ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3114
Скачиваний: 2
Минфин России в письме от 20.04.2006 N 03-03-04/2/112 разъяснил, что при переуступке права требования по кредиту доходом будет являться разница между стоимостью имущества, причитающегося налогоплательщику, с учетом суммы процентов, исчисленных (начисленных) до момента перехода права требования по кредиту, и стоимостью его реализации, в данном случае равной сумме основного долга и начисленных за период нахождения права требования на балансе банка процентов по кредитному договору.
Согласно положениям пункта 3 статьи 290 НК РФ исключаемая при определении налоговой базы по налогу на прибыль сумма переоценки средств в иностранных валютах, поступивших в оплату уставного капитала банка, рассчитывается как сумма переоценки средств в иностранных валютах, равных по величине минимальной сумме чистых балансовых валютных позиций в иностранных валютах (в разрезе валют, внесенных в оплату уставного капитала), определяемых в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 15.07.2005 N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями", при условии, что минимальная величина чистых балансовых позиций в разрезе соответствующих валют, внесенных в оплату уставного капитала банка, в течение периода с момента внесения такой валюты в уставный капитал банка до даты расчета налоговой базы по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период не превышает сумму средств в разрезе иностранных валют, внесенных в оплату уставного капитала банка. При этом обязательным условием является наличие на дату внесения средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала банка лицензии Банка России на проведение валютных операций. Расчет указанных сумм чистых балансовых позиций, как и сумм переоценки средств в иностранных валютах, не учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, производится ежедневно.
Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 13.03.2006 N 03-03-04/2/65, от 26.09.2005 N 03-03-04/2/65.
Статья 291. Особенности определения расходов банков
Комментарий к статье 291
К расходам банков, кроме расходов, предусмотренных в общих положениях главы 25 НК РФ, относятся также затраты, понесенные при осуществлении банковской деятельности и поименованные в статье 291 НК РФ.
При этом расходы, предусмотренные в статьях 254 - 269 НК РФ, определяются с учетом особенностей, установленных в статье 291 НК РФ.
В соответствии со статьей 30 Закона N 395-1 и статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (Закон N 218-ФЗ) на банк возложена обязанность представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр.
Исходя из положений данных Законов отношения между банком и бюро кредитных историй носят договорной характер и оформляются договором об оказании информационных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 218-ФЗ договор об оказании информационных услуг, заключаемый между банком и бюро кредитных историй, является договором присоединения, условия которого определяет бюро кредитных историй.
Таким образом, представление банком информации в бюро кредитных историй непосредственно связано с банковской деятельностью.
Следовательно, расходы в виде вознаграждения, уплаченного банком в пользу бюро кредитных историй во исполнение условий договора об оказании информационных услуг, признаются расходами банка, учитываемыми для целей налогообложения прибыли.
Статья 292. Расходы на формирование резервов банков
Комментарий к статье 292
Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.
Центральный банк Российской Федерации является единственным органом, который вправе устанавливать порядок формирования банками резерва на возможные потери по ссудам, признаваемого согласно указанным нормам НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций.
Порядок формирования резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности определен Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение).
Несмотря на то что данное Положение содержит изначально главу 5, конкретные указания о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам по портфелю однородных ссуд в целях налогообложения прибыли Банком России в 2005 - 2007 гг. представлены не были. Такие разъяснения были доведены до налогоплательщиков Указанием Банка России от 06.05.2008 N 2006-У, которым уточнен указанный порядок формирования резервов по портфелю однородных ссуд.
Таким образом, с учетом дополнений и изменений, внесенных Банком России в Положение, при формировании резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности по портфелю однородных ссуд понятие "стандартная задолженность" к портфелю однородных ссуд не применяется.
Минфин России в письме от 10.04.2009 N 03-03-06/2/80 не поддержал предложение о внесении изменений в статью 292 НК РФ в части учета расходов банков в виде отчислений на возможные потери по финансовым инструментам, не относящимся к ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.
Минфин России в письме от 17.06.2004 N 03-02-05/5/9 указал, что суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последний день отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последний день отчетного (налогового) периода.
Статья 293. Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)
Комментарий к статье 293
К доходам страховой организации, кроме доходов, предусмотренных в общих положениях главы 25 НК РФ, относятся также доходы, полученные в результате осуществления страховой деятельности и поименованные в статье 293 НК РФ.
При этом доходы, предусмотренные в статьях 249 и 250 НК РФ, определяются с учетом особенностей, установленных в статье 293 НК РФ.
Согласно статье 18 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" на страховые медицинские организации распространяется действующее на территории РФ законодательство по налогообложению.
Неиспользованные остатки страховых резервов, сформированные страховой медицинской компанией по договорам финансирования обязательного медицинского страхования, не подлежат возврату в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и являются доходом страховой медицинской организации, подлежащим обложению налогом на прибыль на общих основаниях.
Аналогичную точку зрения выразил и Минфин России в письме от 28.04.2003 N 04-02-05/6/2.
Статья 294. Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)
Комментарий к статье 294
К расходам страховой организации, кроме расходов, предусмотренных в общих положениях главы 25 НК РФ, относятся также затраты, понесенные при осуществлении страховой деятельности и поименованные в статье 294 НК РФ.
При этом расходы, предусмотренные в статьях 254 - 269 НК РФ, определяются с учетом особенностей, установленных в статье 294 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 294 НК РФ в составе расходов страховых организаций учитываются страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом в указанном подпункте также установлено, что в целях главы 25 НК РФ к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования.
Учитывая положения пункта 1 статьи 11 НК РФ, для целей налогообложения прибыли организаций следует применять понятие "страховые выплаты" в том значении, в котором оно используется в законодательстве Российской Федерации о страховании.
По сообщению Минфина России, изложенному в письме от 27.02.2009 N 03-03-06/4/7, выплаты, производимые страховщиками по урегулированию убытков в рамках международных систем страхования, относятся к страховым выплатам. Учитывая изложенное, выплаты российских страховщиков - членов бюро "Зеленая карта" по страховым случаям, произошедшим за рубежом, осуществленные по сертификатам "Зеленая карта" представителями данных страховщиков в стране происшествия или соответствующим иностранным бюро "Зеленая карта", признаются страховыми выплатами и учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 294 НК РФ в установленном порядке.
Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.01.2009 N А33-9063/2008-03АП-3610/2008 пришел к выводу, что резерв предупредительных мероприятий не относится к страховым резервам, поскольку резерв предупредительных мероприятий и страховые резервы имеют ряд существенных отличий, не позволяющих отнести резерв предупредительных мероприятий к страховым резервам.
Страховые резервы создаются для осуществления предстоящих страховых выплат. Резерв предупредительных мероприятий имеет другое предназначение - финансирование мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества и не может быть использован на другие цели, в том числе на осуществление страховых выплат.
Существенным отличием резерва предупредительных мероприятий от страховых резервов является их различное отражение на счетах бухгалтерского учета. Так, для учета резерва предупредительных мероприятий с 01.01.2002 согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "страховые резервы учитываются в бухгалтерском учете на отдельном счете 95 "Страховые резервы".
Суммы отчислений от страховых премий на предупредительные мероприятия согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражаются по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (субсчет "Резерв предупредительных мероприятий") в корреспонденции с дебетом счета 99 "Прибыли и убытки".
Таким образом, резерв предупредительных мероприятий по своей сути в бухгалтерском учете также не является страховым резервом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 252 НК РФ, признающих в целях налогообложения прибыли понесенные налогоплательщиком расходы, страховая организация может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов, произведенных за счет резерва предупредительных мероприятий, при условии их соответствия критериям указанной правовой нормы.
Порядок формирования и использования страховых резервов страховой медицинской организацией регулируется Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018.
Статья 294.1. Особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование
Комментарий к статье 294.1
В соответствии с пунктом 1 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, могут выступать юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.
На основании приложения к Приказу ФФОМС от 09.12.1999 N 105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования" с целью выполнения основных задач страховые медицинские организации осуществляют, в частности, формирование резерва оплаты медицинских услуг, запасного резерва, а также резерва финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 4.6 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и, для обеспечения выполнения принятых обязательств по оплате медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация образует из полученных от ТФОМС средств, в порядке и на условиях, которые установлены ТФОМС, необходимые для предстоящих выплат резервы оплаты медицинских услуг и запасной резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию.
Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование, являющимся Приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному ФФОМС от 05.04.2001 N 1518/21-1.