Файл: ЛК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3458

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, в соответствии с частью 3 комментируемой статьи и п. 6 Приказа МПР России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", осуществление сплошных рубок в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, допускается только в случае, если это предусмотрено правовым режимом их конкретных функциональных зон. Например, на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, расположенных в охранной зоне национального парка "Плещеево озеро", запрещается проведение сплошнолесосечных рубок главного пользования площадью одной лесосеки более 10 га в соответствии с правилами лесопользования, при этом разрешается проведение постепенных и выборочных рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, санитарно-оздоровительных мероприятий и прочих рубок в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (см. Положение об охранной зоне национального парка "Плещеево озеро", утв. Постановлением губернатора Ярославской области от 14.08.2002 N 551). На территориях зоны регулируемого рекреационного использования, коммунально-хозяйственной зоны и зоны особой охраны природного парка краевого значения Алтайского края "Ая" проведение сплошных рубок также запрещается. А в отношении территорий агрохозяйственной зоны, зоны обслуживания посетителей указанного природного парка такого запрета Положением о нем не установлено (см. Положение о природном парке краевого значения "Ая", утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 30.07.2008 N 306).

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает запрет на использование в лесах особо охраняемых природных территорий токсичных химических препаратов. Токсичные химические препараты применяются в качестве удобрений, в целях борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, для регулирования численности животных.

Применение токсичных химических препаратов допустимо на территориях биосферных полигонов. Биосферные полигоны представляют собой территории, присоединяемые к территориям государственных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы (см. п. 2 ст. 10 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Положение о биосферных полигонах государственных биосферных заповедников утверждается Минприроды России (см. подп. 5.2.35 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404).

В лесах, расположенных на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, в соответствии с их назначением, определенном в положении о биосферном полигоне, могут использоваться токсичные химические препараты для охраны и защиты лесов (см. п. 16 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях").


При этом при использовании химических веществ в лесном хозяйстве необходимо соблюдать требования, установленные законодательством об охране окружающей среды. В частности, для всех лиц, использующих химические вещества в лесном хозяйстве, установлена обязанность выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов. Применение в лесном хозяйстве токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, запрещено (ст. 49 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Кроме этого, порядок применения химических веществ устанавливается законодательством о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. Пестициды и агрохимикаты подлежат государственной регистрации, а также стандартизации, сертификации и декларированию в порядке, установленном в статьях 12 и 14 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, в соответствии с п. 40 ст. 81 ЛК РФ отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти. В настоящее время принятие актов, устанавливающих особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, входит в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ (подп. 5.2.45 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404).

16 июля 2007 г. Приказом Минприроды России утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Указанным документом продолжаются и конкретизируются нормы Лесного кодекса РФ, устанавливающие запреты и ограничения в отношении лесопользования на особо охраняемых природных территориях, определен порядок очистки, лесоразведения, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях лесов.


Статья 104. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах


Комментарий к статье 104


Часть 1 комментируемой статьи определяет правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах. Под водоохранными зонами в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ понимаются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.


Размеры водоохранных зон определены в статье 65 Водного кодекса РФ. Так, ширина водоохранной зоны рек или ручьев протяженностью до десяти километров устанавливается в размере пятидесяти метров от их истока, для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров, для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища (кроме озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра) устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

При необходимости ввода дополнительных ограничений хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах выделяются прибрежные защитные полосы (п. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ). В прибрежных защитных полосах водоохранных зон устанавливается более жесткий режим лесопользования. Так, в соответствии с п. 12 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543 (вступили в силу 25 января 2010 года), в прибрежных защитных полосах лесовосстановление осуществляется методами, исключающими сплошную распашку земель.

Нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов разрабатываются и утверждаются Минприродой России (абз. 4 п. 7 Положения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 303), но при этом полномочия по установлению границ последних передаются органам государственной власти субъектов РФ (см. подп. 1 п. 1 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 18 марта 2008 г. N 61).

Установленный частью 1 комментируемой статьи правовой режим лесопользования в лесах, расположенных в водоохранных зонах, предусматривает запрет на осуществление в таких лесах сплошных рубок, а также на использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (см. Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N А33-18168/2008-03АП-1374/2009, от 21.05.2009 N А33-17777/2008-03АП-1559/2009, от 08.06.2009 N А33-18169/2008-03АП-1804/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2009 по делу N А33-17777/08). Проведение выборочных рубок лесных насаждений допустимо, но такие рубки должны быть очень слабой, слабой и умеренной интенсивности и обеспечивать формирование и сохранение сложных, преимущественно разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих водоохранные функции (п. 21 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов). В соответствии с ч. 2 ст. 14 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры. Не допускается использование лесов, расположенных в водоохранных зонах, в целях создания лесных плантаций (п. 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов). Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах, расположенных в водоохранных зонах, проводятся без применения авиации (п. 3 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ).


Воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами и также имеет свои особенности. Например, не допускается проведение реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки (п. 21 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов).

Нужно отметить, что особый правовой режим устанавливается в отношении водоохраной зоны озера "Байкал", которая входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории (ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"). В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ "Об охране озера Байкал" в центральной экологической зоне запрещены не только сплошные рубки, но и перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий. Полный перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 и включает в себя помимо перечисленного заготовку древесины (за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд), все виды рубок в кедровых лесах (кроме санитарно-оздоровительных мероприятий), заготовку живицы.

В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утв. Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 31 (п. 17), отнесение лесов к лесам, расположенным в водоохранных зонах, может не производиться, если водные объекты и прилегающие к ним леса расположены на особо охраняемых природных территориях, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в зеленых зонах, лесопарках, в черте городских поселений, в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, орехово-промысловых зонах.

Контроль за соблюдением режима использования лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (подп. "г" п. 4 Положения о государственном земельном контроле, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689).

В соответствии с подп. 5.2.18 п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450, акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, принимаются Минсельхозом России. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов были утверждены Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543 и вступили в силу 25 января 2010 года. Указанным нормативно-правовым актом определяются требования к охране и защите лесов, расположенных в том числе в водоохранных зонах, порядок использования и воспроизводства таких лесов.


Ранее действовало Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404, но на настоящий момент оно утратило силу (см. п. 4 Постановления Правительства РФ от 21.11.2007 N 800 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием водных отношений, и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404").


Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов


Комментарий к статье 105


Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, относятся к защитным лесам и, таким образом, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ). Поэтому частью 1 комментируемой статьи устанавливается запрет на проведение в таких лесах сплошных рубок, за исключением тех случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ). Площадь участка сплошной рубки, включая сплошные рубки реконструкции, не должна превышать 5 га при ширине лесосеки не более 100 метров, при протяженности ее, равной не более одной трети участка (по ширине и длине), выполняющего определенные целевые функции или примыкающего к непокрытым лесной растительностью землям, а также к планируемым на ближайшие 5 лет вырубкам. В горных условиях и в равнинных лесах на склонах крутизной свыше 6 град. предельная площадь лесосеки составляет не более 3,0 га (п. 19 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543 (вступили в силу 25 января 2010 года). Помимо этого, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ч. 2 ст. 14 ЛК РФ), а также их использование в целях создания лесных плантаций (п. 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов).