Файл: ЗК_комм_Сухова_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2699

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет состав земель промышленности и иного специального назначения. Эти земли в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на подкатегории: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности. Законодатель оставляет перечень открытым, предусматривая, что могут быть и "земли иного специального назначения".

Согласно пункту 3 комментируемой статьи в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность или запрещающий строительство, несовместимое с целями установления названных зон. Например, вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия устанавливаются зоны защитных мероприятий, в пределах которых осуществляется специальный комплекс защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций <176>. Исходными данными для расчета площади зоны защитных мероприятий для конкретного объекта являются:

--------------------------------

<176> См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. N 208 "Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия" // СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1234.


1) характеристики чрезвычайной ситуации;

2) физико-химические свойства токсичных химикатов;

3) токсикологические характеристики токсичных химикатов;

4) распределение (плотность) населения, проживающего и работающего вокруг объектов;

5) метеорологические данные для конкретной местности;

6) топографические данные для конкретной местности;

7) критерии риска возникновения чрезвычайной ситуации на конкретном объекте.

Установление таких зон ограничивает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Им ограничивается или запрещается деятельность, несовместимая с целями установления названных зон. Так, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <177> на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.


--------------------------------

<177> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.


Санитарно-защитные зоны также устанавливаются в целях защиты населения в районе размещения опасного производственного объекта. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с соответствующими нормами и правилами, которые согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждаются уполномоченными органами власти. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <178> в санитарно-защитной зоне, установленной в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. Использование для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.

--------------------------------

<178> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.


Различают также санитарно-защитные зоны высоковольтных линий, санитарно-защитные зоны вокруг источника ионизирующего излучения и др. К иным зонам с особыми условиями использования земель можно отнести, например, зоны наблюдения. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В пункте 4 комментируемой статьи закрепляется правило, согласно которому если на земельном участке в составе земель промышленности и иного специального назначения расположен объект, относящийся к ведению РФ в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, то этот земельный участок является федеральной собственностью. Аналогичное правило в настоящее время содержится в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. В комментируемом пункте также дополнительно конкретизируются такие объекты - это федеральные энергетические системы, объекты использования атомной энергии, федеральный транспорт, пути сообщения, объекты федеральной информатики и связи, объекты, обеспечивающие космическую деятельность, объекты обороны и безопасности, объекты оборонного производства, объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другие объекты, отнесенные к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции РФ.


Управление федеральной собственностью - предмет ведения Федерации и одно из конституционных полномочий, закрепленных исключительно за Правительством РФ (ст. 114 Конституции РФ). Гражданский кодекс, устанавливая, что субъектом права федеральной государственной собственности является в целом Российская Федерация как публично-правовое образование, определяет, что федеральные органы государственной власти выступают в имущественном обороте от имени государства и осуществляют возложенные на них правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией (п. 3 ст. 214, ст. 125 ГК РФ). Российская Федерация в лице Президента, Федерального Собрания и Правительства устанавливают правовые режимы федерального имущества, порядок и систему органов управления федеральным имуществом.

Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка использования отдельных видов земель промышленности, а также по установлению зон с особыми условиями использования земель данной категории. В зависимости от формы собственности на землю эти полномочия возложены на Правительство РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, на органы исполнительной власти субъектов Федерации в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Федерации, и органы местного самоуправления в отношении муниципальных земель.

В пункте 6 комментируемой статьи закрепляется возможность предоставления земельных участков из земель рассматриваемой категории в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования на основании статьи 24 комментируемого Кодекса.


Статья 88. Земли промышленности


Комментарий к статье 88


В пункте 1 комментируемой статьи закрепляется понятие земель промышленности. К землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий различных отраслей промышленности (металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других). Права на данные земли возникают у участников земельных правоотношений на основании Земельного кодекса РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ.

Согласно пункту 2 комментируемой статьи в состав земель промышленности могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Санитарно-защитные зоны - обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. Они представляют собой территории (площади), отделяющие предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Использование площадей санитарно-защитных зон осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством, санитарными нормами и правилами.


Особенностью правового режима земель промышленности является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в перечисленных выше целях. Согласно пункту 3 комментируемой статьи размеры таких земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. В случае если таких норм не установлено, то площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта, определяется в проекте его строительства.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет условия, при соблюдении которых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности предоставляются земельные участки для разработки полезных ископаемых.

Во-первых, предоставление земельных участков для указанных целей осуществляется после оформления горного отвода. Горным отводом называется геометризованный блок недр (ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"). Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Добыча полезных ископаемых без наличия документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, запрещается. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Во-вторых, земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных земель. Как свидетельствует статистика, в структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промплощадками. В связи с этим предприятия, деятельность которых нарушает почвенный покров, обязаны снимать и хранить плодородный слой для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. Рекультивация нарушенных земель осуществляется в целях восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных нужд за счет средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель <179>. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и места расположения нарушенного участка. Сама рекультивация ведется в ходе основной деятельности, а при невозможности этого - не позднее одного года после завершения работ.


--------------------------------

<179> См.: Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".


И наконец, в-третьих, комментируемым пунктом закрепляется положение, согласно которому особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (см. комментарий к ст. 79 Земельного кодекса РФ).


Статья 89. Земли энергетики


Комментарий к статье 89


Пункт 1 комментируемой статьи содержит понятие земель энергетики. Под ними понимаются земли, предоставленные для размещения и эксплуатации объектов энергетики. Права на данные земли возникают у участников земельных отношений в таком же порядке, как и на всю категорию земель промышленности и иного специального назначения: по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В пункте 2 комментируемой статьи содержится перечень объектов, для размещения которых могут предоставляться земельные участки. К ним относятся:

- гидроэлектростанции (ГЭС), представляющие собой комплекс сооружений и оборудования, посредством которых энергия потока воды преобразуется в электрическую энергию. ГЭС состоит из последовательной цепи гидротехнических сооружений, обеспечивающих необходимую концентрацию потока воды и создание напора, и энергетического оборудования, преобразующего энергию движущейся под напором воды в механическую энергию вращения, которая, в свою очередь, преобразуется в электрическую энергию;

- атомные станции (АЭС), представляющие собой электростанции, в которых атомная (ядерная) энергия преобразуется в электрическую. Генератором энергии на АЭС является атомный реактор;

- ядерные установки, представляющие собой сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

- пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;