Файл: НК_2_гл24_комм_Лермонтов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 685

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внимание!

Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 (далее - Приказ N САЭ-3-05/443) утверждены формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядок их заполнения.

Приказом N САЭ-3-05/443 признаны утратившими силу Приказы МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, а также сумм налогового вычета и Порядка ее заполнения", которым устанавливалась ранее действующая форма индивидуальной карточки сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, и от 05.06.2003 N БГ-3-05/300, внесший изменения в нее.

При этом, согласно Приказам МНС России N БГ-3-05/91 и N САЭ-3-05/443, форма индивидуальных и сводных карточек носит рекомендательный характер.

Глава 16 НК РФ устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Так, статья 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Арбитражная практика.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2006, 15.02.2006 N Ф03-А16/06-2/53 Суд исходил из того, что индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений нельзя отнести к категории сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, к тому же они носят рекомендательный характер, и, следовательно, налоговые органы не вправе применить к налогоплательщику штраф, если он ведет учет начисленных выплат и вознаграждений не по форме, утвержденной МНС России.

Налогоплательщик вправе самостоятельно определить форму ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Пунктом 5 статьи 243 НК РФ установлено, что ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС РФ, о суммах:

1) начисленного налога в ФСС РФ;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;


5) уплачиваемых в ФСС РФ.

Расчетная ведомость по средствам ФСС РФ N 4-ФСС утверждена Постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111.

Внимание!

Пунктом 6 статьи 243 НК РФ установлено, что уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС РФ и ТФОМС РФ.

Пунктом 7 статьи 243 НК РФ установлено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФ РФ.

Внимание!

Форма декларации по ЕСН и Порядок ее заполнения утвержден Приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н.

Актуальная проблема.

В арбитражной практике встречаются споры по вопросу о том, можно ли считать исполненной надлежащим образом предусмотренную пунктом 7 статьи 243 НК РФ обязанность по представлению налоговой декларации по ЕСН, если налогоплательщиком представлена налоговому органу в установленный срок декларация по ранее утвержденной, старой форме.

Официальная позиция.

Согласно письму ФНС России от 11.02.2005 N ММ-6-01/119@ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления. Если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.

Арбитражная практика.

По мнению арбитражных судов, представление налогоплательщиком декларации по ЕСН по ранее утвержденной форме не влечет за собой ответственности по статье 119 НК РФ.

Налогоплательщик, представивший декларацию по ранее утвержденной форме, признается судами надлежащим образом исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 7 статьи 243 НК РФ.

Судьи исходят из того, что декларация по ЕСН, составленная на бланке старой формы, представлена налогоплательщиком налоговому органу в установленный пунктом 7 статьи 243 НК РФ срок.

Декларация по ЕСН, своевременно направленная в налоговый орган, но составленная на бланке старой формы, не была произвольной и содержала необходимые для исчисления и уплаты налога сведения и соответствует понятию "налоговая декларация", приведенному в статье 80 НК РФ.

Нарушение налогоплательщиком требований правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган с соответствующими действительности сведениями, достаточными для осуществления налогового контроля, при отсутствии каких-либо замечаний и требований со стороны последнего, не может являться единственным безусловным основанием для привлечения указанного лица к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.


Статьей 119 НК РФ не предусмотрена ответственность за представление налогоплательщиком декларации не по установленной (старой) форме, следовательно, в действиях налогоплательщика отсутствует состав налогового правонарушения и у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.

Повторная подача декларации установленной формы за пределами срока, установленного для подачи декларации, также не образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Арбитражной практикой выработан единый подход по данному вопросу.

Данные выводы изложены в Постановлениях ФАС Уральского округа от 18.07.2006 N Ф09-6092/06-С2, от 13.06.2006 N Ф09-4722/06-С7, от 21.06.2006 N Ф09-5195/06-С7, от 22.12.2005 N Ф09-5696/05-С2, от 09.11.2005 N Ф09-5077/05-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 25.01.2005 N А43-14004/2004-16-617, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2006 N А19-38221/05-51-Ф02-2730/06-С1, от 13.12.2005 N А33-6155/05-Ф02-6199/05-С1, от 25.10.2005 N А19-6615/05-20-Ф02-5216/05-С1, от 25.08.2005 N А19-10535/05-45-Ф02-4022/05-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2006 N Ф04-4202/2006(24099-А46-26), от 18.04.2006 N Ф04-2286/2006(21563-А45-23), от 06.03.2006 N Ф04-831/2006(20191-А70-14), ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2006 N А42-12785/2005, от 18.05.2006 N А42-12352/2005, от 20.04.2006 N А42-2934/2005, от 26.02.2006 N А42-8146/2005, от 18.01.2005 N А05-12603/04-20.

Внимание!

В арбитражной практике встречаются также споры по вопросу о том, как рассчитывается сумма штрафа, предусмотренного статьей 119 НК РФ, в случае представления налогоплательщиком декларации по ЕСН с нарушением установленного срока.

Официальная позиция.

Согласно письму Минфина России от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224 налоговый орган, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ за несвоевременное представление им декларации по ЕСН, вправе взыскать штраф с суммы налога, исчисленного за год.

При этом финансовое ведомство исходит из того, что НК РФ разграничивает понятия "налоговая декларация" и "расчет авансовых платежей по налогу", предусматривая необходимость представления в налоговый орган как декларации, так и расчета по налогу.

Налоговая декларация по ЕСН представляется налогоплательщиком по окончании налогового периода, то есть периода времени, по окончании которого определяется налоговая база по налогу и исчисляется сумма налога к уплате. Налоговый период по ЕСН состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, которые засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Кроме того, Минфин России ссылается на то, что согласно пункту 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по ЕСН.

Однако позиция Минфина России расходится со сложившейся судебной практикой.


ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 22.03.2006, 15.03.2006 N Ф03-А24/06-2/434 указал, что в случае несвоевременного представления налогоплательщиком налоговой декларации по ЕСН, штраф подлежит исчислению исходя из суммы ЕСН, подлежащего уплате в бюджет по данной декларации, а не из всей суммы налога, начисленного по итогам налогового периода.

Аналогичные выводы изложены также в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 N Ф04-4664/2006(24848-А27-25).

Кроме этого, пунктом 7 статьи 243 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны представлять в органы ПФ РФ копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами ПФ РФ обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФ РФ сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.

Органы ПФ РФ представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 8 статьи 243 НК РФ определено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Внимание!

При этом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ в связи с изменениями, внесенным данным Законом в первую часть НК РФ, с 01.01.2008 данное положение будет дополнено положением, устанавливающим исключение из общего правила. Так, с 01.01.2008 налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 243 НК РФ в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей НК РФ.


Актуальная проблема.

В арбитражной практике встречаются споры по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в случае применения им вычета по ЕСН в размере начисленных, но неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Официальная позиция.

В письмах от 18.01.2005 N 03-05-02-04/3, от 13.01.2005 N 03-05-02-04/1 Минфин России указал, что, если размер налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса, такая разница признается занижением суммы ЕСН.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 письма Минфина России от 01.02.2005 N 03-05-02-03/6, а также в письмах Минфина России от 18.01.2005 N 03-05-02-04/3, от 13.01.2005 N 03-05-02-04/1, налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода. Недоимка по ЕСН и начисленные пени взыскиваются налоговым органом в соответствии со статьями 46 - 48 НК РФ.

Данная позиция Минфина России доведена письмом ФНС России от 30.01.2006 N ГВ-6-05/91@ до нижестоящих налоговых органов.

Арбитражная практика.

Судебная практика выработала единый подход к данной проблеме, согласно которому занижение суммы ЕСН, подлежащего уплате, в результате неполной уплаты суммы начисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.

Само по себе наличие разницы между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса при предъявлении к вычету сумм правильно начисленных налогоплательщиком страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование не образует состава такого правонарушения, как неуплата ЕСН.

Такую позицию поддержал Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 01.11.2005 N 8736/05, от 01.09.2005 N 4486/05, от 01.09.2005 N 4336/05.

В обоснование своей позиции судьи указывают на правомерность применения налогоплательщиком вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Статья 122 НК РФ предусматривает привлечение налогоплательщика к ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Судьи обращают внимание на то, что занижение суммы ЕСН, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 НК РФ действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.

Кроме того, статьей 243 НК РФ прямо предусмотрено, что, уменьшение уплаты ЕСН связано с начислением страховых взносов, а не с их фактической уплатой.