Файл: НК_2_гл22_комм_Лермонтов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1936

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичные выводы отражены в Постановлении ФАС Центрального округа от 20.06.2006 N А54-7394/2005-С18.

Однако необходимо упомянуть, что в случае занижения налоговой базы и неправильного исчисления налога, даже при отсутствии вины налогоплательщика, ему придется уплатить недоимку и пени.

Внимание!

Одновременно с 01.01.2007 в статье 204 НК РФ изложен в новой редакции пункт 3.1, согласно которому

уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Внимание!

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 134-ФЗ по прямогонному бензину, в том числе произведенному из давальческого сырья (материалов), полученному (оприходованному) налогоплательщиками до 01.01.2007 и (или) отгруженному им до указанной даты, в дальнейшем реализуемому (передаваемому) лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, в части вычетов сумм акциза с 01.01.2007 применяются положения главы 22 НК РФ в редакции, действовавшей на 31.12.2006.

Официальная позиция.

Минфин России в письме от 20.11.2006 N 03-04-06/132 указывает, что если денатурированный этиловый спирт приобретен организацией в одном налоговом периоде, а передан (полностью или частично) в производство в следующем налоговом периоде с получением соответствующих налоговых вычетов, то в следующем налоговом периоде по этому спирту возникает превышение налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной к уплате в бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты. При этом, как следует из пункта 5 статьи 202 НК РФ, сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство пришло к выводу, что у налогоплательщика, имеющего свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, в случае списания им в производство приобретенного этилового спирта не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за налоговым периодом, в котором оприходован приобретенный спирт, задолженности по уплате акциза по данному спирту возникать не должно.

Одновременно Минфин России сообщил, что мнение в отношении разделения итогового сальдо по акцизам на сумму акцизов, исчисленных по полученному спирту, и сумму налоговых вычетов, относящихся к более ранним поставкам спирта, в принципе не противоречит действующему Порядку заполнения декларации по акцизам, утвержденному Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 168н.


В соответствии с пунктом 4 статьи 204 НК РФ акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ.

Внимание!

Законом N 134-ФЗ с 01.01.2007 признаны утратившими силу следующие правила:

- при совершении операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ, уплата суммы налога производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику;

- исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно;

- в случае, если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения.

Одновременно Законом N 134-ФЗ установлено:

при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 182 НК РФ, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров;

при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 182 НК РФ, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Данные положения распространяются на получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции и получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина соответственно.


Пример.

Суть дела.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку налогоплательщика по месту нахождения обособленного подразделения по вопросам соблюдения законодательства по акцизам на нефтепродукты, налогу на имущество и единому налогу на вмененный доход за период с 01.01.2003 по 01.07.2004 и установил неуплату налогоплательщиком акциза на нефтепродукты, а также непредставление налоговой декларации по данному акцизу по месту нахождения названного обособленного подразделения за период с февраля 2003 г. по апрель 2004 г.

Результаты проверки оформлены актом, рассмотрев который, налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату акциза по пункту 1 статьи 122 НК РФ, за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по акцизам за период с февраля 2003 г. по апрель 2004 г. по пункту 2 статьи 119 НК РФ и предложил в сроки, предусмотренные в требованиях, уплатить данные суммы недоимки и налоговых санкций, и пеней.


Налогоплательщик обжаловал указанные решение и требования налогового органа в Арбитражный суд.

Позиция Суда.

В соответствии со статьей 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации, совершающие операции, подлежащие обложению акцизом в силу главы 22 НК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ (прим. авт. - с 01.01.2007 утратил силу) следует, что операцией, признаваемой объектом налогообложения по акцизу, является получение нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство.

На основании пункта 1 статьи 179.1 НК РФ (прим. авт. - с 01.01.2007 утратила силу) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям, осуществляющим в том числе оптово-розничную реализацию нефтепродуктов (свидетельство на оптово-розничную реализацию).

В силу пунктов 1 и 3 статьи 187 НК РФ (прим. авт. - пункт 3 с 01.01.2007 утратил силу) налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база, в частности, по операциям приобретения нефтепродуктов определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.

Вместе с тем сроки и порядок уплаты акциза по операциям с нефтепродуктами установлены в пункте 4 статьи 204 НК РФ (прим. авт. - в редакции, действовавшей в проверяемый период). При этом, согласно абзацу 3 данной нормы, в случае совершения операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ, уплата суммы налога производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

Одновременно с этим, согласно пункту 5 статьи 204 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из указанных норм следует, что по общему правилу организация, признаваемая плательщиком акцизов по операциям с нефтепродуктами, в случае наличия у нее структурного подразделения в другом субъекте Российской Федерации должна уплатить акциз по месту нахождения данного подразделения исходя из удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением, а также представить по месту нахождения этого подразделения соответствующую налоговую декларацию.


Материалы дела свидетельствуют, и это не отрицается налогоплательщиком, что он как организация, зарегистрированная на территории Рязанской области и получившая свидетельство на операции с нефтепродуктами (то есть являющаяся плательщиком акциза на операции с нефтепродуктами в целом), в период рассматриваемых отношений имел во Владимирской области структурное подразделение, которое занималось реализацией нефтепродуктов.

При таких обстоятельствах Суд сделал вывод о наличии у налогоплательщика обязанностей уплатить акциз по операциям с нефтепродуктами и представить налоговую декларацию по акцизу по месту нахождения обособленного подразделения.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2006 N А11-1079/2005-К2-22/73.)


В соответствии с пунктом 5 статьи 204 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 204 НК РФ, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Внимание!

Следует дополнительно отметить, что правило о том, что уплата акциза по прямогонному бензину производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в этот же срок необходимо подать налоговую декларацию, действует с 01.01.2007 в связи со вступлением в силу Закона N 134-ФЗ.

По прямогонному бензину, полученному (оприходованному) до 01.01.2007 или отгруженному в адрес налогоплательщика до этой даты, который в дальнейшем будет реализовываться (передаваться) лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, вычеты сумм акциза будут проводиться по старым правилам (пункт 5 статьи 5 Закона N 134-ФЗ).

Внимание!

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.


В соответствии с пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 7 статьи 80 НК РФ установлено, что формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ.

Внимание!

Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н (далее - Приказ N 146н) утверждены форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и Порядок ее заполнения, а также форма налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и Порядок ее заполнения.

Приказ N 146н вступил в силу, начиная с представления налоговой декларации за январь 2007 года.

Приказом N 146н признаны утратившими силу пункты 7 и 8 Приказа Минфина России от 03.03.2005 N 32н (далее - Приказ N 32н) и пункты 1 и 2 Приказа Минфина России от 30.12.2005 N 168н (далее - Приказ N 168н).

Приказом N 32н утверждены форма налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовых организаций, и Порядок ее заполнения, а также форма налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) и Порядок ее заполнения.

Приказом N 168н утверждены форма налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты и Порядок ее заполнения.

Актуальная проблема.

Таким образом, налогоплательщик мог столкнуться с проблемой, на каких бланках сдавать декларации (на старых или новых).

Официальная позиция.

Например, в письме Управления ФНС России по г. Москве от 06.06.2005 N 09-10/39710 указано, что если налогоплательщик представит в налоговый орган в качестве налоговой декларации документ не по установленной форме, обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган декларации следует считать неисполненной.

Следовательно, налоговый орган вправе применить к указанному налогоплательщику в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов приостановление операций по счетам в банке в соответствии со статьей 76 НК РФ, а также меры ответственности, установленные статьей 119 НК РФ.

Судебная практика.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. Арбитражные суды в такой ситуации указывают, что статьей 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок. Данная статья не предусматривает налоговую ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной (старой) форме. Такая позиция высказывалась, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 N Ф04-1990/2005(10068-А27-23), от 16.11.2004 N А56-18597/04, от 02.11.2004 N А56-18734/04.

ФНС России в письме N ММ-6-01/119@ от 11.02.2005 дала два указания нижестоящим налоговым органам по данному вопросу:

- налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления;