Файл: НК_2_гл25.3_комм_Батяев_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 591

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статьей 34 ФЗ "О животном мире" установлены виды (способы) использования объектов животного мира, это:

1) охота;

2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

5) изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

При этом пользование объектами животного мира может осуществляться посредством их изъятия из среды обитания или без изъятия.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 Минприроды РФ определено органом, который по представлению Минсельхозпрода РФ, Роскомрыболовства и Рослесхоза, согласованному с Российской академией наук, утверждает перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено.

В соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сборов обязан самостоятельно, т.е. от своего имени, уплатить соответствующий сбор в бюджет. Уплата государственной пошлины иным лицом за заявителя, в отношении которого совершается юридически значимое действие, не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации


Комментарий к статье 333.34


Комментируемая статья определяет свои особенности при уплате государственной пошлины именно при эмиссии ценных бумаг, ввозе и вывозе культурных ценностей, регистрации средств массовой информации.

При уплате государственной пошлины за выпуск ценных бумаг налогоплательщик обязан в течение трех рабочих дней представить налоговому органу расчет данной суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, способа и вида размещения ценных бумаг. Неисполнение данной обязанности налогоплательщиком может повлечь для него административную ответственность.

Свои особенности определения государственной пошлины предусмотрены и для ввоза (вывоза) культурных ценностей. Для определения государственной пошлины будут использовать более высокую цену из всех предложенных. Заявитель сам может указать цену, если она ниже той, которую укажет департамент. В любом случае цена может быть или рыночной, или той, которую определит экспертиза. В случаях, когда ввозят и вывозят несколько культурных ценностей, их цена для определения государственной пошлины берется в совокупности (общая сумма стоимости всех предметов).


Размер государственной пошлины для регистрации СМИ устанавливается в зависимости от того, продукцией какого характера будет заниматься данное СМИ. Если это детская литература, просветительские и образовательные издания, то размер государственной пошлины за регистрацию такого СМИ уменьшается в 5 раз. Если же СМИ будет ориентировано на рекламу, то размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз, а для продукции эротического содержания размер государственной пошлины установлен в 10 раз больший.

За использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" государственная пошлина уплачивается при подаче документов на государственную регистрацию такого юридического лица. Документ, подтверждающий ее уплату, должен быть приложен к заявлению.


Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций


Комментарий к статье 333.35


Данная статья Налогового кодекса имеет более общий характер. Она не устанавливает размеры государственной пошлины, подлежащей уплате при совершении определенных действий, как это было предусмотрено в предыдущих статьях комментируемой главы, но все предыдущие статьи содержали в себе ссылку на комментируемую статью. Положения рассматриваемой статьи распространяются на все случаи обращения граждан и юридических лиц, лиц без гражданства, беженцев в органы государственной власти и местного самоуправления за совершением каких-либо юридически значимых для них действий, указанные в ст. ст. 333.19 - 333.34 комментируемого Кодекса.

Основными положениями, которые устанавливает настоящая статья, являются льготы, которыми пользуются плательщики государственной пошлины в соответствии с комментируемой главой НК РФ. Комментируемая статья построена т.о., что в ч. 1 отражены случаи, когда конкретные плательщики (их виды) освобождаются от платы государственной пошлины вне зависимости от того, за совершением какого действия они обратились в органы государственной власти. Во-первых, это сами органы государственной власти, учреждения и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, СМИ (кроме эротических и рекламных) за использование наименования "Россия". Также это и судебные органы власти при обращении в Конституционный Суд РФ. Органы исполнительной и законодательной власти субъекта РФ освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в уставные (конституционные) суды своего субъекта. От уплаты государственной пошлины освобожден и Центробанк РФ при эмиссии ценных бумаг. В ч. 1 комментируемой статьи указаны и другие случаи, предусматривающие возможность освобождения от уплаты государственной пошлины. Все они связаны между собой так называемым "единым логическим смыслом". К примеру, зачем государственному органу платить государственную пошлину за действия, совершаемые другим государственным органом, если государственная пошлина пойдет в доход бюджета того же уровня, из которого будет произведена уплата? Получится, что одни и те же денежные средства пройдут по кругу и опять возвратятся в этот же бюджет. В таких случаях нет смысла платить государственную пошлину, поскольку реального дохода бюджету она не принесет. Поэтому законодатель и предусмотрел в ч. 1 комментируемой статьи такие случаи освобождения от уплаты государственной пошлины в зависимости от статуса плательщика.


Частью 1 комментируемой статьи от уплаты государственной пошлины освобождены ветераны Великой Отечественной войны.

В ч. 2 комментируемой статьи даются разъяснения относительно применения льготы по освобождению от уплаты государственной пошлины физических лиц, которая предусмотрена ч. 1 этой статьи. При реализации своего права на льготу ветераны Великой Отечественной войны должны предъявить удостоверение, подтверждающее их правовое положение. Данный документ будет подтверждать их право на льготу и должен предъявляться во всех случаях, когда необходимо приложить документ об уплате государственной пошлины. Конечно, можно прикладывать не подлинник удостоверения, а его ксерокопию и показывать для сравнения подлинник.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает конкретные случаи обращения в органы государственной власти за совершением каких-либо действий, при которых плательщики государственной пошлины освобождаются от ее уплаты. В принципе, законодателем продолжен перечень, начатый в ч. 1 комментируемой статьи. От уплаты государственной пошлины освобождены некоторые категории физических лиц, например иностранцы за продление срока временного пребывания на территории РФ, если это вызвано смертью близкого родственника, благотворительной деятельностью, оказанием гуманитарной помощи на территории РФ.

Вместе с тем от уплаты государственной пошлины освобождены и органы государственной власти, местного самоуправления по причинам, рассмотренным в комментарии к данной статье, за регистрацию права в отношении недвижимого имущества, составляющего казну РФ или муниципального образования (аналогично для органов местного самоуправления). Предприятия и учреждения, которым предоставлено на праве оперативного управления имущество, являющееся государственной собственностью, также освобождены от уплаты государственной пошлины при регистрации права оперативного управления в отношении недвижимого имущества. Непонятно, почему в данном перечне, например, нет такого основания освобождения от уплаты государственной пошлины, как освобождение от регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельные участки, которые предоставляются юридическим лицам на основании ст. 20 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 20 ЗК РФ земля на праве постоянного бессрочного пользования может быть предоставлена только государственным органам, предприятиям и учреждениям (государственным и муниципальным), а также религиозным организациям. Видимо, в таких случаях они обязаны уплачивать государственную пошлину.


Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям


Комментарий к статье 333.36


Льготы по уплате государственной пошлины установлены и в ст. 89 ГПК РФ, однако статья в ГПК имеет отсылочный характер и никаких категорий льготников, в отличие от комментируемой статьи, не устанавливает. Комментируемая статья в ч. 1 установила перечень лиц и исков, по которым заявители и истцы освобождены от уплаты государственной пошлины. Также в ч. 3 данной статьи установлены условия (сумма иска не должна превышать 1000000 рублей), по которым лица (заявители), указанные в ч. 2 комментируемой статьи, освобождены от уплаты государственной пошлины. Если же сумма иска превышает 1000000 рублей, то эти лица на общих основаниях должны уплатить государственную пошлину. Однако при этом сумма (цена иска) будет уменьшена на 1000000 рублей. Поэтому для категории плательщиков, указанной в ч. 2 комментируемой статьи, все равно сохраняются льготные условия при уплате государственной пошлины.



Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды


Комментарий к статье 333.37


Комментируемая статья НК РФ определяет круг лиц, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Необходимо отметить, что комментируемая статья не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.


Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий


Комментарий к статье 333.38


Комментируемая статья НК РФ определяет круг лиц, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Необходимо отметить, что комментируемая статья предусматривает единственную льготу в сфере интеллектуальной собственности, а именно освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство при наследовании, в т.ч. сумм авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством РФ об интеллектуальной собственности. Однако данная льгота большого значения не имеет.


Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния


Комментарий к статье 333.39


Комментируемая статья четко определяет круг лиц, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния. В статье также приведен исчерпывающий перечень юридически значимых действий, за совершение которых указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.


Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины


Комментарий к статье 333.40


Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 333.40 комментируемого Кодекса возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании положений Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (с изменениями от 2 мая 2006 г.).


В п. 18 указанного Порядка определен порядок возврата уплаченной государственной пошлины.

Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (ч. 1 п. 18 указанного выше Порядка).

Возврат ошибочно уплаченных сумм в связи с невозможностью их идентификации к доходам бюджетов осуществляется на основании заявления плательщика и справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090) (приложение N 4 к рассматриваемому Порядку) (ч. 2 п. 18 указанного выше Порядка).

Возврат поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, осуществляется по нормативам распределения доходов между бюджетами, установленным бюджетным законодательством РФ на соответствующий год, а также если Федеральное казначейство осуществляет на своих счетах учет поступлений от уплаты региональных и местных налогов, законами субъектов РФ о бюджете на соответствующий год, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставленными в орган Федерального казначейства финансовыми органами (ч. 3 п. 18 указанного выше Порядка).

Возможность осуществления возврата поступлений из бюджетов определяется после завершения операций, проведенных с учетом документов операционного дня, перечисленных в настоящем разделе, исходя из сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих перечислению в бюджеты (ч. 4 п. 18 указанного выше Порядка).

Распределение поступлений между бюджетами за текущий операционный день осуществляется с учетом суммы неисполненного остатка возврата поступлений за предыдущий операционный день (ч. 5 п. 18 указанного выше Порядка).


Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины


Комментарий к статье 333.41


Комментируемая статья определяет особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, которая подробно описывается в ст. 64 комментируемого Кодекса.

На основании п. п. 1 и 2 комментируемой статьи отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляются по ходатайству заинтересованного лица на срок не более шести месяцев.

Содержание рассматриваемой нормы дополняет и конкретизирует основные положения ст. 64 НК РФ, где, собственно, и определены общие понятия и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. Тем не менее между названными правовыми нормами существует определенное различие.

Так, п. 4 ст. 64 НК РФ освобождает налогоплательщика от начисления процентов на сумму задолженности только в том случае, если отсрочка или рассрочка по уплате налогов и сбора предоставлены по ряду ограниченных оснований, указанных в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 НК РФ. Статья 333.41 предусматривает, что на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка), проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена, вне зависимости от обстоятельств.