возможность для заявителя ходатайствовать в суд об отложении уплаты государственной пошлины или о рассрочке в ее уплате. Также можно просить суд уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате. Все это возможно в тех случаях, когда гражданин находится в тяжелом материальном положении или, например, расчетные счета фирма арестованы и нет возможности в настоящий момент произвести уплату государственной пошлины. Если государственная пошлина не уплачена при подаче заявления в суд, то суд вправе оставить дело без движения и назначить срок для исправления данного недостатка. По истечении определенного времени, если государственная пошлина не будет уплачена, суд вправе вернуть заявление заявителю.

Статья 333.20 комментируемой главы НК РФ устанавливает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 комментируемого Кодекса. Эти положения будут рассмотрены в комментарии к ст. 333.41 НК РФ.

Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность по уплате государственной пошлины в случаях, когда решение суда состоялось и исковое требование истца было полностью или частично удовлетворено. В таких случаях государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Процессуальным законодательством РФ предусмотрены различные сроки вступления в законную силу судебных актов (решений). Например, решения суда, вынесенные по первой инстанции, вступают в законную силу по истечении 10 дней со дня их принятия в окончательной форме. Что значит принятие судом решения в окончательной форме? Возобновляется ли этот срок при вынесении судом дополнительного решения? В практике судов вынесение решения в суде общей юрисдикции и арбитражных судов выглядит следующим образом: судья редко сразу выносит решение, чаще он лишь выносит резолютивную часть решения. Резолютивная часть представляет собой формулировку того, удовлетворил или отказал в удовлетворении требований истца суд. Изготовление других частей решения - описательной, вводной и мотивировочной вместе с резолютивной (т.е. полное готовое решение) - может последовать и потом. Однако у суда имеется только пять дней, чтобы принять и вынести решение в полном объеме. При этом закон не указывает, каких именно пять дней? Разные судьи устанавливают этот срок так, как им удобно (считают пять рабочих или пять календарных дней).


Решение суда будет готово в окончательной форме, когда судья изготовит и подпишет, а также прошьет, в случае если оно не на одном листе, свое решение, закрепит его своей печатью. Именно от этого срока и следует считать десять дней. Но часто бывает и по-другому, например своевременно одной из сторон была подана кассационная или апелляционная жалоба. Согласно действующим правилам гражданского и арбитражного процесса жалоба подается в суд, вынесший решение. Следовательно, вашу жалобу может прочитать судья, вынесший решение, и если он увидит какие-либо существенные недостатки в своем решении, то просто вынесет дополнительное решение, в котором может более подробно мотивировать принятое решение данного вопроса либо разрешить вопрос, который не был достаточным образом разрешен в первичном (основном) решении. С этим ничего не сделаешь, можно только обратить внимание состава судей, рассматривающих вашу жалобу в кассации. Непонятно, как в этих случаях решение суда заново вступает в законную силу. На практике разрешения споров это выглядит так, что судья в очень срочном порядке в этот же день изготавливает дополнительное решение. Потому лучше всего отнести свою кассационную, апелляционную жалобу в последний день срока на вступление решения суда в законную силу.

Некоторые судебные решения вступают в законную силу немедленно (например, при вынесении решений по делам, возникающим из публичных правоотношений). Есть и такие случаи, когда вступление решения суда в законную силу может значительно затянуться. Самый распространенный случай связан с заочным производством. Согласно ст. 244 ГПК РФ заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков на его обжалование. Данные сроки установлены ст. 237 ГПК РФ. Согласно положениям данной статьи ответчик может подать в суд, принявший данное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Другие стороны, участвующие в рассмотрении дела, могут подать апелляционную или кассационную жалобы на заочное решение суда в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Возникает вопрос: а если ответчик не пойдет на почту и не получит данное решение суда, тогда когда оно вступит в законную силу? Согласно ст. 236 ГПК РФ копия заочного решения суда высылается ответчику в течение трех дней со дня его принятия с уведомлением о вручении. Если уведомление не приходит, что тогда делать другим сторонам? На сегодняшний день почтовое отделение согласно инструкциям выжидает один месяц, а затем, если за решением суда никто не является, отправляет его обратно в почтовое отделение, обслуживающее данный суд. Работникам суда (а именно канцелярии) надо идти и получать почту. Делается это не бесплатно (для суда), за хранение письма надо платить. Только после возвращения уведомления обратно в суд начинают отсчитывать десять дней на вступление решения суда в законную силу.