ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1949
Скачиваний: 1
Внимание!
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами <2>, выдавались организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
--------------------------------
<2> Далее в комментарии к статье 179.1 НК РФ - свидетельства.
производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;
оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;
оптово-розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово-розничную реализацию;
розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию;
производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, - свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Официальная позиция.
Минфин России в письме от 05.05.2006 N 03-04-06/65 разъяснял, что на основании пункта 1 статьи 179.1 НК РФ термин "свидетельство" используется в значении "свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами". Иного значения данного термина применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ нормами главы 22 НК РФ не предусмотрено.
В данном письме Минфин России также разъяснил, что организация, имеющая свидетельство, должна начислять акциз на весь объем полученных нефтепродуктов независимо от их вида, в том числе по нефтепродуктам, не указанным в свидетельстве. В связи с этим получение автомобильного бензина и моторных масел лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, является объектом налогообложения акцизами.
Подобную позицию разделяли и налоговые органы. Так, Управление МНС России по г. Москве в письме от 07.07.2003 N 24-11/36747 указало, что организация или индивидуальный предприниматель, имеющие свидетельство, должны начислять акциз на весь объем полученных (оприходованных) подакцизных нефтепродуктов независимо от их вида (в том числе и нефтепродукты, не указанные в свидетельстве) соответственно и на объем, поступивший на арендованные организацией мощности по хранению и отпуску.
В письме от 14.07.2003 N 24-11/38924 Управление МНС России по г. Москве указало, что в случае осуществления деятельности по реализации нефтепродуктов через топливораздаточные колонки (АЗС) организацией, не имеющей свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, подача деклараций, начисление и уплата акциза при получении нефтепродуктов от поставщиков и дальнейшей их розничной реализации у данной организации производиться не будет.
А в письме от 04.05.2006 N 03-04-06/62 Минфин России рассмотрел противоположную ситуацию, указав, что приобретение нефтепродуктов для собственных нужд организацией, имеющей свидетельство, признается объектом налогообложения акцизами независимо от того, осуществляет ли данная организация операции по реализации нефтепродуктов.
Следовательно, неправомерной, по мнению Минфина России, являлась позиция, согласно которой само по себе наличие свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов, при отсутствии операций по реализации нефтепродуктов не образует объекта налогообложения акцизом.
Судебная практика.
Как правило, суды подтверждали правомерность подобных выводов.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 22.06.2005 N А74-5277/04-Ф02-2748/05-С1 также разъяснил, что обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 27.06.2006, 21.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1515 указал, что обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства с регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.01.2007 N Ф04-9334/2006(30551-А75-31) также разъяснил, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ указанные операции налогоплательщика с нефтепродуктами не могут быть признаны объектом налогообложения в смысле главы 22 НК РФ, поскольку налоговый орган не доказал факт получения налогоплательщиком свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в установленном порядке.
А в Постановлении от 06.04.2005 N Ф03-А73/05-2/344 ФАС Дальневосточного округа указал, что обязанность по уплате сумм акциза не возникает у собственника товара при отсутствии соответствующего свидетельства, поскольку свидетельство на реализацию нефтепродуктов выдается налогоплательщику на определенный вид деятельности и при соблюдении требований, установленных статьей 179.1 НК РФ, в том числе при наличии в собственности мощностей (помещений) по хранению и реализации нефтепродуктов.
Аналогичной позиции придерживался и ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.05.2005 N А74-3880/04-Ф02-2204/05-С1, в котором Суд указал, что из содержания главы 22 НК РФ следует, что обязанность по исчислению и уплате акциза с получения нефтепродуктов напрямую связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
К подобным выводам приходил и ФАС Северо-Западного округа, который в Постановлении от 11.12.2006 N А26-5099/2006-28 разъяснил, что из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ следует, что для возникновения объекта налогообложения при получении нефтепродуктов организациями или индивидуальными предпринимателями необходимым и достаточным условием является наличие у соответствующей организации или индивидуального предпринимателя свидетельства о регистрации в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами, независимо от дальнейшего использования нефтепродуктов. По мнению Суда, установленный пунктом 3 статьи 187 НК РФ порядок определения налоговой базы по операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ, также не зависит от цели получения нефтепродуктов.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.11.2004 N А13-2990/04-15 указывал, что независимо от того, для каких целей приобретены нефтепродукты (для последующей перепродажи, для использования в производстве (собственных нужд) или иных нужд), лицо, имеющее свидетельство, уплачивает акцизы со всего объема приобретенных нефтепродуктов (как реализуемых непосредственно с заводов-производителей, так и приобретаемых на автозаправочных станциях).
А в Постановлении от 12.07.2004 N А13-11954/03-21 ФАС Северо-Западного округа заметил, что с 01.01.2003 налогоплательщиками акциза по нефтепродуктам становятся не только производители, но и организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие операции с нефтепродуктами (оптовая, оптово-розничная или розничная реализация), имеющие свидетельство, которые после приобретения нефтепродуктов самостоятельно начисляют и уплачивают акциз в бюджет. Лица же, не имеющие свидетельства, фактически уплачивают сумму акциза в составе стоимости получаемых (приобретенных) подакцизных нефтепродуктов.
Однако по данному вопросу существует и противоположная судебная практика. Постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2005 N Ф04-324/2005(8372-А75-31), от 09.08.2006 N Ф04-4972/2006(25209-А75-33) указано, что объект налогообложения по акцизам образуется при условии реализации приобретенных в собственность нефтепродуктов, для осуществления которой законодательством установлено требование о получении организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Само по себе наличие свидетельств лица, осуществляющего оптовую и оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, при отсутствии операций по реализации нефтепродуктов не образует объекта налогообложения по акцизам.
Таким образом, по мнению ФАС Западно-Сибирского округа, если реализация нефтепродуктов организацией не осуществляется и нефтепродукты приобретаются для собственного потребления, объекта налогообложения по акцизам не возникает. Следовательно, решение о доначислении акцизов и привлечении к налоговой ответственности такой организации является неправомерным.
Внимание!
Необходимо выделить еще несколько моментов, связанных с правоприменением пункта 1 статьи 179.1 НК РФ.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 06.10.2004 N Ф03-А73/04-2/2564 отметил, что довод налогоплательщика о получении им свидетельства с нарушением установленного порядка не может являться основанием для освобождения его от налоговой ответственности, так как до момента аннулирования свидетельства должен соблюдаться порядок налогообложения акцизами, установленный для налогоплательщиков, имеющих свидетельство о регистрации.
По мнению ФАС Московского округа, изложенному в Постановлении от 23.07.2007, 24.07.2007 N КА-А40/6953-07, закон связывает возникновение обязанности по уплате акциза у лица, имеющего свидетельство и являющегося собственником сырья и материалов, с получением выработанных из этого сырья нефтепродуктов.
Данный вывод развил ФАС Северо-Западного округа и в Постановлении от 26.07.2007 N А05-10494/2006-18, в котором Суд отметил, что согласно изменению N 1 ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 16.01.2001 N 15-ст, производством нефтепродуктов признается совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования, предназначенных для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов. По мнению Суда, результатом процесса производства нефтепродуктов должно быть получение продукта, соответствующего требованиям стандартов или технических условий. При этом Суд отметил, что налоговым органом не представлены доказательства соответствия полученного в результате промывки цистерн продукта указанным требованиям и, соответственно, отсутствуют основания для признания полученного налогоплательщиком продукта подакцизным товаром и доначисления акциза.
Управление МНС России по г. Москве в письме от 31.10.2003 N 24-11/61299 разъяснило, что правила и условия транспортировки и хранения нефтепродуктов, виды транспортных средств и хранилищ нефтепродуктов, а также требования, предъявляемые к ним, установлены ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".
Согласно указанному выше ГОСТ автоцистерны относятся к транспортным средствам, а не к средствам (мощностям) по хранению нефтепродуктов. В связи с этим наличие в собственности у лиц, осуществляющих оптовую, оптово-розничную, розничную реализацию нефтепродуктов, только специализированных транспортных средств не является основанием для выдачи им свидетельства.
Вместе с тем если организация использует в качестве резервуаров для хранения нефтепродуктов принадлежащие ей на праве собственности списанные специализированные транспортные средства, то в случае документального подтверждения органами Госстандарта России соответствия этих хранилищ правилам и требованиям, установленным в разделе 4 "Хранение" ГОСТ 1510-84, они могут получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в общеустановленном порядке.
Пунктом 1 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) также устанавливалось, что в целях главы 22 НК РФ под продукцией нефтехимии понималась продукция, получаемая в результате переработки (химических превращений) компонентов нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества и фракции, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции.
В случае осуществления организацией и индивидуальным предпринимателем операций по оптовой или оптово-розничной реализации нефтепродуктов, произведенных ими из собственного сырья (в том числе из подакцизных нефтепродуктов) либо полученных в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (в зависимости от осуществляемого вида деятельности), указанному лицу выдавалось свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово-розничную реализацию. При этом свидетельство на производство организациям и индивидуальным предпринимателям не выдавалось.
Пунктом 2 статьи 179.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 134-ФЗ) устанавливалось, что в свидетельстве указываются:
- наименование налогового органа, выдавшего свидетельство;
- полное и сокращенное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), местонахождение организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 179.1 НК РФ;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- вид деятельности и марки (номенклатура) нефтепродуктов;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на производственные мощности, и местонахождение указанных мощностей;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по хранению нефтепродуктов, и местонахождение указанных мощностей;
- местонахождение и количество стационарных топливораздаточных колонок, реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на стационарные топливораздаточные колонки;
- реквизиты договора на оказание услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с организацией, осуществляющей эту переработку (при наличии указанного договора);
- реквизиты договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии (при наличии указанного договора);
- срок действия свидетельства (до одного года);
- условия осуществления указанных видов деятельности;
- регистрационный номер свидетельства и дата его выдачи.
Свидетельства являлись документом, служащим основанием для осуществления налоговых вычетов при определении налогоплательщиком сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с положениями статьи 200 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007).