ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3100
Скачиваний: 2
Из пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 следует, что арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 АПК РФ, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования о применении обеспечительных мер могут быть обусловлены как действиями частных лиц (требование о признании решения органа управления юридического лица недействительным, требование о признании сделки недействительной и т.д.), так и публичных субъектов (требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных, муниципальных, иных органов и т.д.).
В пункте 29 указанного Постановления Президиум ВАС РФ отметил, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ. В силу части 1 статьи 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений. Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности. Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.
Как указывает судебная практика, суд может в качестве обеспечительной меры принять решение о приостановлении взыскания налога по оспариваемому налогоплательщиком решению налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 05.03.2007, 12.03.2007 N КА-А40/1272-07, ФАС Уральского округа от 13.02.2007 N Ф09-416/07-С2, ФАС Центрального округа от 16.09.2008 N А35-2406/08-С21).
Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
Комментарий к статье 139
Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке.
Минфин России в письме от 24.06.2009 N 03-02-07/1-323 разъяснил, что в НК РФ не содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом.
Одновременно Минфин России обратил внимание, что Приказ N БГ-3-14/290 был принят до включения в НК РФ соответствующей процедуры апелляционного обжалования.
Следовательно, указанный Регламент в настоящее время применяется в части, не противоречащей НК РФ.
КС РФ в пункте 3 Определения КС РФ от 18.11.2004 N 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
Статья 140. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом
Комментарий к статье 140
Положения статьи 140 НК РФ не содержат норм, обеспечивающих возможность налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение по итогам налоговой проверки, участвовать в рассмотрении соответствующей жалобы (см. также Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденный Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290).
МНС России в письме от 05.04.2001 N ВП-6-18/274@ указало, что решение вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика на акт налогового органа в обязательном порядке должно содержать вводную, мотивировочную и резолютивную части. Резолютивная часть решения выносится по форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 140 НК РФ.
Положения статьи 140 НК РФ сформулированы императивно, изложенные в них полномочия являются исчерпывающими.
Так, например, вышестоящий налоговый орган не вправе направлять нижестоящему налоговому органу материалы дела на новое рассмотрение.
Статья 140 НК РФ четко не устанавливает, что решение налогового органа может быть изменено только в сторону уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика или же, наоборот, ухудшения положения налогоплательщика.
Следовательно, по результатам обжалования вышестоящий налоговый орган вправе изменить решение нижестоящего органа или вынести новое решение, в результате чего положение налогоплательщика ухудшится (например, ему будут доначислены суммы неуплаченного налога, не учтенные при вынесении решения нижестоящим налоговым органом в результате технической ошибки).
Также следует отметить, что возможность приостановления срока рассмотрения жалобы статьей 140 НК РФ не предусмотрена.
Таким образом, срок рассмотрения жалобы, предусмотренный пунктом 3 статьи 140 НК РФ, не может быть приостановлен.
Статья 141. Последствия подачи жалобы
Комментарий к статье 141
МНС России в пункте 5 письма от 05.04.2001 N ВП-6-18/274@ выражало мнение о том, что решение о приостановлении исполнения обжалуемого налогоплательщиком решения в порядке статьи 141 НК РФ должно приниматься в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
В пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 обращено внимание на то, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд
Комментарий к статье 142
Дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов подлежат рассмотрению в соответствии с главой 23 "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов" АПК РФ, дела об обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц - главой 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц" АПК РФ.
Дела об обжаловании физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассматриваются в следующем порядке: дела об обжаловании нормативных актов налоговых органов подлежат рассмотрению в соответствии с главой 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" ГПК РФ, дела об обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц - главой 25 "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" ГПК РФ и Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
5 августа 2000 года
N 117-ФЗ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 118-ФЗ,
от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 30.05.2001 N 71-ФЗ,
от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 07.08.2001 N 118-ФЗ,
от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 27.11.2001 N 148-ФЗ,
от 29.11.2001 N 158-ФЗ,
от 28.12.2001 N 179-ФЗ (ред. 31.12.2002),
от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ,
от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ,
от 24.07.2002 N 110-ФЗ (ред. 31.12.2002),
от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 27.12.2002 N 182-ФЗ,
от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 190-ФЗ,
от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 31.12.2002 N 193-ФЗ,
от 31.12.2002 N 196-ФЗ, от 06.05.2003 N 51-ФЗ,
от 22.05.2003 N 55-ФЗ,
Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,
Федеральных законов от 06.06.2003 N 65-ФЗ,
от 23.06.2003 N 78-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 07.07.2003 N 105-ФЗ, от 07.07.2003 N 110-ФЗ,
от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 11.11.2003 N 139-ФЗ,
от 11.11.2003 N 147-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ,
от 08.12.2003 N 163-ФЗ, от 23.12.2003 N 178-ФЗ,
от 05.04.2004 N 16-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 30.06.2004 N 60-ФЗ, от 30.06.2004 N 62-ФЗ,
от 20.07.2004 N 65-ФЗ, от 20.07.2004 N 66-ФЗ,
от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 28.07.2004 N 83-ФЗ,
от 28.07.2004 N 84-ФЗ, от 28.07.2004 N 86-ФЗ,
от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ,
от 20.08.2004 N 103-ФЗ, от 20.08.2004 N 105-ФЗ,
от 20.08.2004 N 107-ФЗ, от 20.08.2004 N 108-ФЗ,
от 20.08.2004 N 109-ФЗ, от 20.08.2004 N 110-ФЗ,
от 20.08.2004 N 112-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 04.10.2004 N 124-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 29.11.2004 N 141-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,
от 29.12.2004 N 203-ФЗ, от 29.12.2004 N 204-ФЗ,
от 29.12.2004 N 208-ФЗ, от 30.12.2004 N 212-ФЗ,
от 18.05.2005 N 50-ФЗ, от 03.06.2005 N 55-ФЗ,
от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 18.06.2005 N 62-ФЗ,
от 18.06.2005 N 63-ФЗ, от 18.06.2005 N 64-ФЗ,
от 29.06.2005 N 68-ФЗ, от 30.06.2005 N 71-ФЗ,
от 30.06.2005 N 74-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ,
от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ,
от 21.07.2005 N 101-ФЗ, от 21.07.2005 N 106-ФЗ,
от 21.07.2005 N 107-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ,
от 22.07.2005 N 118-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ,
от 20.10.2005 N 131-ФЗ, от 05.12.2005 N 155-ФЗ,
от 06.12.2005 N 158-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ,
от 31.12.2005 N 201-ФЗ, от 31.12.2005 N 205-ФЗ,
от 10.01.2006 N 16-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ,
от 13.03.2006 N 39-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ,
от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ,
от 18.07.2006 N 119-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ,
от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 144-ФЗ,
от 27.07.2006 N 151-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ,
от 03.11.2006 N 176-ФЗ, от 03.11.2006 N 177-ФЗ,
от 03.11.2006 N 178-ФЗ, от 10.11.2006 N 191-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 05.12.2006 N 208-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 244-ФЗ,
от 29.12.2006 N 257-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ,
от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 23.03.2007 N 38-ФЗ,
от 16.05.2007 N 75-ФЗ, от 16.05.2007 N 76-ФЗ,
от 16.05.2007 N 77-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ,
от 17.05.2007 N 84-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ,
от 19.07.2007 N 195-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ,
от 30.10.2007 N 239-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ,
от 04.11.2007 N 255-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,
от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 08.11.2007 N 261-ФЗ,
от 29.11.2007 N 284-ФЗ, от 29.11.2007 N 285-ФЗ,
от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 04.12.2007 N 324-ФЗ,
от 04.12.2007 N 332-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ,
от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ,
от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 22.07.2008 N 121-ФЗ,
от 22.07.2008 N 135-ФЗ, от 22.07.2008 N 142-ФЗ,
от 22.07.2008 N 155-ФЗ, от 22.07.2008 N 158-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 13.10.2008 N 172-ФЗ,
от 24.11.2008 N 205-ФЗ, от 24.11.2008 N 208-ФЗ,
от 24.11.2008 N 209-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ,
от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 04.12.2008 N 251-ФЗ,
от 22.12.2008 N 263-ФЗ, от 22.12.2008 N 264-ФЗ,
от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,
от 25.12.2008 N 282-ФЗ, от 30.12.2008 N 305-ФЗ,
от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ,
от 30.12.2008 N 314-ФЗ, от 30.12.2008 N 323-ФЗ,
от 14.03.2009 N 36-ФЗ, от 28.04.2009 N 67-ФЗ,
от 03.06.2009 N 117-ФЗ, от 03.06.2009 N 120-ФЗ,
от 28.06.2009 N 125-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ,
от 17.07.2009 N 161-ФЗ, от 17.07.2009 N 165-ФЗ,
от 18.07.2009 N 188-ФЗ, от 19.07.2009 N 201-ФЗ,
от 19.07.2009 N 202-ФЗ (ред. 27.12.2009),
от 19.07.2009 N 204-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.09.2009 N 220-ФЗ,
от 30.10.2009 N 242-ФЗ, от 09.11.2009 N 253-ФЗ,
от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 25.11.2009 N 275-ФЗ,
от 25.11.2009 N 276-ФЗ, от 25.11.2009 N 281-ФЗ,
от 28.11.2009 N 282-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ,
от 28.11.2009 N 284-ФЗ, от 28.11.2009 N 287-ФЗ,
от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 17.12.2009 N 318-ФЗ,
от 27.12.2009 N 368-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 27.12.2009 N 379-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
Определением Конституционного Суда РФ
от 14.01.2003 N 129-О,
Федеральными законами
от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 205-ФЗ,
Определениями Конституционного Суда РФ
от 13.06.2006 N 272-О, от 13.06.2006 N 274-О,
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ,
Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 22.06.2009 N 10-П, от 23.12.2009 N 20-П)
Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Статья 143. Налогоплательщики
Комментарий к статье 143
При применении статьи 143 НК РФ следует учитывать, что обособленные подразделения (филиалы, представительства и др.) плательщиками НДС не являются. Плательщиками НДС признаются создавшие их организации, которые уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС также представляются в налоговый орган по месту налогового учета головной организации. Об этом говорится в письме Управления ФНС по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237.
Статья 144. Постановка на учет в качестве налогоплательщика
Комментарий к статье 144
Постановка на налоговый учет в качестве налогоплательщика НДС происходит автоматически при общей постановке организации или индивидуального предпринимателя на налоговый учет.
У иностранных организаций может возникнуть вопрос о том, должна ли она вставать на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления деятельности в РФ, если деятельность будет вестись в нескольких местах, подконтрольных разным налоговым органам РФ.
Управление ФНС по г. Москве в письме от 11.08.2009 N 16-15/082611 сообщает, что если иностранная организация осуществляет в России деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных разным налоговым органам РФ, осуществляющим учет иностранных организаций, то она обязана встать на учет в каждом из таких налоговых органов.
На основании пункта 2.1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение), отделение иностранной организации может быть создано филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства.
В этом случае в налоговый орган представляются документы, перечисленные в пунктах 2.1.1.1 и 2.1.1.2 Положения, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации.
При этом согласно разъяснениям МНС России данный пункт Положения может быть применим и к отделениям иностранной организации, созданным филиалом или представительством иностранной организации, находящимся на территории РФ.
Постановке на учет в налоговых органах РФ по месту осуществления деятельности подлежат сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения.