ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2765
Скачиваний: 1
Статья 93. Земли обороны и безопасности
Комментарий к статье 93
Комментируемая статья закрепляет правовой режим земель обороны и безопасности. Согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <191> под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ.
--------------------------------
<191> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
Характерной особенностью земель обороны и безопасности является то, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. При этом земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, но только в соответствии с законодательством РФ.
При предоставлении и изъятии земельных участков данной категории земель, совершении с ними гражданско-правовых сделок обязательное участие должны принимать федеральные органы исполнительной власти. Приведем пример из судебной практики. Федеральное государственное унитарное предприятие "Хозрасчетный участок" - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "промышленно-строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными пунктов 14 и 23 постановления мэра г. Южно-Сахалинска, а также о признании за заявителем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Решением, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При разрешении спора суд исходил из того, что при принятии оспариваемого ненормативного акта администрация г. Южно-Сахалинска не нарушила права заявителя и действовавшее в тот период законодательство, так как согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ земли, на которых располагается производственная база предприятия, являются землями Министерства обороны РФ и, следовательно, относятся к федеральной собственности.
Используя предоставленное ему право, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области 14 марта 2000 г. выдал заявителю свидетельство о внесении спорного земельного участка в реестр федерального имущества и закреплении данного участка за заявителем на праве хозяйственного ведения.
Требуя признать за собой право на постоянное пользование спорным земельным участком с момента регистрации его как федерального имущества, заявитель указал, что такое право перешло к нему от Южно-Сахалинской КЭЧ в порядке правопреемства. При этом доказательств правопреемства заявитель жалобы суду не представил.
Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения этими землями может быть определен Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Министерству имущественных отношений РФ предоставлено право осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов РФ в случае предоставления земельных участков органу государственной власти РФ, государственному учреждению, государственному унитарному предприятию.
Согласно письму первого заместителя министра имущественных отношений Российской Федерации от 24 января 2003 г. N ДА-9/2430 на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации Минимущество России как федеральный орган исполнительной власти уполномочено управлять и распоряжаться в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в настоящее время принять решение о выделении участка федеральному государственному унитарному предприятию возможно только после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений РФ и Министерством обороны РФ.
Правовому режиму земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, присущи также другие характерные черты: общность целевого назначения данных земельных участков - все они предоставляются для нужд обороны, безопасности страны (в частности, для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие)); скрытность расположения земель, предоставленных воинским частям (военным организациям) для нужд обороны; воинским частям (военным организациям) как субъектам земель оборонного назначения предоставлено право пользоваться в установленных законом случаях соседними землями других землепользователей; использование воинскими частями (военными организациями) земель оборонного назначения должно осуществляться с учетом обеспечения безопасности окружающего населения.
Кроме перечисленного, для земель, предоставленных воинским частям, и вокруг них характерно наличие запретных зон, районов и других ограничений. Запретные зоны, районы и ограничения могут быть разнообразными. Их разнообразие определяет характер использования земельного участка для конкретных нужд обороны, безопасности страны. Например, при арсеналах, базах, складах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов устанавливаются запретные районы и запретные зоны. Запретные районы и запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Согласно пункту 3 комментируемой статьи ст. 8 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится в постоянное (бессрочное) пользование земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше (или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов). Под государственной границей РФ, в свою очередь, понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.
Комментируемый пункт не закрепляет норм отвода таких земельных полос, размеров земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Все эти вопросы определяются законодательством РФ. Так, в статье 16 Закона о Государственной границе определяется правовой режим пограничной зоны. Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов РФ. Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов (ст. 18 Закона).
Кроме того, в соответствии со статьей 19 Закона в целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Минсельхозом России или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов РФ.
Статья 13 Закона о Государственной границе также закрепляет особенности ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе. В частности, хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна:
наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;
создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами.
Указанная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет порядок передачи земельных участков в закрытых административно-территориальных образованиях. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан (ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <192>).
--------------------------------
<192> ВВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5503.
Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав. В ведение районов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ.
В случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающей к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.
Земельные участки в таких образованиях для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ. В соответствии со статьей 6 Закона о закрытом административно-территориальном образовании он заключаются в следующем. Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством РФ. Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ.
Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.
В закрытом административно-территориальном образовании по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.