ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3083
Скачиваний: 2
Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика-организации в банке при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и соответственно не вправе закрыть указанный счет клиента.
При отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.
Минфин России в письме от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336 обратил внимание, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность возврата банком налоговому органу решения о приостановлении операций по счетам клиента банка. Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" такая возможность также не предусматривается.
Статья 77. Арест имущества
Комментарий к статье 77
Приказом МНС от 31.07.2002 N БГ-3-29/404 утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога.
При этом отсутствие решения о взыскании налога является основанием для признания недействительным постановления о наложении ареста. Такой вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 20.08.2003 N Ф09-2537/03-АК).
Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ
ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Комментарий к статье 78
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04 установил, что т.к. зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее, а возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней, то по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Таким образом, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что т.к. НК РФ право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Пункт 4 статьи 78 НК РФ указывает на то, что возможность осуществления налоговым органом зачета излишне уплаченных налогов, пени и штрафов зависит от волеизъявления налогоплательщика, выраженного в форме заявления, направляемого в налоговый орган. Права на самостоятельное осуществление зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты налога, пени и штрафа налоговому органу не предоставлено.
Пленум ВАС России в пункте 22 Постановления от 28.02.2001 N 5 предписал судам исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
Комментарий к статье 79
При применении статьи 79 НК РФ следует учитывать, что самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога предполагает уплату налога за счет собственных средств и в дальнейшем при наличии к тому оснований своевременный возврат или зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налога только данному налогоплательщику.
Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи налогоплательщиком своих прав на получение возмещения процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога из бюджета, в порядке заключения сделок гражданско-правового характера.
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Таким образом, срок, с которого начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченной суммы налога исчисляется по истечении одного месяца со дня получения налоговым органом первого заявления налогоплательщика.
Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Статья 80. Налоговая декларация
Комментарий к статье 80
В соответствии с пунктом 7 статьи 80 НК РФ формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено НК РФ.
Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. Данный Приказ вступил в силу, начиная с представления налоговой декларации за четвертый квартал 2009 года.
Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н утверждена форма налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядок ее заполнения. Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 31.07.2009 N 83н, вступили в силу начиная с представления налоговой декларации за октябрь 2009 года.
Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 32н утверждены формы налоговых деклараций по акцизам и порядки их заполнения.
Формы налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов и табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты и порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 168н.
Приказом Минфина России от 29.12.2009 N 145н утверждена форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения. Данный Приказ вступает в силу начиная с представления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2009 года.
Отметим, что Приказом МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-04/366@ утверждена форма декларации по налогу на доходы физических лиц (4-НДФЛ) и инструкция по ее заполнению (для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность или частную практику).
Однако, как разъяснено в письме ФНС России от 30.05.2005 N 04-2-03/72, при этом нормы статьи 119 НК РФ, предусматривающей меры ответственности за несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации в виде штрафа, размер которого исчисляется в соответствующем процентном выражении от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, не могут применяться в случае несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на доходы по форме 4-НДФЛ, в которой налогоплательщиками указываются суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде.
Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения. Решением ВАС РФ от 21.05.2009 N ВАС-3454/09 данная форма признана не соответствующей главе 25 НК РФ в части показателей, отражаемых по строке 050 листа 02, строке 290 и строке 360 приложения 3 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, не действующей в той мере, в какой названная декларация препятствует налогоплательщикам при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывать убыток по операции реализации третьему лицу доли в уставном капитале хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью.
Следует отметить, что Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н в указанный Приказ внесены изменения, в соответствии с которыми в новой редакции изложены приложения N 1 - 5 к листу 02 формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и внесены изменения в Порядок ее заполнения. Изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2009 года.
Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1 утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.
Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н утверждена форма налоговой декларации по водному налогу и порядок ее заполнения.
Форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н.
Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н утверждена форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения.
Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.
Приказом Минфина России от 01.11.2004 N 97н утверждена форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и порядок ее заполнения.
Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.
Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н утверждена форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядок ее заполнения. Данный Приказ вступил в силу начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2009 года.
Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н утверждена форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и порядок ее заполнения. Данный Приказ вступил в силу начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2009 года.
Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н утверждена форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядок ее заполнения. При этом изменения, внесенные Приказом Минфина России от 19.11.2009 N 119н, вступили в силу начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2010 года.
Наконец, Приказом Минфина России от 07.04.2006 N 55н утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и порядок ее заполнения.
Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию
Комментарий к статье 81
Статьей 81 НК РФ установлена не обязанность, а право налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию при обнаружении таким налогоплательщиком недостоверных сведений, ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
При применении статьи 81 НК РФ следует иметь в виду, что при обнаружении ошибок, которые не привели к занижению суммы налога, нет необходимости подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды.
У налогоплательщика имеется выбор: при выявлении переплаты налога в прошлых периодах он может либо учесть это в текущей декларации, либо подать уточненную за период, в котором была допущена ошибка.
Пленум ВАС России в пункте 26 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при применении положений НК РФ, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 и статьей 122 НК РФ.
Как отмечено в письме Минфина России от 15.02.2010 N 03-07-08/38, учитывая, что неотражение налогоплательщиком экспортных операций до окончания соответствующего срока, установленного для сбора документов, не является нарушением законодательства о налогах и сборах, представлять в налоговые органы уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за те налоговые периоды, в которых фактически собраны подтверждающие документы, нет необходимости.
Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
Комментарий к статье 82
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" одной из главных задач налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Порядок обмена информацией между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также их территориальными органами утвержден Приказом МНС России N АП-3-09/335, ФСФО России N 118 от 22.10.1999.
Понятие государственной тайны приводится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", адвокатской тайны - в статье 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", аудиторской тайны - в статье 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, Указом Президента от 30.11.1995 N 1203 - Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
Порядок доступа к информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".
Статья 83. Учет организаций и физических лиц
Комментарий к статье 83
Минфином России утвержден Приказ от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента".
Согласно письму Минфина России от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73 организация вправе определить налоговый орган по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, в котором могут быть учтены указанные обособленные подразделения организации на территории одного муниципального образования.
Организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее обособленных подразделений в случае, если эти обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.