Файл: ЗК_комм_Крассов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3270

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Есть понятие "земельные участки общего пользования". Так, согласно ст. 262 ГК граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Пункт 12 ст. 85 ЗК относит к числу земельных участков общего пользования участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Статья 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет понятие "имущество общего пользования". Это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и т.п.).

ГсК в ст. 1 определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В законодательстве используется также понятие "искусственный земельный участок". Так, согласно ст. 11 ВдК на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.

Статья 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" признает в качестве объекта концессионного соглашения недвижимое имущество, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов.

Согласно ст. 12 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.


Существует понятие "фактически используемый земельный участок". Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК. Главное отличие этого земельного участка от определения земельного участка в ст. 11.1 заключается в том, что в отношении фактически используемого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет.

Наряду с понятием "земельный участок" используется понятие "единое землепользование". Несколько земельных участков могут быть признаны в качестве единого землепользования. Так, согласно п. 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660, несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению их владельца могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки" ГЗК-1-С.О-05-02-01" предусматривает, что составным земельным участкам присваивается наименование "единое землепользование". Земельным участкам, включаемым в составной земельный участок (единое землепользование), присваиваются следующие наименования. Термин "обособленный участок" используется для обозначения участков, обособленных от других участков, входящих в единое землепользование. Термин "условный участок" - для смежных участков, входящих в единое землепользование и разделяемых между собой условной линией кадастрового деления (п. 6.2.7).

В качестве единого землепользования, например, могут выступать земельные участки под воздушными линиями электропередачи и опорами линий связи. В соответствии с Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 486, обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.


Существуют понятия, которые фактически тождественны понятию "земельный участок". Некоторые виды земель транспорта представляют собой достаточно узкую полосу земли очень большой протяженности, например полосы отвода железных или автомобильных дорог и т.п. Не совсем точно применять термин "земельный участок" в отношении таких земель, учитывая, что их основной отличительный признак - большая протяженность. В отношении данных земель используется термин "полоса отвода".

Наряду с понятием "земельный участок" в законодательстве используется понятие "угодье". Выделяются разные виды угодий. Статья 77 ЗК (см. комментарий) рассматривает сельскохозяйственные угодья как вид земель сельскохозяйственного назначения. В ст. 79 ЗК (см. комментарий) определяются подвиды сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).

Понятие "угодье" в действующем законодательстве отражает вид функционального использования земельного участка, обусловленный его естественными свойствами и наличием на нем определенных природных ресурсов. С помощью использования данного термина уточняется правовой режим отдельных участков земли.

Отличие понятия "угодье" от понятия "земельный участок" заключается в том, что угодье не индивидуализуется путем определения его местоположения и границ в том же порядке, как и земельный участок. Как правило, угодье является частью самостоятельного земельного участка. Поэтому индивидуализация угодья осуществляется путем индивидуализации всего земельного участка.

Очень часто с понятием "земельный участок" корреспондирует понятие "смежный земельный участок". Смежный, т.е. находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу <1>. Правовое значение взаимосвязанного использования этих двух понятий заключается в том, что с их помощью осуществляются индивидуализация земельного участка, постановка участка на кадастровый учет. Так, ст. 36 ЗК (см. комментарий) предусматривает, что границы земельного участка устанавливаются с учетом границ смежных земельных участков (при их наличии).

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999. С. 734.


Следует различать понятия "смежный земельный участок" и "соседний земельный участок". Соседний - расположенный вблизи, рядом с кем-нибудь, чем-нибудь <1>. Нельзя не отметить, что иногда указанные термины используются в законодательстве без учета этого различия. Примером тому может служить ст. 274 ГК, согласно которой собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).


--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 750.


Статья 11.2. Образование земельных участков


Комментарий к статье 11.2


1. Исходя из содержания п. 1 комментируемой статьи, можно определить суть понятия "образование земельного участка". Образование земельного участка представляет собой своеобразную форму распоряжения своим имуществом, в первую очередь собственником земельного участка, которая предусмотрена земельным законодательством. Специфика правового режима земельного участка как недвижимого имущества и объекта природы обусловила закрепление в законодательстве данного понятия и особых способов распоряжения земельной собственностью. Такими способами являются раздел, выдел земельного участка, объединение, перераспределение земельных участков. Необходимо также отметить, что данное понятие применяется также и в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование нового земельного участка или земельных участков - это процедура, осуществляемая по инициативе собственника земельного участка (собственников) или лиц, использующих земельные участки на иных правах, путем раздела, выдела земельного участка, объединения, перераспределения земельных участков, в результате чего создается новый земельный участок (земельные участки), а прежний участок (участки) прекращает свое существование или изменяется.

При этом, естественно, следует иметь в виду, что такие термины, как "образование земельного участка", "прекращение существования земельного участка" и т.п., имеют весьма условный характер. Рассматриваемая процедура касается изменения территориальных границ участка, а не создания, изменения и т.п. земельного участка как объекта природы, используемого как пространственный территориальный базис.

Понятие "образование земельных участков" следует отличать от понятия "формирование земельных участков", суть которого сформулирована в п. 4 ст. 30 ЗК. Проведение работ по формированию земельного участка включает в себя следующие действия: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы); осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).


Необходимо отметить наиболее важные требования законодательства, которые должны быть соблюдены при осуществлении процедуры образования земельного участка. Так, новый образованный земельный участок должен иметь такое же целевое назначение и разрешенное использование, как и ранее существовавший участок. Образование новых земельных участков возможно по общему правилу с согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых образуются новые земельные участки. Критерии обоснованности осуществления процедуры образования земельного участка закреплены в ст. 11.9 (см. комментарий).

2. Статья 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определяет особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. В случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

В том случае, когда объект недвижимости образуется в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости или объединения объектов недвижимости, представляются только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Данное правило распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно п. 3 ст. 25 названного Закона кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (смежного земельного участка), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (ст. 27 названного Закона).