Файл: НК_1_раздV.1_комм_Лермонтов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 823

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законом N 227-ФЗ установлен следующий порядок определения доли косвенного участия одной организации в другой:

- сначала необходимо определить все последовательности участия одной организации в другой организации. В данном случае имеется в виду прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

- далее определяется размер доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

- размер доли косвенного участия одной организации в другой будет равен сумме произведений долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Таким образом, долю косвенного участия можно определить по следующей формуле:

X% (размер доли в уставном капитале первой организации) x Y% (размер доли второй организации в уставном капитале третьей организации) : 100% = Z (размер косвенного участия первой организации в третьей).

Пример 1. ООО "Первое" владеет 90% капитала в уставном капитале ООО "Второе", которое владеет 15% в уставном капитале ООО "Третье":

90% x 15% : 100 = 13,5%, следовательно ООО "Первое" и ООО "Третье" не будут являться взаимозависимыми лицами.

Если же ООО "Первое" владеет 90% капитала в уставном капитала ООО "Второе", которое владеет 35% в уставном капитале ООО "Третье":

90% x 35% : 100 = 31,5%, что больше чем установленный законодателем предел в 25% возможного участия одной организации в другой без признания их взаимозависимыми.

Пример 2. ООО "Первое" владеет 90% капитала в уставном капитала ООО "Второе", которое владеет 15% в уставном капитале ООО "Третье". ООО "Третье" владеет 80% в уставном капитале ООО "Четвертое", которое владеет 35% в уставном капитале ООО "Пятое":

1. ООО "Первое" владеет 90% капитала в уставном капитала ООО "Второе".

2. Второе" владеет 15% в уставном капитале ООО "Третье".

3. ООО "Третье" владеет 80% в уставном капитале ООО "Четвертое".

4. ООО "Четвертое" владеет 35% в уставном капитале ООО "Пятое".

Расчет:

1. 90% x 15% : 100 = 13,5% - доля участия ООО "Первое" в ООО "Третье" равна 13,5%.

2. 15% x 80% : 100 = 12% - доля участия ООО "Второе" в ООО "Четвертое".

3. 80% x 35% : 100 = 28% - доля участия ООО "Третье" в ООО "Пятое".

4. 13,5% + 12% + 28% = 60,5% - доля участия ООО "Первое" в ООО "Пятое".

Пункт 4 статьи 105.2 НК РФ предусматривает определение доли участия одной организации в другой в судебном порядке с учетом дополнительных обстоятельств. Такая норма является новшеством в российском законодательстве. Данное положение расширяет основания для признания лиц взаимозависимыми, отменяет четкий регламентированный порядок определения размера доли участия одной организации в другой, необходимой для признания взаимозависимости лиц.

Пункт 5 статьи 105.2 НК РФ при определении размера доли участия физического лица в организации следует использовать тот же порядок, что и при определении размера доли участия одной организации в другой. Данное положение закреплено законодателем в пункте 5 статьи 105.1 НК РФ.



Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ.

ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК

МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК

МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ


Статья 105.3. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами


Комментарий к статье 105.3


В соответствии с пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ неполученные доходы учитываются для налогообложения у взаимозависимых лиц, если такие доходы не получены вследствие отличия коммерческих или финансовых условий в сделке между взаимозависимыми лицами от коммерческих или финансовых условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Такой учет может быть произведен только в случае, если он не будет уменьшать сумму налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации. Законодатель устанавливает только одно исключение из данного правила - случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с новыми положениями НК РФ. Положения о симметричных корректировках введены Законом N 227-ФЗ, и их определение дано в статье 105.18 НК РФ, в соответствии с которой симметричными корректировками признаются такие корректировки, которые применяются российскими организациями-налогоплательщиками, являющимися стороной по сделке между взаимозависимыми лицами, применяющими цены, используемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при корректировке налоговой базы и суммы налога (в случае доначисления налога по итогам проверки) между взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику, который является другой стороной указанной сделки.

Но если лица не признаны взаимозависимыми, то цена, применяемая в сделке, и доход (прибыль, выручка) сторон по такой сделке считаются рыночными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105.3 НК РФ, веденным Законом N 227-ФЗ, определение доходов, указанных в пункте 1 данной статьи (неполученные доходы учитываются для налогообложения у взаимозависимых лиц, если такие доходы не получены вследствие отличия коммерческих или финансовых условий в сделке между взаимозависимыми лицами от коммерческих или финансовых условий в сопоставимых сделках между лицами не являющимися взаимозависимыми), возлагается законодателем на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. При определении доходов, указанных в данном пункте, ФНС России должна руководствоваться методами, определенными законодательством, которые впервые введены Законом N 227-ФЗ и перечислены в статье 105.7 НК РФ в редакции, измененной в соответствии с данным Законом. Перечень таких методов является исчерпывающим и включает в себя метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли.


Ценой, примененной в сделке, в соответствии с пунктом 3 статьи 105.3 НК РФ является цена товара, работы или услуги, которая применяется сторонами для целей налогообложения.

Данный пункт указывает на тот факт, что цена, примененная в сделке, считается рыночной, пока федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а именно ФНС России не доказано обратное и если налогоплательщик не скорректировал самостоятельно сумму налога. При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее в данном разделе - цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если налоговым органом не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога. Порядок такой корректировки предусмотрен законодателем в пункте 6 данной статьи.

Кроме того, в данном пункте предусмотрено право налогоплательщика самостоятельно применить рыночную цену сделки для целей налогообложения, если ранее им для данной сделки была применена цена, которая рыночной цене не соответствует. Данное положение вытекает из пункта 6 статьи 105.1 НК РФ, в которой законодатель указывает на право физического лица или организации самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами. Данное положение позволяет налогоплательщику самостоятельно устранить допущенное им нарушение и произвести уплату налогов в полном объеме.

В силу положения пункта 4 статьи 105.3 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется с соблюдением положений главы 14.5 НК РФ и проводится по видам налогов, которые перечислены в данном пункте:

1) налог на прибыль организаций;

2) налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в соответствии со статьей 227 данного Кодекса;

3) налог на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) налог на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Следует отметить, что данный перечень является исчерпывающим. И если налогоплательщиком занижена сумма налога, подлежащая уплате, то ФНС России самостоятельно производит корректировку соответствующей налоговой базы, данное положение закреплено в пункте 5 новой статьи 105.3 НК РФ.


Пункт 6 статьи 105.3 НК РФ указывает, что налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды), по налогам, суммы которых подлежат корректировке, в случае, если такой налогоплательщик является взаимозависимым лицом в соответствии с данным законом и если цена совершенной им сделки не соответствует рыночной, что повлекло уменьшение размера суммы налога или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 данной статьи. Такие корректировки могут производиться:

- организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, - в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 289 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год. Отчетными периодами по данному виду налога признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года;

- физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

В соответствии со статьей 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 НК РФ. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 данного Кодекса. Налоговым периодом в соответствии со статьей 216 НК РФ признается календарный год.

Но следует иметь в виду, что корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых в случаях, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен. Такие уточненные налоговые декларации представляются одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций либо налогу на доходы физических лиц.


Срок погашения суммы недоимки, которую налогоплательщик определил самостоятельно в результате произведенной в соответствии с данным пунктом корректировки, должен быть погашен не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. В случае если налогоплательщик произведет уплату такой недоимки в данный срок, пени на сумму такой недоимки не будут начислены. Данный пункт позволяет налогоплательщику самостоятельно устранить допущенное им нарушение без вмешательства налоговых органов и без оплаты штрафных санкций, что должно стать дополнительным стимулом для организаций и физических лиц не только использовать рыночные цены при заключении сделок, но и не дожидаться обнаружения нарушения контролируемым органом, тем самым устранив основания для проверок и привлечения к налоговой ответственности.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 105.3 НК РФ фактически примененные цены сделки между взаимозависимыми лицами могут быть использованы для исчисления налога только в случае, если налоговый период (отчетный период) такого налога заканчивается в течение календарного года.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 105.3 НК РФ ФНС России вправе проверять правильность исчисления следующих видов налогов: налога на прибыль организаций; налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 данного Кодекса; налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах); налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость). Налоговый и отчетный период не всегда совпадают. Так, у налога на прибыль организаций в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 265 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. У налога на добычу полезных ископаемых налоговым периодом в соответствии со статьей 341 НК РФ признается календарный месяц; у налога на добавленную стоимость налоговый период в соответствии со статьей 163 НК РФ устанавливается как квартал.

В соответствии с пунктом 8 статьи 105.3 НК РФ цена сделки для целей налогообложения признается рыночной, если такая цена применена в соответствии с предписаниями антимонопольного органа. Но в любом случае должны быть учтены особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен, которые предусмотрены статьей 105.4 НК РФ.