Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При возврате налогоплательщика на уплату налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения составляется Уведомление N 1. Если на территории субъекта Российской Федерации находятся несколько обособленных подразделений, уплата налога по которым администрируется одним налоговым органом, то в данный налоговый орган направляется одно Уведомление N 1, в котором вместо полного наименования ответственного обособленного подразделения указываются слова "Смотри Перечень обособленных подразделений", а обособленные подразделения перечисляются в Перечне обособленных подразделений.

Схема представления в налоговые органы Уведомлений приведена в приложении N 3 к указанному письму.

Если налогоплательщик принял решение об уплате им налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения за все обособленные подразделения, расположенные на территории этого же субъекта Российской Федерации, то Уведомления N 1 и N 2 вместо направления в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения необходимо направлять в налоговый орган по месту нахождения организации. Соответственно, в данном случае направлять в этот же налоговый орган копию Уведомления N 1 нет необходимости.

ФНС России в письме от 18.03.2009 N 3-2-09/66@ разъяснила, что если налогоплательщик принимает решение о прекращении деятельности (закрытии) ответственного обособленного подразделения в одном из субъектов Российской Федерации, то он одновременно (т.е. на дату закрытия) должен выбрать другое ответственное обособленное подразделение, через которое будет продолжать осуществлять уплату налога в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик должен исполнить возложенную на него Кодексом обязанность об уведомлении налоговых органов о произведенном им выборе ответственного обособленного подразделения.

Поскольку ответственное обособленное подразделение производит уплату налога за группу обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, то его закрытие не ведет к прекращению уплаты налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации. Соответственно, документы в части, относящейся к уплате налога на прибыль организаций за текущий год и три года, предшествующих году снятия налогоплательщика с учета, передаче в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не подлежат.

Указанные документы на основании уведомления налогоплательщика передаются налоговым органом по месту нахождения закрытого ответственного обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.


Таким образом, уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по ненаступившим срокам уплаты должна быть продолжена по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения. При этом налоговые декларации за последующие (после закрытия ответственного обособленного подразделения) отчетные (налоговый) периоды составляются с учетом исчисленных ранее авансовых платежей налога на прибыль и представляются в налоговый орган по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения.

С 01.01.2009 введены положения, согласно которым в случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации. Уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Следовательно, порядок представления организацией, имеющей несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, уведомлений об уплате налога на прибыль через одно обособленное подразделение с 01.01.2009 изменен.

ФНС России в письме от 25.03.2009 N 3-2-10/8 пришла к выводу, что в случае создания на территории субъекта РФ второго обособленного подразделения налогоплательщик должен выбрать из них ответственное обособленное подразделение. Уплата налога через выбранное ответственное обособленное подразделение должна производиться после создания второго обособленного подразделения и выбора ответственного обособленного подразделения, а не с начала следующего налогового периода. Одновременное применение налогоплательщиком в различных субъектах РФ порядка исчисления и уплаты налога через ответственное обособленное подразделение и по каждому обособленному подразделению НК РФ не предусматривает.

Учитывая изложенное, если организация, имеющая на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, осуществляет уплату налога на прибыль через ответственное подразделение и на территории другого субъекта РФ у нее работает одно обособленное подразделение, а затем открывается второе обособленное подразделение, то организация обязана перейти на уплату налога на прибыль через ответственное подразделение со дня создания на территории субъекта РФ второго обособленного подразделения.

С 01.01.2009 действует положение, согласно которому для целей статьи 288 НК РФ организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определить остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.


Порядок и способы начисления амортизации объектов основных средств для целей определения остаточной стоимости амортизируемых основных средств в бухгалтерском учете установлены пунктами 18 и 19 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Следовательно, в целях исчисления авансовых платежей и сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, организация, имеющая обособленные подразделения, определяет долю прибыли, приходящуюся на эти обособленные подразделения. При расчете указанной доли используются данные об остаточной стоимости амортизируемого имущества по каждому обособленному подразделению и по организации в целом.

С 01.01.2009 остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется нелинейным методом, определяется в порядке, установленном абзацем 11 пункта 1 статьи 257 НК РФ.

Судебная практика свидетельствует, что положения статьи 288 НК РФ важно учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлениях от 05.04.2006 N Ф03-А73/06-2/519 и от 20.04.2006 N Ф03-А73/06-2/943 признает решение налогового органа недействительным, как принятое без соблюдения норм НК РФ, а именно не учтены положения статьи 288 НК РФ.

Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2003 N А29-6138/02А и ФАС Центрального округа от 24.04.2006 N А09-7069/05-22.

В соответствии с пунктом 3 статьи 288 НК РФ, исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 288 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Пунктом 4 статьи 288 НК РФ установлено, что налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

В связи с положениями вышеизложенных норм, пунктом 1 статьи 289 НК РФ закреплено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном статьей 289 НК РФ.


По мнению Минфина России, изложенному в письме от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, возможность уплачивать налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящийся на головную организацию, через ответственное обособленное подразделение НК РФ не предусмотрена.

Учитывая изложенное, организация, имеющая на территории одного субъекта РФ головной офис и обособленные подразделения, производить уплату налога на прибыль, в том числе и за головной офис, через ответственное подразделение не вправе.

Отметим, что согласно пункту 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.


Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области


Комментарий к статье 288.1


Резиденты ОЭЗ используют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций, установленный статьей 288.1 НК РФ, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.


Статья 289. Налоговая декларация


Комментарий к статье 289


Налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2009 г. необходимо предоставлять по уточненной форме.

Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н внесены изменения в Приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения".

В результате изменений в новой редакции изложены приложения N 1 - 5 к листу 02 формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и внесены соответствующие изменения в порядок ее заполнения.

Данный Приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2009 года. Представить налоговую декларацию за 2009 год с учетом изменений необходимо не позднее 29 марта 2010 года.

Налогоплательщики - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, заполняют налоговую декларацию по налогу на прибыль иностранной организации (форма по КНД 1151038), утвержденную Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1, и годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации (форма по КНД 1113020), утвержденный Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.


Налоговые агенты - российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, которые выплачивают иностранной организации доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ, заполняют Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (форма по КНД 1151056), утвержденный Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

При этом следует помнить, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (пункт 1 статьи 81 НК РФ).


Статья 290. Особенности определения доходов банков


Комментарий к статье 290


К доходам банков, кроме доходов, предусмотренных в общих положениях главы 25 НК РФ, относятся также доходы, полученные в результате осуществления банковской деятельности и поименованные в статье 290 НК РФ.

При этом доходы, предусмотренные в статьях 249 и 250 НК РФ, определяются с учетом особенностей, установленных в статье 290 НК РФ.

Минфин России в письме от 27.02.2009 N 03-03-06/2/30 указал, что в соответствии с положениями главы 25 НК РФ основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, в том числе его условия, предусматривающие уплату процентов.

В связи с этим начисление банком доходов в виде процентов по кредитному договору производится до тех пор, пока существуют взаимные обязательства по договору в соответствии со статьей 809 ГК РФ.

В случае изменения условий долгового обязательства, оформленного надлежащим образом, проценты подлежат начислению в доходах налогоплательщика с учетом таких изменений. При этом, если в соответствии с условиями долгового обязательства проценты в течение определенного периода времени на сумму обязательства не начисляются, в составе доходов для целей налогообложения прибыли такие суммы в течение указанного периода также могут не учитываться.