Файл: КТМ_комм_Симоненко_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3910

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пункте 4 под федеральным органом исполнительной власти в области обороны, осуществляющим навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей, за исключением трасс Северного морского пути, необходимо понимать Министерство обороны РФ.


Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием


Комментарий к статье 6


Статья предусматривает разграничение предметов надзора в области торгового мореплавания между федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Основные контрольно-надзорные функции на транспорте определены в Положении "О Федеральной службе по надзору и контролю в сфере транспорта".

Непосредственно Федеральная служба по надзору в сфере транспорта обеспечивает организационно-методическое сопровождение и контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в транспортном комплексе), федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации) и государственную речную судоходную инспекцию. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является главным государственным транспортным инспектором Российской Федерации, а работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ревизоров по безопасности движения поездов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области железнодорожного транспорта), государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции. Капитаны морских портов назначаются на должность и освобождаются от должности Федеральным агентством морского и речного транспорта по представлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.


По мнению А.М. Скрынник, система государственного управления надзорно-контрольной деятельностью на морском транспорте не до конца отлажена. Государственный надзор на морском транспорте должен быть направлен на: обеспечение соблюдения транспортного законодательства в данной сфере деятельности; предотвращение транспортных происшествий; защиту прав потребителей транспортных услуг; обеспечение безопасности транспортных операций и качества работ и услуг; выявление отклонения в данной сфере деятельности от установленных нормативных правовых актов и внесение в них необходимых поправок. Естественно, требования транспортной безопасности должны выполняться всеми хозяйствующими субъектами на водном транспорте, а контролироваться - соответствующими государственными бассейновыми управлениями по надзору и контролю на морском и внутреннем водном транспорте Ространснадзора совместно с правоохранительными органами, уполномоченными в данной сфере деятельности: транспортной милицией, транспортной прокуратурой и Федеральной службой безопасности РФ <4>.

--------------------------------

<4> Скрынник А.М. Правовое регулирование управления государственного надзора на морском и внутреннем водном транспорте в России // Транспортное право. 2007. N 2.


В период существования Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму им осуществлялся государственный надзор за соблюдением международных договоров и законодательства Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море и мореплавания с использованием спортивных и прогулочных судов, дипломирования членов экипажей, государственной регистрации судов и прав на них. А именно - в отношении мореплавания с использованием спортивных судов независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости для спортивных и учебно-тренировочных целей.

Министерством транспорта Российской Федерации осуществляется надзор - в отношении мореплавания с использованием прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости.

В отношении мореплавания с использованием прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости надзор осуществлялся Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


Статья 7. Судно


Комментарий к статье 7


Судном в целях КТМ РФ признается согласно комментируемой статье сооружение, используемое в торговом мореплавании, независимо от его возможности передвигаться самостоятельно. Рыбопромысловым судном может быть признано такое судно, которое отвечает указанным критериям и используется в целях рыболовства, приема транспорта, оказания помощи, а также имеет специальное назначение.


Морские суда в силу закона являются одним из видов недвижимости, определение которому некоторые авторы пытались дать еще в прошлом веке. Так, Г.Ф. Шершеневич определил морское торговое судно как особое сооружение, способное держаться и передвигаться по воде и предназначенное служить средством осуществления морского промысла <5>.

--------------------------------

<5> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1909. Т. 3. С. 252.


Статья 8. Судовладелец


Комментарий к статье 8


Согласно комментируемой статье судовладелец - это лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. В торговом судоходстве получили широкое распространение случаи как коммерческой, так и технической эксплуатации судов лицами, не являющимися их собственниками. Это фрахтователи по димайз-чартеру (бербоут-чартеру), управляющие и операторы судов - все они судовладельцы, владение судном они получили на основании соответствующего договора.

Указанное нашло подтверждение и в материалах Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ). Так, в пункте 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81 <6> определено следующее. Общество с ограниченной ответственностью, осуществлявшее техническую эксплуатацию и управление судном на основании договора с его владельцем, является судовладельцем в смысле статьи 8 КТМ РФ и, поскольку договором не предусмотрено иное, несет ответственность за ущерб, причиненный столкновением этого судна, произошедшим по его вине, с другим судном.

--------------------------------

<6> Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.


Акционерное общество, чье судно столкнулось с судном, принадлежащим федеральному государственному учреждению на праве оперативного управления, предъявило в арбитражный суд иск к этому учреждению о возмещении ущерба, причиненного столкновением судов.

В ходе судебного разбирательства учреждение ссылалось на то, что оно не является лицом, которое должно нести ответственность за причиненный в результате столкновения ущерб, так как техническая эксплуатация и управление судном были переданы согласно договору обществу с ограниченной ответственностью (далее - общество).

Суд первой инстанции иск о взыскании с учреждения ущерба, причиненного столкновением принадлежащего ему судна с судном истца, удовлетворил, отметив, что вина судна ответчика в столкновении судов доказана. Что касается лица, несущего ответственность за причиненный ущерб, то им является учреждение, поскольку согласно договору, заключенному между учреждением и обществом, последнее оказывало лишь услуги по технической эксплуатации и управлению судном его владельцу - учреждению.


Суд апелляционной инстанции решение отменил и в удовлетворении иска отказал, указав, что по смыслу правил статьи 312 КТМ РФ ответственность должен нести владелец судна, виновного в столкновении. Согласно статье 8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Заключенный между учреждением и обществом договор не предусмотрен ни нормами КТМ РФ, ни нормами ГК РФ. Однако, как следует из условий договора, общество приняло на себя обязательство самостоятельно от своего имени осуществлять техническую эксплуатацию судна и управление им, при этом все члены экипажа судна являются работниками этого общества.

Таким образом, техническую эксплуатацию и управление судном, виновным в столкновении, осуществляло в момент столкновения не учреждение, а общество. Поскольку договором между ними не было определено, кто из них отвечает за вред, причиненный третьим лицам в процессе такой деятельности, то, следовательно, ответственность за такой вред должно нести общество как лицо, которое самостоятельно от своего имени технически эксплуатировало судно, управляло им и своими действиями причинило ущерб другому судну.


Статья 9. Морские порты. Портовые власти


Комментарий к статье 9


В отличие от прежней редакции статья не проводит деление морских портов на три категории: морской торговый порт, морской рыбный порт и морской специализированный порт. Такое деление было обусловлено положениями Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Администрации морских портов были учреждены Советом Министров - Правительством Российской Федерации с одновременным закреплением в установленном порядке за администрациями морских портов портового имущества, не подлежащего приватизации.

При этом на администрации морских портов были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства. На Министерство транспорта Российской Федерации было возложено общее руководство деятельностью администраций морских портов и назначение их руководителей, а также определение порядка взимания и использования портовых сборов администрациями морских портов.

В целях совершенствования системы государственного управления и эффективного использования федерального имущества в морских торговых и специализированных портах, обеспечения экономических интересов государства в области торгового мореплавания в 2002 году Правительство Российской Федерации установило, что административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими торговыми и специализированными портами, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют администрации морских портов, являющиеся федеральными государственными учреждениями. За администрациями морских портов закреплялось на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для выполнения возложенных на них функций портовых властей.


Тогда же по предложению Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации было принято решение о создании федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения федерального имущества морских портов, не закрепленного за администрациями морских портов.

В пункте 5 комментируемой статьи сделана весьма важная ссылка на то, что деятельность морских портов осуществляется в соответствии с Законом о морских портах Российской Федерации, который был принят ГД ФС РФ 16.10.2007 (Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии с указанным Федеральным законом административно-властные и иные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями. При этом капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта и является должностным лицом, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судов или строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.

Особенности осуществления административно-властных и иных полномочий в морском порту при наличии в нем морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Администрация морского порта осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;

2) обеспечивает порядок в морском порту;

3) принимает меры по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;

4) взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;

5) руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;