ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3101
Скачиваний: 2
В то же время следует отметить, что суд, приходя к выводу о том, что налоговый орган правомерно потребовал от банка представления справок по счетам организаций в целях получения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях банка, сослался в том числе и на абзац 1 пункта 3 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", действующий в редакции до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ и предусматривающий право налоговых органов получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
В действующей редакции пункта 3 статьи 7 указанного Закона предусмотрено право налоговых органов осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Кроме того, данное судебное решение не учитывает изменения, внесенные указанным Законом в пункт 2 статьи 86 НК РФ (ранее редакция данной нормы не указывала, что справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) запрашиваются в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей)).
Таким образом, в настоящее время существует судебная практика, поддерживающая налогоплательщика - банка в случае его отказа предоставить налоговому органу расширенные выписки по расчетным счетам клиентов банка. Учитывая положения абзаца 2 пункта 2 статьи 86 НК РФ, а также иные положения НК РФ, приведенные выше, нет оснований не согласиться с позицией судов.
Статья 332. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
Комментарий к статье 332
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 20.08.2007 N 09-07/078629@ обратило внимание, что согласно пункту 2 статьи 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем).
Следовательно, сумма вознаграждения, полученная доверительным управляющим от учредителя управления (доход от реализации), а также сумма расходов, понесенных в рамках исполнения договора доверительного управления, если в договоре не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления, учитываются доверительным управляющим для целей налогообложения прибыли.
В соответствии со статьей 23 НК РФ в обязанности налогоплательщиков входит представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они должны уплачивать. То есть в обязанности доверительного управляющего как налогоплательщика входит представление в соответствии со статьей 289 НК РФ в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль, показатели которой формируются с учетом полученных им доходов и осуществленных расходов в рамках договора доверительного управления имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Объем сведений, которые обязан предоставлять доверительный управляющий учредителю для целей бухгалтерского учета, регламентируется Инструкцией N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации", утвержденной Приказом Банка России от 02.07.1997 N 02-287.
ФНС России в письме от 02.03.2006 N 02-1-08/51@ обратила внимание, что нормы статьи 332 НК РФ применяются также к постоянному представительству иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.
Статья 333. Особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО
Комментарий к статье 333
При применении статьи 333 НК РФ следует иметь в виду, что следующие установленные в ней положения:
- увеличение (снижение) стоимости таких ценных бумаг в связи с ростом (снижением) официальных курсов иностранных валют к российскому рублю не признаются доходом (расходом) по операции РЕПО, такое изменение выкупной стоимости ценных бумаг учитывается налогоплательщиком как внереализационные доходы (расходы);
- аналогичные обязательства по учету указанной операции, как указано в статье 333 НК РФ, возлагаются на налогоплательщика, являющегося покупателем ценных бумаг при исполнении первой части соглашений о сделках купли-продажи ценных бумаг с обратным выкупом, - не применяются по операциям РЕПО, заключенным начиная с 14.07.2005, поскольку Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ внесены изменения в главу 25 НК РФ, предусматривающие отсутствие текущей переоценки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. На это обратил внимание и Минфин России в письме от 18.12.2007 N 03-03-05/272.
Следует учитывать, что с 01.01.2010 положения статьи 333 НК РФ изложены в новой редакции.
Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ
ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ
БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Статья 333.1. Плательщики сборов
Комментарий к статье 333.1
Статья 333.1 НК РФ предусматривает две категории плательщиков сборов, регулируемых главой 25.1 НК РФ: плательщики сборов за пользование объектами животного мира и плательщики сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Относительно порядка выдачи и получения лицензий, рассматриваемых в статье 333.1 НК РФ, следует принимать во внимание статью 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", а также главу 4 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Если в соответствии с указанным законодательством для изъятия водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении какого-либо вида рыболовства не требуется получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, то и обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает (см., например, письмо Минфина России от 05.05.2008 N 03-06-06-03/3).
Приобретенные объемы водных биоресурсов и, соответственно, продукция, произведенная из них, в расчете доли дохода для целей главы 25.1 НК РФ не учитываются, учитываются только те объемы водных биоресурсов, которые добыты (выловлены) самостоятельно данной организацией на основании соответствующего разрешения (см., например, письма Минфина России от 08.12.2008 N 03-06-05-03/19 и N 03-06-05-03/18).
Статья 333.2. Объекты обложения
Комментарий к статье 333.2
Статьей 333.2 НК РФ установлено исключение из объекта обложения сбором водных биоресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При применении данной нормы следует учитывать положения Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации": коренные малочисленные народы Российской Федерации - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Основанием для освобождения от уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов являются отметки о регистрации по месту жительства физического лица в районах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р проставляемой в паспорте гражданина Российской Федерации (см., например, письмо Минфина России от 01.02.2010 N 03-06-05-03/1).
При этом глава 25.1 НК РФ не предусматривает ограничения применения данной нормы в зависимости от организационно-правовой формы пользователя, а также способа осуществления рыболовства.
Вместе с тем главой 25.1 НК РФ не установлено исключение из объекта обложения сбором водных биоресурсов, добываемых (вылавливаемых) в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации.
Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка.
В иных случаях обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.
Статья 333.3. Ставки сборов
Комментарий к статье 333.3
Учитывая, что перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, до настоящего времени не утвержден, сбор уплачивается за объекты животного мира, для которых статьей 333.3 НК РФ установлены соответствующие ставки.
В отношении таких видов объектов животного мира, как гуси, утки, сбор за пользование объектами животного мира не уплачивается (см., например, письмо Минфина России от 23.06.2009 N 03-06-06-01/13).
Лица, осуществляющие промысел объектов водных биологических ресурсов, хотя и поименованных в статье 333.3 НК РФ, однако на территориях, не указанных в данной статье, не являются плательщиками сбора по смыслу главы 25.1 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-07-03-04/9, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2007 N А05-8658/2006-8, от 14.12.2006 N А42-5233/2005, от 09.11.2006 N А42-9658/04).
КС РФ в Определении от 16.07.2009 N 1023-О-О отметил, что форма собственности не является критерием для применения пониженных ставок сбора на пользование объектами водных биологических ресурсов. Организационно-правовая форма, хотя и имеет юридическое значение, но не выступает единственным и достаточным условием для применения пониженных ставок.
Следует отметить, что положения пункта 7 статьи 333.3 НК РФ не распространяются на индивидуальных предпринимателей.
Статья 333.4. Порядок исчисления сборов
Комментарий к статье 333.4
При применении статьи 333.4 НК РФ следует учитывать позицию Минфина России, согласно которой исчисление суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащей уплате в бюджетную систему, осуществляется исходя из количества объектов водных биоресурсов, разрешенного к добыче (вылову), указанного в соответствующем разрешении, и ставок сбора, установленных статьей 333.3 НК РФ.
При этом корректировка суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащей уплате, в случае изменения условий добычи (вылова) водных биоресурсов и ее пересчет НК РФ не предусмотрены (см., например, письма Минфина России от 05.06.2008 N 03-06-06-03/4 и от 20.11.2006 N 03-07-03-04/39).
Однако Пленум ВАС РФ в пункте 2 Постановления от 26.07.2007 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами положений главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов" разъяснил, что при внесении изменений в выданные лицензии (разрешения) в виде увеличения или уменьшения объема разрешенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов соответствующим образом увеличивается или уменьшается объект налогообложения по сбору, разрешенный к добыче (вылову) на основании соответствующей лицензии (разрешения).
При этом в пункте 4 данного Постановления изложена позиция, согласно которой объем фактически добытых (выловленных) водных биологических ресурсов не имеет значения для исчисления указанного сбора, в связи с чем перерасчет суммы сбора по количеству фактически добытых (выловленных) ресурсов не производится.
Статья 333.5. Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов
Комментарий к статье 333.5
Согласно пункту 2 статьи 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму сбора в виде разового и регулярных взносов. При этом особого порядка при неполном фактическом освоении квоты (при вылове водных биологических ресурсов в количестве меньшем, чем предусмотрено лицензией (разрешением)) нормами главы 25.1 НК РФ не установлено. Поэтому при неосвоении квот сумма сбора корректировке не подлежит (см., например, письмо Минфина России от 20.12.2004 N 03-07-03-04/9).
Уплата плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов обусловлена непосредственно фактом выдачи разрешения на осуществление промысла соответствующих видов и объемов водных биологических ресурсов и наличием у плательщика сбора обязанности по соблюдению правил налогообложения, поэтому сбор подлежит уплате за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по разрешению.
Следовательно, поскольку глава 25.1 НК РФ связывает обязанность по уплате сбора не с фактом вылова водных биоресурсов или с фактом закрепления за плательщиком определенных квот, а исключительно с фактом выдачи в установленном порядке разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов, то плательщик сбора не вправе корректировать сумму этого сбора и производить ее уплату, исходя из фактического освоения разрешенной квоты вылова.
Правомерность подобных выводов подтверждается также судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.10.2007 N Ф03-А59/07-2/960).
Статья 333.6. Порядок представления сведений органами, выдающими лицензии (разрешения)
Комментарий к статье 333.6
Приказом ФНС России от 26.02.2006 N САЭ-3-21/108@ утверждена форма сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира, Приказом ФНС России от 26.02.2006 N САЭ-3-21/111@ - форма сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.