ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2442
Скачиваний: 3
Преобразование юридического лица согласно ст. 57 главы 4 "Юридические лица" ГК РФ является наряду со слиянием, присоединением, разделением, выделением видом (вариантом, способом) реорганизации юридического лица, который может осуществляться по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В ст. ст. 58 - 60 ГК РФ регулируются правопреемство при реорганизации юридических лиц, передаточный акт и разделительный баланс, гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации, а в ст. 120 "Учреждения" и ст. 296 "Право оперативного управления" параграфа о некоммерческих организациях ГК РФ предусматриваются права на закрепленное имущество, использование его в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, ответственность учреждения находящимися в его распоряжении денежными средствами по своим обязательствам <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).
<1> См.: Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра-М, 2003.
Статья 12
Комментарий к статье 12
В п. 1 ч. 1 комментируемой статьи признаются утратившими силу почти все требования ЛК РФ 1997 г., которые ранее не были отменены либо признаны утратившими силу; весь ЛК РФ 1997 г. целиком признается утратившим силу лишь с 1 января 2008 г. согласно ч. 2 комментируемой статьи. Это - еще одно исключение из общего правила о введении в действие ЛК РФ с 1 января 2007 г. согласно ст. 1 комментируемого Федерального закона.
Признание утратившими силу положений других федеральных законов, регулирующих в той или иной степени лесные отношения, связано в основном с поглощением либо изменением этих положений новым ЛК РФ.
Так, в п. 4 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ предусматривалось, что документами территориального планирования РФ являются схемы территориального планирования РФ в области использования и охраны лесного фонда <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009 (3-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.
Согласно ч. 2 ст. 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесным участком считается согласно ст. 7 ЛК РФ земельный участок (см. также ст. 8 "Право собственности на земельные участки" ЛК РФ).
Таким образом, "привязка" лесного фонда и лесов к землям, на которых они расположены, повлекла изменение концепции охраны, использования, защиты и воспроизводства лесов, порядка их включения в градостроительную деятельность.
Статья 13
Комментарий к статье 13
К нормативным правовым актам РФ, регулирующим лесные отношения, наряду с федеральными законами относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции, правила, наставления и т.п. федеральных министерств, служб, агентств, иные акты федеральных органов исполнительной власти <1> (см., например, ст. 2 "Земельное законодательство" ЗК РФ, ст. 3 "Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права" ГК РФ).
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Рук. авт. колл. М.В. Бархатов. М.: Юрайт-Издат, 2002; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2004.
В систему нормативных правовых актов РФ входят также конституции, уставы, законы, акты высших должностных лиц и иных государственных органов субъектов Федерации, а также муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления и локальные акты, которыми могут регулироваться лесные отношения (см. ст. 2 ЛК РФ).
Акты законодательства Союза ССР и иные нормативные правовые акты действуют в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, согласно которым они применяются постольку, поскольку не противоречат Конституции РФ, Декларации РФ о независимости, а регулируемые ими вопросы не предусматриваются в ЛК РФ и ином законодательстве РФ и не противоречат им.
Статья 14
Комментарий к статье 14
Лесохозяйственные регламенты предусматриваются в ч. 3 ст. 51, ч. 4 ст. 61 и др. ЛК РФ и связываются, как правило, с проектами освоения лесов и иными материалами лесоустроительной документации. Согласно п. 34 ст. 81 ЛК РФ установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений относится к полномочиям органов государственной власти РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление этого полномочия РФ может быть передано органам государственной власти субъектов Федерации. В отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, лесохозяйственные регламенты разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ.
Составление регламентов обусловлено проводимой в РФ административной реформой, федеральными законами о техническом регулировании и призвано заменять Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде 1994 г.
Лесоустройство включает в себя согласно ст. 72 ЛК РФ 1997 г. систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве и предполагает: 1) проведение и подготовку материалов по инвентаризации лесов и 2) составление лесоустроительного проекта.
Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства согласно ст. 73 ЛК РФ 1997 г. являлись обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.
Ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства, которое на территории лесного фонда РФ проводилось государственными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством по единой системе, запрещалось.
Таким образом, согласно комментируемой статье полная замена прежней лесоустроительной документации на лесохозяйственные регламенты откладывается на год, предполагая их последовательность применения и преемственность.
Статья 15
Комментарий к статье 15
Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды устанавливаются в ст. 18 и др. Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", которым определяются функции головного органа единой системы исполнительной власти в РФ в области:
- обеспечения проведения единой государственной политики в области экологии;
- реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологического благополучия;
- организации деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005; Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М.: ИЗиСП-Норма, 2007.
Содержание п. 2 комментируемой статьи корреспондирует с содержанием ст. 11 настоящего Федерального закона о преобразовании лесхозов до 1 января 2008 г.
Статья 16
Комментарий к статье 16
Исключение из ст. 130 "Недвижимые и движимые вещи" ГК РФ слов "леса, многолетние насаждения" из перечня объектов, прочно связанных с землей, означает продвижение концепции о "привязке" лесов к земельным участкам, на которых они расположены, и распространение на них режима земель лесного фонда.
В новой редакции ст. 221 "Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей" ГК РФ, корреспондирующая со ст. 11 ЛК РФ, предусматривает следующее:
"В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу".
Исключение из п. 2 ст. 257 "Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства" ГК РФ слова "насаждения" означает в очередной раз их "привязку" к предоставленному в собственность или приобретенному земельному участку как совместной собственности членов указанного хозяйства, как и исключение слова "леса" из перечня недвижимости, на которую распространяется право собственности на земельный участок (ст. 261 "Земельный участок как объект права собственности" главы 17 "Право собственности на землю" ГК РФ).
Исключение из ГК РФ ст. 270 "Распоряжение земельным участком, находящимся в постоянном пользовании" и изменение п. 1 ст. 268 ГК РФ лишают в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 20 ЗК РФ права предоставления гражданам земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, оставляя предоставление этого права юридическим лицам <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Голиченков А.К., Волков Г.А., Козырь О.М. Земельный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий. М.; РГ. 2002; Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юристъ, 2001; Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учеб. М.: Кнорус, 2006.
Статья 17
Комментарий к статье 17
Требования Федерального закона "О пожарной безопасности" приводятся в соответствие с ЛК РФ, которым в ст. ст. 52, 53, п. 16 ст. 81, ст. 97 и других статьях регулируются эти отношения, в частности, Правительству РФ поручается (как и раньше) установление правил пожарной безопасности в лесах.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному пожарному надзору считается МЧС России.
Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются согласно ч. 3 ст. 53 ЛК РФ арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Перспективным считается создание и функционирование добровольных пожарных дружин, финансирование и материально-техническое обеспечение которых может осуществляться субъектами Федерации. Предпринимались попытки создания лесопожарных бригад и команд пожарно-химических станций - специализированных подразделений лесхозов и лесничеств по тушению лесных пожаров, которые приносят стране значительный урон.
Определенная централизация противопожарной деятельности в МЧС России не исключает необходимости активизации профилактики лесных пожаров субъектами Федерации, которые:
- организуют разработку противопожарного обустройства лесного фонда; обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователей к пожароопасному сезону;
- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных средств организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием, медицинской помощью;
- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон; оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, выделяют на пожароопасный период необходимое количество дежурных автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом ГСМ;
- обеспечивают координацию работ по борьбе с лесными пожарами на территории субъектов Федерации с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий и т.п.
Статья 18
Комментарий к статье 18
Из иных категорий особо охраняемых природных территорий исключаются территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки. Статья 103 "Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" ЛК РФ исходит из концепции "привязки" лесов к территориям государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников <1>.
--------------------------------
<1> См.: Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Городец, 2004.
В п. 1 ст. 15 "Режим особой охраны территорий национальных парков" Федерального закона об ООПТ предусматривается возможность выделения на территориях национальных парков различных функциональных зон с дифференцированным режимом особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей, в частности рекреационной.
В п. 2 той же статьи Федерального закона об ООПТ запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе предусмотренная в подп. "б" п. 2 комментируемой статьи.
В подпункте "ж" п. 2 той же статьи предусматривается запрещение "сплава древесины" (вместо "леса").
В п. 4 той же статьи Федерального закона об ООПТ предусматривается, что на землях, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются (вместо "запрещаются") расширение и строительство новых хозяйственных объектов.
Как видно из анализа текста комментируемого Федерального закона, в частности изложения ст. 17 Федерального закона об ООПТ в новой редакции, ряд дополнений носит законодательно-технический характер, имеющий отношение не только к ЛК РФ, но и к ЗК РФ и ряду других федеральных законов.
В п. 4 ст. 18 комментируемого Федерального закона заменяются слова и уточняются названия в соответствии со ст. 96 ЛК РФ органов государственного лесного контроля и надзора. В Лесном кодексе 1997 г. имелась ст. 77 "Государственная лесная охрана Российской Федерации". Положение о Государственной лесной охране СССР было утверждено еще Постановлением Совета Министров СССР от 22 марта 1950 г. N 1181 <1>.
--------------------------------
<1> Свод законов СССР. М., 1983. Т. IV. С. 427; Степаницкий В.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" / Предисловие С.А. Боголюбова. М.: Центр охраны дикой природы, 2001.
Статья 19
Комментарий к статье 19
В новой редакции абз. 19 ст. 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусматриваются проекты схем охраны и использования земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации.