ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3089
Скачиваний: 2
В соответствии с пунктом 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
Аналогичной позиции придерживался и Минфин России (см., например, письмо Минфина России от 25.08.2004 N 03-01-10/3-105).
Нарушение срока подачи заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 83 НК РФ, влечет для налогоплательщика ответственность, предусмотренную статьей 116 НК РФ.
Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, по которым постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@ утверждена форма N 9-КНУ "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика".
Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" утверждены Критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.
Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации утверждены Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 110.
Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
Комментарий к статье 84
Российские организации, граждане РФ, а также индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, должны осуществлять постановку на учет, снятие с учета в налоговых органах по новым правилам, установленным Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.
Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ утверждены формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц в налоговых органах на территории РФ.
Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 утверждены соответствующие Порядок и условия, согласно которым идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Например, ИНН присваивается на основании заявления физического лица. Для получения документа, подтверждающего присвоение ИНН, физическому лицу необходимо лично обратиться в налоговый орган по месту жительства, представив следующие документы (или отослать их нотариально заверенные копии по почте письмом с описью вложения):
- заполненное заявление по форме N 2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@;
- копию паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность;
- копию документа, подтверждающего в установленном законодательством порядке адрес места жительства физического лица в РФ (в случае если копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о таком адресе).
Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков
Комментарий к статье 85
За неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ответственность статьей 129.1 НК РФ. Статья 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.
К таким органам относятся:
- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями (пункт 1 статьи 85 НК РФ);
- адвокатские палаты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 НК РФ);
- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (пункт 3 статьи 85 НК РФ);
- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (пункт 4 статьи 85 НК РФ);
- органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (пункт 5 статьи 85 НК РФ);
- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой (пункт 6 статьи 85 НК РФ);
- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (пункт 7 статьи 85 НК РФ);
- органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 8 статьи 85 НК РФ ).
- органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц (пункт 9 статьи 85 НК РФ).
Основные принципы организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах определены Приказом МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и налоговых органах".
Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ утверждены формы сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
Комментарий к статье 86
Приказом ФНС России от 28.09.2009 N ММ-7-6/475@ утверждены формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@ - порядок представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующие формы справок и выписки.
Порядок направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и формы соответствующих запросов утверждены Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@.
Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета N 311-П утверждено Центральным банком РФ 07.09.2007.
Пункт 2 статьи 86 НК РФ предусматривает право налогового органа запрашивать у банка документы, не ограничивая налоговые органы в истребовании документов у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком. При таких обстоятельствах налоговые органы, осуществляющие мероприятия налогового контроля в отношении как самого налогоплательщика, так и у иных лиц, вправе, руководствуясь пунктом 2 статьи 86 НК РФ, направить запрос в банк, клиентом которого является лицо, у которого истребуются документы (информация) в рамках статьи 93.1 НК РФ.
При составлении такого запроса в банк в мотивировочной части в качестве основания указывается на проведение мероприятий налогового контроля в отношении организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), например, "истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках", с обязательным указанием лица, в отношении которого проводятся указанные мероприятия налогового контроля, являющиеся основанием для направления данного запроса. Документы запрашиваются по счетам того лица, у которого проводятся мероприятия налогового контроля. Указание различных лиц в мотивировочной части запроса и в наименовании лица, о счетах которого запрашивается информация, не допускается.
При этом НК РФ не установлена обязанность налоговых органов направлять предусмотренные пунктом 2 статьи 86 НК РФ запросы через налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в отношении счетов которого составлен запрос.
Форма направления налоговым органом в банк запроса о представлении информации, предусмотренной пунктами 2 и 4 статьи 86 НК РФ, установлена Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@. Данная форма содержит ссылки только на пункты 2 и 4 статьи 86 НК РФ и предусматривает запрос только той информации (документов), которая указана в данной статье НК РФ.
Иные необходимые налоговому органу документы, кроме указанных в пункте 2 статьи 86 НК РФ, запрашиваются налоговым органом в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ. Форма требования о представлении документов (информации) в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Указание в одном запросе ссылок на статьи 86 и 93.1 НК РФ недопустимо и является грубым нарушением требований, установленных НК РФ и приказами ФНС России.
Отказы банков в представлении информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 86 НК РФ, со ссылкой на банковскую тайну не обоснованы и неправомерны, поскольку в силу положений статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Обязанность банков представлять по запросам налоговых органов справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) предусмотрена статьей 86 НК РФ.
Статья 87. Налоговые проверки
Комментарий к статье 87
Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные и выездные.
Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: статьях 88 НК РФ, 89 НК РФ, 93 НК РФ, 93.1 НК РФ и других.
При применении положений НК РФ о налоговых проверках необходимо также учитывать Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Статья 87.1. Утратила силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
Статья 88. Камеральная налоговая проверка
Комментарий к статье 88
Исходя из анализа положений пункта 1 статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка может проводиться лишь на основе представленной налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, как прямо указано в данной статье.
Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
В то же время в пунктах 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила. Так, истребование документов допускается в случаях:
- при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);
- при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ);
- при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).
КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О заметил, что положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.
В Определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ отметил, что право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (приложения 4, 5 Приказа N САЭ-3-06/892@), а также требования к составлению акта налоговой проверки (приложение 6 Приказа N САЭ-3-06/892@).