Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3084

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит


Комментарий к статье 66


Общий порядок уменьшения налоговых платежей определен пунктом 2 статьи 66 НК РФ: уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей подлежит определению в заключаемом договоре об инвестиционном налоговом кредите.


Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита


Комментарий к статье 67


Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Приказом ФНС от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@ утвержден Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.


Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита


Комментарий к статье 68


При применении статьи 68 НК РФ следует иметь в виду, что Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.

Согласно пункту 8 Порядка проведения реструктуризации при возникновении обстоятельств, указанных в пункте 7 названного Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия. Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования в порядке, установленном НК РФ.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено. Вместе с тем в Постановлении ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054/04 указано на то, что реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований, указанных в статье 68 НК РФ.


Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ. Следовательно, аналогичный порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.


Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ


Статья 69. Требование об уплате налога и сбора


Комментарий к статье 69


Формы требования об уплате налога утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Президиум ВАС России в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 указал, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Следовательно, перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.

Таким образом, направление требования об уплате налога является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Как разъяснил Пленум ВАС России в пункте 18 Постановления от 28.02.2001 N 5, при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Учитывая данную позицию ВАС РФ и принимая во внимание прямое указание пункта 6 статьи 69 НК РФ, требование должно направляться налогоплательщику не простым почтовым отправлением, а заказным письмом.


Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора


Комментарий к статье 70


Президиум ВАС РФ в пункте 6 информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ" указал на то, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Кроме того, Президиум ВАС РФ в пункте 14 информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" указал, что при определении срока направления требования о взыскании сумм недоимок по страховым взносам и срока обращения в суд с таким требованием применяются положения статей 48 и 70 НК РФ.



Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора


Комментарий к статье 71


Как следует из статьи 71 НК РФ, налоговому органу предоставлено полномочие направлять повторное требование об уплате налога лишь в порядке статьи 71 НК РФ, в форме уточненного требования, когда обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора изменилась.


Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ


Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Комментарий к статье 72


Указанные в статье 72 НК РФ меры применяются вне зависимости от суммы задолженности, что обусловлено конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги.


Статья 73. Залог имущества


Комментарий к статье 73


В соответствии со статьей 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Залог возникает в силу договора. Залог возникает также на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств, если в законе предусмотрено, какое имущество и для обеспечения исполнения какого обязательства признается находящимся в залоге.

Наложение взыскания на заложенное имущество на основании статьи 73 НК РФ допустимо только при соблюдении порядка взыскания налога, установленного статьями 46 и 47 НК РФ.


Статья 74. Поручительство


Комментарий к статье 74


Договор поручительства оформляется между налоговым органом и поручителем. Договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать и заключать управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Ответственность поручителя не может быть предположительной, договор поручительства должен содержать четкое указание на обязательство, которое обеспечено поручителем. В случае заключения договора поручительства для обеспечения будущего обязательства в таком договоре должна быть указана сумма, в пределах которой поручитель несет ответственность.


Статья 75. Пеня


Комментарий к статье 75


КС РФ в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П отмечает, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.


В пункте 3 Определения КС РФ от 04.07.2002 N 200-О КС разъяснил, что анализ статьи 75 НК РФ в целом, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 НК РФ).

КС РФ в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Минфин в письме от 27.09.2005 N 03-02-07/1-245 уточнил, что споры по вопросу о начислении пеней в случае ошибочно указанных реквизитов в расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пеней и последствий для бюджета совершенных ошибок.

При этом расчетные документы на уплату налога должны заполняться налогоплательщиком в соответствии с установленным порядком. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" предусмотрен порядок заполнения расчетных документов.


Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей


Комментарий к статье 76


Формы решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ утвержден Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе.

При применении статьи 76 НК РФ следует учитывать, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке должно содержать указание на то, какая декларация не представлена налогоплательщиком. Отсутствие такого указания нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Такие выводы подтверждает судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2004 N А56-20502/04).


С 01.01.2009 в пункте 2 статьи 76 НК РФ действует положение, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Ранее Минфин России в письме от 29.03.2007 N 03-02-07/1-147 сделал вывод о том, что в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, в том числе и по валютным счетам, в банке не предусмотрено указание курса, в соответствии с которым следует конвертировать сумму, указанную в решении.

А в письме от 28.03.2007 N 03-02-07/1-140 Минфин России указал, что сумма, указанная в решении о приостановлении операций по счетам в банке, должна соответствовать сумме налога, сбора, пени, штрафа, подлежащей взысканию в бюджет. В связи с этим финансовое ведомство сделало вывод, что валютный эквивалент суммы в рублях, в пределах которой расходные операции приостанавливаются, определяется исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю на дату продажи валюты на основании поручения налогового органа на продажу валюты. При этом Минфин России руководствовался нормами пункта 5 статьи 46 НК РФ.

МНС России в письме от 16.09.2002 N 24-1-13/1083-АД665 указало, что указанное в пункте 1 статьи 76 НК РФ ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Следовательно, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счетам налогоплательщика-организации в банке последний не вправе выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения других расходных операций по счету, за исключением операций по списанию со счета сумм налоговых платежей, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Основанием закрытия банковского счета клиента служит расторжение договора банковского счета. При этом остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет.

Таким образом, расторжение договора банковского счета в случае наличия остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету: выдача клиенту или перечисление на другой счет остатка денежных средств.