ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2766
Скачиваний: 1
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Комментарий к статье 8
Комментируемый пункт устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую. Критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли. В частности, отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Таким образом, частные собственники правом перевода земель из одной категории в другую не обладают. Субъекты права государственной и муниципальной собственности имеют неодинаковые полномочия по переводу земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, находящихся в частной собственности. Орган местного самоуправления не имеет полномочий по переводу земель сельскохозяйственного назначения. Правительство РФ распоряжается землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в федеральной собственности, а орган исполнительной власти субъекта РФ имеет полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности субъекта РФ, в собственности органа местного самоуправления, частной собственности граждан и юридических лиц.
Согласно комментируемой статье порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Перевод же земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности (см. комментарий к ст. 84 ЗК РФ).
Дополнительно Земельный кодекс РФ закрепляет особенности перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. Такой перевод осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством РФ об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны. Согласно ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (с изм. от 18.12.2006, 30.10.2007) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации <21>" на территории Российской Федерации могут создаваться туристско-рекреационные особые экономические зоны, под которыми понимаются "определяемые Правительством Российской Федерации части территории Российской Федерации, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности" <22>. Понятие же туристско-рекреационной деятельности дается в ч. 2.1 ст. 10 Закона, где говорится, что под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
--------------------------------
<21> СЗ РФ. 2005. N 30. (ч. II). Ст. 3127.
<22> Егоров В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. 2006. N 6.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ. В свою очередь, земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков.
Порядок создания и прекращения существования особых экономических зон, в том числе туристско-рекреационных особых экономических зон, закрепляется в ст. 6 Закона. Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. При этом на момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц.
При создании особой экономической зоны Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
На территории особой экономической зоны не допускается:
1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта РФ и муниципального образования принимается Правительством РФ и оформляется постановлением Правительства РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство РФ заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения.
Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора.
В течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение о создании особой экономической зоны. Сторонами такого соглашения становятся Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона. Они определяют следующие основные параметры создания и функционирования особой экономической зоны:
- объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета;
- план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
- комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
- размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны;
- порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, находящихся в общей долевой собственности;
- обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
- порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
- обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
- обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
- иные условия.
Туристско-рекреационная особая экономическая зона создается на 20 лет, при этом срок ее существования продлению не подлежит.
Основным федеральным законом, регулирующим перевод земель, является в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изм. от 21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г.) <23>. Он устанавливает четкие критерии перевода земель, а также порядка и сроков выполнения действий, связанных с переводом земель из одной категории в другую, уточняет особенности перевода в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, особо охраняемых территорий, водного, лесного фонда и земель запаса.
--------------------------------
<23> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель, земельных участков в другую категорию, осуществляется также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Примерами законов субъектов РФ в этой области могут служить Закон Ивановской области от 12 октября 2005 г. N 123-ОЗ "Содержание ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель запаса, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и состав прилагаемых к нему документов", Закон Ленинградской области от 22 июня 2005 г. N 51-ОЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и др.
В целях регулирования отношений, связанных с переводом земель из одной категории в другую, субъекты РФ издают также подзаконные нормативные правовые акты. Например, Постановление администрации Ростовской области от 16 июня 2005 г. N 4 "Об уполномоченном органе и утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановление администрации Новгородской области от 18 мая 2005 г. N 127 "О содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов" и др.
Закон о переводе закрепляет общий порядок перевода земель из одной категории в другую. Инициировать процесс изменения назначения земель могут Правительство РФ, субъект РФ или орган местного самоуправления. При этом учитываются два фактора: объективное изменение ситуации (например, загрязнение почвы, которое ведет к невозможности ее использования в данной категории) и нужда самого субъекта в землях определенной категории (то есть самому субъекту необходимо перевести земли, к примеру, из сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, что обусловлено демографическими процессами). Так, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением границ населенных пунктов.
В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.
Перевод земель осуществляется на основании ходатайства, поданного заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Заинтересованным лицом является любое лицо (гражданин, организация, представитель органов власти и т.д.), которое может обосновать необходимость перевода и подтвердить свои права на землю. Под уполномоченными органами подразумеваются те исполнительные органы, в чьем ведении находится тот или иной участок.
Необходимо отметить, что ряд норм Закона о переводе земель из одной категории в другую вызывает у правоприменителей ряд вопросов. Так, например, в Законе указано, что содержание ходатайства и состав прилагаемых документов устанавливаются в зависимости от категории земли органами государственной власти субъекта РФ или Правительством России. Между тем сразу после указанного пункта следует подробное описание всего, что должно быть указано в ходатайстве (вместе со списком документов), то есть закрытый перечень документов. Возникает вопрос: что же тогда субъекты РФ имеют право закреплять в своих нормативных правовых актах? Для получения ответа на этот вопрос обратимся к судебной практике. Так, Архангельским областным судом 9 августа 2005 г. <24> было рассмотрено гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2, 3 статьи 5, статьи 7, пункта 1 статьи 8 областного Закона от 26 ноября 2004 года N 278-34-ОЗ "О порядке перевода земель из одной категории в другую на территории Архангельской области". В частности, прокурор полагает, что пункт 2 статьи 5 областного Закона, которым установлен перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую, противоречит пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ), который содержит исчерпывающий перечень документов, прилагающихся к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
--------------------------------
<24> Дело N 3-94 от 9 августа 2005 г. // Материалы Архангельского областного суда.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, областной суд находит заявление заместителя прокурора подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
Областной суд считает, что пункт 2 статьи 5 областного Закона, которым установлен перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую, противоречит пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, в котором содержится исчерпывающий перечень документов, прилагающихся к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ установлен следующий список документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую: выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства. Указанный список является исчерпывающим, содержит четко определенные наименования документов и расширительному толкованию не подлежит.