Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 295. Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов


Комментарий к статье 295


Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Минфин России в письме от 30.11.2005 N 03-03-04/3/18 разъяснил, что при расчете в текущем налоговом периоде дохода, полученного от размещения пенсионных резервов, из суммы размещенного пенсионного резерва исключается доход, полученный и распределенный на солидарные пенсионные счета в этом же налоговом периоде. При этом доход, полученный и распределенный на солидарные пенсионные счета в прошлом налоговом периоде, в расчете за текущий налоговый период не участвует.


Статья 296. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов


Комментарий к статье 296


Статья 296 НК РФ не может применяться при определении расходов всех бюджетных учреждений, т.к. данная статья определяет особенности определения расходов только негосударственных пенсионных фондов.

На это указывает и судебная практика (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2008 N А40-22543/08-151-60).


Статья 297. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.


Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг


Комментарий к статье 298


В статье 298 НК РФ содержится уточнение, согласно которому профессиональные участники рынка ценных бумаг при определении доходов в целях налогообложения прибыли учитывают не только доходы в соответствии с общими положениями главы 25 НК РФ, но и доходы, непосредственно связанные с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".


Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг



Комментарий к статье 299


НК РФ пунктом 2 статьи 280 НК РФ строго ограничивает перечень расходов, которые могут уменьшать сумму полученных доходов от операций с ценными бумагами.

Однако в статье 299 НК РФ установлены особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Главной особенностью является то, что подобные налогоплательщики при определении расходов в целях налогообложения учитывают не только расходы в соответствии с общими положениями главы 25 НК РФ, но и расходы, непосредственно связанные с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

При этом в пункте 7 статьи 299 НК РФ предусмотрены и другие расходы, прямо не поименованные, но уменьшающие доходы от реализации ценных бумаг - очевидно, имеются в виду не указанные в данной статье расходы, обусловленные профессиональной деятельностью участников рынка ценных бумаг.

Расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, определяются в соответствии с пунктом 3.2 Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 27.11.1997 N 40.


Статья 299.1. Особенности определения доходов клиринговых организаций


Комментарий к статье 299.1


С 01.01.2010 в главу 25 НК РФ введена статья 299.1.

Ранее особенностей определения доходов клиринговых организаций глава 25 НК РФ не устанавливала, и по многим вопросам необходимо было руководствоваться разъяснительными письмами.

Так, в письме Минфина России от 10.07.2008 N 03-03-06/1/400 отмечено, что клиринговой организацией сформирован гарантийный фонд из денежных средств участников клиринга. Денежные средства гарантийного фонда размещены на счете клиринговой организации в кредитной организации.

Таким образом, доход в виде процентов, начисленных на денежные средства участников клиринга, которые размещены на счете клиринговой организации в кредитной организации, по нашему мнению, не признается доходом клиринговой организации для целей налогообложения прибыли организаций.

По мнению Минфина России, вышеуказанный доход признается доходом участников клиринга для целей налогообложения прибыли организаций.

В письме Минфина России от 02.03.2005 N 03-08-05 указано, что депозитарно-клиринговые организации не могут рассматриваться как собственники ценных бумаг клиентов и, соответственно, доходов, получаемых по этим ценным бумагам.


Статья 299.2. Особенности определения расходов клиринговых организаций


Комментарий к статье 299.2


С 01.01.2010 в главу 25 НК РФ введена статья 299.2.

Ранее особенностей определения расходов клиринговых организаций глава 25 НК РФ не устанавливала.


Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность



Комментарий к статье 300


При применении статьи 300 НК РФ следует учитывать, что отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".


Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения


Комментарий к статье 301


В статью 301 НК РФ с 01.01.2010 внесены существенные изменения.

В частности, значительно изменено понятие финансового инструмента срочной сделки, используемого для целей налогообложения прибыли (пункты 1, 3.1, 3.2 статьи 301 НК РФ).


Статья 302. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке


Комментарий к статье 302


Следует учитывать, что при определении налоговой базы в составе доходов (расходов) учитываются в том числе суммы вариационной маржи, а также иные суммы, причитающиеся к получению (подлежащие уплате) в течение отчетного (налогового) периода по операциям с ФИСС, обращающимися на организованном рынке.

Пунктом 4 статьи 301 НК РФ установлено, что для целей налогообложения прибыли организаций под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торговли или клиринговой организации и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными организаторами торговли и (или) клиринговыми организациями правилами.

Порядок налогового учета по операциям с ФИСС при применении налогоплательщиком метода начисления установлен статьей 326 НК РФ.


Статья 303. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке


Комментарий к статье 303


Минфин России в письме от 19.03.2009 N 03-03-06/1/167 разъяснил, что суммы процентов, срок начисления которых согласно условиям сделки не наступил, в составе доходов (расходов) налогоплательщика не учитываются. При этом, в случае если такие проценты в соответствии с условиями срочной сделки выражены в иностранной валюте, переоценка сумм процентов, срок начисления в налоговом учете которых не наступил, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к российскому рублю не производится.

В письме от 16.06.2006 N 03-03-04/2/164 Минфин России разъяснил, что при осуществлении срочных форвардных сделок, носящих длительный характер и предусматривающих продажу ценных бумаг, номинированных в российских рублях, правомерно налоговую базу определять на дату исполнения срочной сделки.


Статья 304. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок


Комментарий к статье 304



Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до и после 1 июля 2009 года, дата завершения которых наступает с 1 января 2010 года, а также о порядке признания убытков по таким сделкам указаны в пунктах 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным до 1 июля 2009 года, дата завершения которых наступает с 1 января 2010 года, применяются положения главы 25 НК РФ, в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 году. Убытки по таким сделкам признаются после завершения сделки с 1 января 2010 года в порядке, установленном НК РФ (в редакции Закона N 281-ФЗ).

При определении налоговой базы налога на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенным после 1 июля 2009 года, дата завершения которых наступает с 1 января 2010 года, применяются положения главы 25 НК РФ, в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 году. Убытки по таким сделкам признаются в порядке, действовавшем в 2009 году.

Порядок признания убытками налогоплательщика налога на прибыль организаций и погашения с 1 января 2010 года убытков, которые получены по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, по завершенным сделкам и которые не погашены до дня вступления в силу Закона N 281-ФЗ, установлен в пункте 4 статьи 13 данного Закона.

Убытки, которые получены по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, по завершенным сделкам и которые не погашены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются убытками налогоплательщика налога на прибыль организаций и погашаются с 1 января 2010 года в следующем порядке. Прибыль, полученная по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, в первую очередь направляется на погашение убытков прошлых лет, полученных по таким операциям, в порядке, установленном статьей 283 части НК РФ.


Статья 305. Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок


Комментарий к статье 305


В главе 25 НК РФ изложены специальные правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием при заключении срочных сделок.

В статье 305 НК РФ определены случаи, когда фактическая цена сделки для целей налогообложения признается рыночной.

С 01.01.2010 в статью 305 НК РФ внесены изменения.

Так, согласно новым правилам в отсутствие у организатора торговли информации об интервале цен в дату заключения соответствующей сделки для признания фактической цены сделки рыночной ценой в целях налогообложения используются данные организатора торговли об интервале цен в дату ближайших торгов, состоявшихся в течение последних трех месяцев, а не до дня заключения соответствующей сделки, как было указано ранее.


Также с 01.01.2010 изменены условия, при которых фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, признается для целей налогообложения рыночной ценой (пункт 2 статьи 305 НК РФ).


Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации


Комментарий к статье 306


Налоговые органы в пункте 2.1 Методических рекомендаций МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 по применению положений, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее - Методические рекомендации), наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется, исходя из положений законодательства о налогах и сборах; в случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Кроме того, по мнению налоговых органов, понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.


Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации


Комментарий к статье 307


Форма годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации утверждена Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1 утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесены изменения и дополнения в Инструкцию по ее заполнению.


Статья 308. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке


Комментарий к статье 308


Для целей налогообложения прибыли под термином "строительная площадка" понимается (пункт 1 статьи 308 НК РФ):

1) место строительства новых объектов недвижимого имущества;

2) место реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества;

3) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

Однако если иностранная организация заключает договор подряда, предметом которого является выполнение работ, связанных с текущим ремонтом или отделкой помещений, монтажом телефонных линий в офисах или монтажом оборудования, не требующего прочной связи с фундаментом или конструктивными элементами зданий, перемещаемого без ущерба его назначению (например, компьютерная техника), то эта деятельность не является "строительной площадкой" в смысле законодательства о налогах и сборах (пункт 2.5.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).