ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3094
Скачиваний: 2
Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
Комментарий к статье 333.29
При применении статьи 333.29 НК РФ следует учитывать положения Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Норма о том, что госпошлина за выдачу, продление срока действия и восстановление виз иностранными гражданами и лицами без гражданства может уплачиваться в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату ее уплаты в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, действует с 30.01.2010. До указанной даты не предусматривалось положений, в соответствии с которыми налоги или сборы могут уплачиваться не в валюте РФ.
Статья 333.30. Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы
Комментарий к статье 333.30
При применении статьи 333.30 НК РФ следует учитывать, что она значительно изменена с 30.01.2010 Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ.
Минфин России в письме от 08.04.2009 N 03-05-04-03/10 разъяснял, что главой 25.3 НК РФ льгот по уплате государственной пошлины за официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы для органов государственной власти, выступающих от имени Российской Федерации, не предусмотрено.
Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора
Комментарий к статье 333.31
При применении статьи 333.31 НК РФ следует учитывать положения Постановления Правительства РФ от 03.02.2007 N 65 "О размерах государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора".
Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора
Комментарий к статье 333.32
При применении статьи 333.32 НК РФ следует учитывать Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 327.
ФАС Центрального округа в Определении от 25.10.2007 N А54-2361/2006-С22 отклонил довод налогового органа, который был приведен со ссылкой на статью 102 АПК РФ в системной связи с пунктом 2 статьи 333.32, пунктом 1 статьи 333.41, пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ, об исключении оценочного подхода (исходя из имущественного положения стороны) при рассмотрении вопроса об отсрочке уплаты госпошлины, закрепив закрытый перечень условий при которых суд обязан ее предоставить, в числе которых - отсутствие финансирования из бюджета на расходы, связанные с уплатой госпошлины по кассационной жалобе.
Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
Комментарий к статье 333.33
При применении статьи 333.33 НК РФ следует учитывать, что в нее внесены значительные изменения с 30.01.2010 Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ. После указанной даты в данной статье установлены размеры государственной пошлины за действия, сборы за совершение которых были установлены различными нормативными актами (в частности, Федеральным законом от 21.07.2005 N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации
Комментарий к статье 333.34
Условиями различных нормативных актов установлен определенный порядок использования в фирменном наименовании юридических лиц наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Так, для государственной регистрации юридического лица с таким наименованием требуется разрешение межведомственной комиссии в силу статьи 1473 ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N 743; Приказа Минюста России N 178, Минздравсоцразвития России N 380н, Минкультуры России N 302, Минобрнауки России N 216, Минфина России N 54н, Минэкономразвития России N 243, ФАС России N 396 от 01.07.2009.
Об уплате государственной пошлины за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц разъяснено, в частности, в письме ФНС России от 13.01.2005 N ШС-6-09/5@.
Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
Комментарий к статье 333.35
При применении статьи 333.35 НК РФ следует иметь в виду, что арбитражный суд не наделен полномочиями по освобождению от уплаты государственной пошлины (см., например, Определение ФАС Уральского округа от 13.07.2005 N Ф09-942/04-С4).
В письме Минфина России от 31.10.2008 N 03-05-05-03/48 разъяснено, что применение подпункта 4.1 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ не ставится в зависимость от статуса организации (в том числе ее принадлежности к федеральным органам исполнительной власти), и она распространяется на все государственные или муниципальные организации, за которыми недвижимое имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Статья 333.36. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям
Комментарий к статье 333.36
КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
При применении статьи 333.36 НК РФ следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А56-3677/2007).
Статьей 333.36 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.
В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1976/2008).
Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды
Комментарий к статье 333.37
При применении статьи 333.37 НК РФ следует отметить, что государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с 31.01.2009.
Необходимо принимать во внимание информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", а также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий
Комментарий к статье 333.38
Нормативным актом, регламентирующим нотариальную деятельность в Российской Федерации, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные статьей 333.38 НК РФ, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой (см., например, письмо Минфина России от 09.07.2009 N 03-05-06-03/27).
Льгот по взиманию нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, для физических и юридических лиц Основами законодательства Российской Федерации о нотариате не установлено (см., например, письмо Минфина России от 12.02.2008 N 03-05-06-03/01).
Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
Комментарий к статье 333.39
Статья 333.39 НК РФ устанавливает перечень юридически значимых действий, освобождаемых от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Комментарий к статье 333.40
Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, подлежит возврату частично или полностью.
Исходя из данного перечня основанием для возврата (зачета) уплаченной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных статьей 333.33 НК РФ, является только уплата обратившимся лицом в уполномоченный орган государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, а также отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
По мнению Минфина России, неверно указанный код бюджетной классификации в платежном поручении не является препятствием в возврате излишне уплаченной государственной пошлины, если плательщик может представить в орган, совершающий юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении данного сбора в бюджетную систему Российской Федерации (см., например, письмо от 10.11.2009 N 03-05-04-03/28).
Как указано в письме Минфина России от 14.09.2009 N 03-05-06-03/46, для возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган по месту нахождения мирового судьи, которым рассматривалось дело, и, соответственно, представить решение, определение и (или) справку мирового судьи об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинное платежное поручение.
Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
Комментарий к статье 333.41
Физические лица и организации имеют право на отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, в том числе и по уплате государственной пошлины. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины должно осуществляться по всем категориям юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию прав, государственными органами или должностными лицами, уполномоченными главой 25.3 НК РФ совершать такие действия (см., например, письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-05-04-03/29).
Необходимо принимать во внимание информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", а также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Статья 333.42. Обеспечение соблюдения положений настоящей главы
Комментарий к статье 333.42
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 г., утвержденным Постановлением Президиума ВС РФ от 06.10.2004, органы исполнительной власти, к которым относятся и налоговые органы, не вправе контролировать деятельность судов по осуществлению правосудия и проводить в них проверки.
Таким образом, порядок проведения налоговыми органами проверок правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции и других органах и организациях, уполномоченных взимать государственную пошлину, должен быть урегулирован НК РФ.
О проверке правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в судах разъяснено в письме Минфина России от 03.03.2005 N 03-02-07/2-24.
Предусмотренные статьей 333.42 НК РФ проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины не относятся ни к камеральным, ни к выездным налоговым проверкам, проводимым в рамках осуществления налогового контроля, т.к. проверке подвергаются не налогоплательщики, не плательщики сборов и не налоговые агенты.
Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Статья 334. Налогоплательщики
Комментарий к статье 334
Указанные в статье 334 НК РФ категории субъектов предпринимательской деятельности (организации и индивидуальные предприниматели) являются плательщиками налога на добычу полезных ископаемых только в случае, если они признаются пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Также следует учитывать, что письмом МНС России от 22.03.2002 N АС-6-21/337 направлены Методические указания по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых.