ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2784
Скачиваний: 1
Также комментируемый пункт в дополнение к данному Положению разрешает передавать в аренду гражданам и юридическим лицам свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения.
И наконец, земельные участки из земель железнодорожного транспорта могут предоставляться для установления охранных зон железных дорог. Охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий. Так, согласно ОСН 3.02.01-97 "Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог", утвержденные указанием МПС России от 24 ноября 1997 г. N С-1360у, к зонам земель специального охранного назначения относятся:
земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности сооружений железнодорожного транспорта, в связи с расположением их в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;
земельные участки, прилегающие к земляному полотну, расположенному в районах подвижных песков;
полосы естественных лесов, прилегающие к земляному полотну, в пределах которых запрещается сплошная вырубка и допускаются только рубки ухода, санитарные и лесовосстановительные рубки. Ширина указанных полос составляет 500 м в каждую сторону от оси железнодорожного пути;
площади естественных лесов, где сплошная вырубка может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов, сплывов и вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин) и повлиять на сохранность, устойчивость и прочность сооружений;
площади естественных лесов в поймах рек и вдоль берегов озер и водохранилищ, где вырубка леса может привести к размыву откосов железнодорожной насыпи;
земельные полосы, занятые воздушными линиями электропередачи или подземными кабельными линиями связи и электропередачи при прохождении их, в необходимых случаях, за пределами существующей или проектируемой полосы отвода;
земельные полосы, обеспечивающие защиту селитебной территории населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов;
земельные полосы, прилегающие к сортировочным станциям и обеспечивающие защиту жилой застройки не только от сверхнормативных шумов, но и от возможных катастроф с перевозимыми пожаро-взрывоопасными и опасными грузами;
земельные участки, устанавливаемые как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения железнодорожных объектов от загрязнения;
земельные полосы и участки, необходимые для поэтапного развития железнодорожных узлов, станций и отдельных объектов.
В пределах перечисленных охранных зон устанавливается специальный правовой режим. В частности, на них запрещается: строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка леса и кустарника, удаление дернового покрова, вспашка целины, закладка огородов, выпас скота, земляные работы, которые могут ухудшить устойчивость склонов, и выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.
Следует иметь в виду, что в настоящее время порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог регулируется Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 <183>). Пункт 2 Правил обязывает в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организацию, осуществляющую строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования (заинтересованную организацию), обеспечивать подготовку проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода. Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ.
--------------------------------
<183> СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385.
В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:
а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
б) не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;
в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;
г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;
д) отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Также Правилами закрепляются виды земельных участков, которые могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог. К ним относятся земельные участки:
а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;
б) в районах подвижных песков;
в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;
г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.
В границах таких охранных зон могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:
а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;
б) распашка земель;
в) выпас скота;
г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.
Пункт 3 комментируемой статьи посвящен землям автомобильного транспорта, к которым относятся земли, на которых размещаются автомобильные дороги, их конструктивные элементы и дорожные сооружения; автовокзалы и автостанции, другие объекты автомобильного транспорта и объекты дорожного хозяйства, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств, а также полосы отвода автомобильных дорог.
Основная часть земель автомобильных дорог - это полосы отвода и прилегающие с обеих сторон к ним придорожные полосы. Последние создаются для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения. Согласно Указу Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" <184> федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода.
--------------------------------
<184> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3065.
Особый режим использования земель в пределах полос отвода и придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения. Так, в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель.
Порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель, регулируется также Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420) <185>. Согласно данным Правилам в зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:
--------------------------------
<185> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6059.
а) для автомобильных дорог IV и III категории - 50 метров;
б) для автомобильных дорог II и I категории - 75 метров;
в) для подъездов к столицам республик, краевым и областным центрам, городам федерального значения, центрам автономной области и автономных округов, а также для участков федеральных автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до 250 тыс. человек, - 100 метров.
Придорожные полосы для указанных подъездов начинаются на расстоянии не менее 25 километров от границы города по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления, по территории которых проходит участок этой автомобильной дороги;
г) для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения свыше 250 тыс. человек, - 150 метров.
В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ и объектов дорожного сервиса.
В то же время разрешается размещение в пределах придорожных полос объектов при соблюдении следующих условий:
а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;
б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;
в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
В Правилах установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования также закрепляются права и обязанности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос. Так, они имеют право:
а) осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных настоящими Правилами;
б) возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные настоящими Правилами;
в) получать информацию о проведении ремонта или реконструкции федеральной автомобильной дороги.
С другой стороны, вышеназванные лица обязаны:
а) соблюдать правила охраны и режим использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы экологической безопасности;
б) не допускать нанесения вреда федеральной автомобильной дороге и расположенным на ней сооружениям, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения;
в) обеспечивать допуск на принадлежащие им земельные участки представителей органа управления федеральной автомобильной дорогой и иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль за использованием земель, а также своевременно исполнять выданные ими предписания;
г) согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений;
д) в случаях, когда в договорах или решениях на предоставление земельных участков для размещения некапитальных зданий и сооружений в пределах придорожных полос предусмотрены обязательства владельцев и собственников этих объектов осуществить за свой счет их снос или перенос в случае, если эти здания и сооружения создадут препятствия для нормальной эксплуатации федеральной автомобильной дороги при ее реконструкции или будут ухудшать условия движения по ней, осуществлять снос и перенос возведенных на земельных участках некапитальных зданий и сооружений.