ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3912
Скачиваний: 10
Пункт 2 комментируемой статьи воспроизводит правила статьи 16 Конвенции о морских залогах 1993 г., согласно которой, если морское судно, зарегистрированное в одном государстве, получает разрешение временно плавать под флагом другого государства, то ссылки на "государство, в котором зарегистрировано судно" или на "государство регистрации" считаются ссылками на государство, в котором судно было зарегистрировано непосредственно до перемены флага, а ссылки на "орган, ведающий реестром" считаются ссылками на орган, ведающий реестром в этом государстве. При этом законодательство государства регистрации является определяющим для целей признания зарегистрированных ипотек и обременений. Государство регистрации требует, чтобы в его реестре была запись с указанием государства, под флагом которого судну временно разрешено плавать; аналогичным образом государство, под флагом которого судну временно разрешено плавать, требует, чтобы орган, ведающий учетом судна, сделал в реестре запись с указанием государства регистрации. Никакое государство-участник не разрешает судну, зарегистрированному в этом государстве, временно плавать под флагом другого государства, пока не будут погашены все зарегистрированные ипотеки или обременения в отношении этого судна или не будет получено письменное согласие держателей всех таких ипотек или обременений.
Статья 416. Правовое положение членов экипажа судна
Комментарий к статье 416
Статьей предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами. Данное положение, затрагивающее сферу трудовых отношений на судне, является, по сути, отсылочным, поскольку отсылает в первую очередь к законодательству о труде Российской Федерации.
Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает своеобразную гарантию, предоставляемую членам экипажа судна при реализации их прав в области труда. А именно выбор стороной трудового договора права, подлежащего применению к отношению между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. Следовательно, стороны в трудовом договоре могут прийти к соглашению о применении норм законодательства о труде не РФ, а другого государства. Такое соглашение о применении в регулировании трудовых отношений законодательства иного государства не должно ухудшать положение сторон по сравнению с законодательством РФ о труде - в соответствии со ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не могут применяться условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством РФ. Эта и иные "защитные" оговорки присущи в той или иной форме законодательству многих зарубежных стран (Австрии, Германии, Италии, канадской провинции Квебек, Румынии и др.), Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г.
Следовательно, стороны в заключаемом ими трудовом договоре по применению труда иностранца в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, могут договориться об установлении дополнительных льгот, преимуществ, повышающих уровень прав и гарантий работников, установленный в соответствии с законодательством РФ.
При заключении трудового договора стороны не вправе своим соглашением понизить иностранцу - члену экипажа такого судна уровень прав и гарантий в области труда, установленный в соответствии с законодательством РФ о труде. Вопросы, связанные с порядком приема на работу иностранцев - членов экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, их права и обязанности в процессе труда регулируются в первую очередь общими нормами трудового законодательства РФ - ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права <124>.
--------------------------------
<124> Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: Правовое регулирование. Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006.
По мнению В.П. Звекова, норма комментируемой статьи, предусматривающая выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, является коллизионной и не должна приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. В ТК РФ обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, отнесена (ст. 2) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ст. 11). Согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению <125>.
--------------------------------
<125> Звеков В.П. Обязательства вследствие причинения вреда в коллизионном праве. М.: Волтерс Клувер, 2007.
Статья 417. Права на затонувшее имущество
Комментарий к статье 417
Статья предусматривает применение законодательства в зависимости от территории потопления судна и имущества. Так, права на имущество, затонувшее во внутренних морских водах или в территориальном море, а также отношения, возникающие в связи с затонувшим имуществом, определяются законом государства, в котором имущество затонуло, а к затонувшим в открытом море судам, находящимся на них грузам и иному имуществу применяется закон государства флага судна.
Внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации, и к ним относятся воды:
- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
Права на имущество, затонувшее во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, а также отношения в связи с затонувшим имуществом определяются законодательством Российской Федерации. Для стран СНГ по этим вопросам действуют правила ст. 38 Минской конвенции 1993 г. и ст. 41 Кишиневской конвенции 2002 г., а именно:
- право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится недвижимое имущество. Вопрос о том, какое имущество является недвижимым, решается в соответствии с законодательством договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество;
- право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится орган, осуществивший регистрацию транспортного средства;
- возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права;
- возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением договаривающихся сторон <126>.
--------------------------------
<126> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник (издание пятое, переработанное и дополненное). М.: Юристъ, 2005.
Статья 418. Отношения, возникающие из договоров, заключаемых в области торгового мореплавания
Комментарий к статье 418
Отдельного рассмотрения требует вопрос применения права к отношениям, возникающим из договора буксировки, поскольку при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договора буксировки, регулируются законом государства, в котором имеет основное место деятельности сторона, являющаяся владельцем буксирующего судна. Так, например, государственная администрация морского порта предъявила в арбитражный суд иск к иностранной компании о взыскании денежной суммы, не оплаченной ответчиком за морскую буксировку принадлежащей ему баржи. Администрация морского порта и иностранная компания заключили договор буксировки, согласно которому первая приняла на себя обязательство отбуксировать принадлежащую второй баржу-площадку из российского порта в один из иностранных портов, а компания - оплатить администрации оказанные услуги по буксировке, которые, однако, оплатила не полностью.
В процессе судебного разбирательства был поднят вопрос о праве, применимом к отношениям сторон, поскольку в договоре на буксировку баржи стороны не согласовали применимое право. В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договора буксировки, регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся владельцем буксирующего судна. Поскольку владельцем буксирующего судна являлась администрация морского порта, расположенного на территории России, то к отношениям сторон суд применил закон Российской Федерации и, исходя из статьи 225 КТМ РФ, взыскал с иностранной компании не оплаченную за буксировку баржи искомую сумму.
Статья 419. Общая авария
Комментарий к статье 419
Комментируемая статья в качестве общего принципа закрепляет коллизионную норму порта завершения рейса (Lex Loci solutionis). При этом не важно, завершается ли рейс в порту первоначального назначения или в другом порту, если здесь завершается общее морское предприятие, а в тех случаях, если все заинтересованные лица принадлежат к Российской Федерации, применяются правила КТМ РФ.
Статья 420. Отношения, возникающие из столкновения судов
Комментарий к статье 420
Комментируемая статья содержит нормы, регулирующие определение применимого права в случае деликтных обязательств, осложненных иностранным элементом, и отражают приоритетность принципа lex loci. Если же столкновение судов происходит в открытом море, к отношениям сторон применяются правила КТМ РФ, то есть нормы российского права. При этом в п. 3 содержится исключение из общего правила - в случае если произошло столкновение судов, плавающих под флагом одного государства, применению подлежит закон данного государства независимо от места столкновения.
Непростым является вопрос столкновения в открытом море судов, плавающих под флагами разных государств. Возникающие здесь проблемы подлежат разрешению с учетом того, являются ли стороны участниками Международной конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.
Статья 421. Отношения, возникающие из причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью
Комментарий к статье 421
Норма, закрепленная в комментируемой статье, является коллизионной и применяется к отношениям, возникающим из причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью. Норма имеет односторонний характер, так как имеется в виду применение к этим отношениям правил, установленных главой XVIII КТМ РФ. Правила охватывают основания ответственности собственника судна, его освобождения от ответственности, значение умысла или грубой неосторожности потерпевшего, вопросы солидарной ответственности собственников двух или более судов, ограничения ответственности собственника судна, утраты права на ограничение ответственности, создания фонда ограничения ответственности, страхования или иного финансового обеспечения ответственности, а также порядка предъявления иска о возмещении ущерба от загрязнения. Правила главы XVIII применяются к ущербу от загрязнения с судов нефтью, причиненному на территории России, в том числе в территориальном море, а также в исключительной экономической зоне России, равно как и к предупредительным мерам по предотвращению или уменьшению такого ущерба, где бы они ни принимались. В основе правил гл. XVIII КТМ РФ лежат положения Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.