Файл: ЗК_комм_Крассов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3265

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 5 названного Закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 9 ГсК не допускает принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами <1>.

--------------------------------

<1> Часть 4 ст. 9 ГсК вводится в действие с 1 января 2010 г.


Действует особый порядок перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов. Согласно ст. 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статья 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" закрепляет правило о том, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном данной статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов. Законами субъектов РФ может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков.


Особые правила применяются в случаях перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов для создания туристско-рекреационных особых экономических зон. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы такой зоны является переводом земель из одной категории в другую.

Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривает несколько типов особых экономических зон, одним из которых являются туристско-рекреационные особые экономические зоны. Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ.

На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки для создания такой особой экономической зоны могут относиться к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности (ст. 5 указанного Закона).

Согласно ст. 10 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соответствующим соглашением. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

2. Учитывая особую важность принадлежности земельного участка к соответствующей категории, п. 2 комментируемой статьи предусматривает случаи, когда категория земель должна указываться в актах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в иных документах.


В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся такие сведения об объекте недвижимости, как указание категории земель, к которой отнесен земельный участок.

3. В п. 3 комментируемой статьи установлены правовые последствия несоблюдения требований о порядке перевода земель из одной категории в другую. Нарушение этих требований органом государственной власти или органом местного самоуправления является основанием для признания акта этих органов недействительным.


Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений


Комментарий к статье 9


1. Перечисленные в комментируемой статье полномочия Российской Федерации реализуют соответствующие федеральные органы государственной власти, к компетенции которых действующее законодательство относит вопросы регулирования земельных отношений. Основой осуществления полномочий Российской Федерации в области земельных отношений являются положения Конституции РФ, имеющие принципиальное значение для развития всего земельного законодательства.

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений ЗК относит к числу полномочий Российской Федерации. В концентрированном виде федеральная политика в данной сфере выражается в форме принятия федеральных законов, что прямо предусмотрено в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, т.е. Земельного кодекса РФ.

Установление ограничений прав лиц, использующих земельные участки на различных титулах, также отнесено к компетенции Российской Федерации. Публичные интересы, связанные с обеспечением рационального использования и охраны земель, окружающей среды, определяют необходимость установления ограничений хозяйственной деятельности и использования земель. В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК или иным федеральным законом.

Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности и использования земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий.

Под оборотоспособностью понимается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица). Оборотоспособность - это возможность распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Применительно к сфере земельных отношений оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность их собственников определять юридическую судьбу земельных участков, т.е. распоряжаться ими в пределах, установленных законом - ЗК.


Основное отличие оборотоспособности земельных участков от оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в том, что земельное законодательство устанавливает определенные пределы и ограничения распоряжения земельной собственностью. Ограничения оборотоспособности земельных участков - это также прерогатива федеральных органов государственной власти (см. комментарий к ст. 27 ЗК).

Осуществление ряда функций управления в сфере использования и охраны земель также отнесено к полномочиям Российской Федерации. К ним относится мониторинг земель. Согласно ст. 67 ЗК мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Порядок осуществления мониторинга земель устанавливается Правительством РФ. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846.

К числу важнейших управленческих функций относится государственный земельный контроль. Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, норм, правил и требований по охране и использованию земель всеми организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами (ст. 71 ЗК). Положение о государственном земельном контроле утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689.

Порядок проведения работ по землеустройству регулируется ст. ст. 68 и 69 ЗК и Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве". В ст. 1 названного Закона землеустройство определяется как мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Согласно ст. 70.1 ЗК резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК (см. комментарий), а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, - также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.


На федеральном уровне устанавливается порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, в том числе путем выкупа. Основания изъятия земельных участков установлены в ст. 49 ЗК, а в ст. 55 ЗК - условия и порядок изъятия земельных участков. Кроме того, к компетенции федеральных органов государственной власти непосредственно относится осуществление данной функции в тех случаях, когда возникает необходимость изъять земли для федеральных нужд.

К числу полномочий Российской Федерации ЗК также относит разработку и реализацию федеральных программ по использованию и охране земель. Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных программ, предусмотрены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В частности, ст. 1 названного Закона определяет программу социально-экономического развития РФ как комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Статья 4 данного Закона предусматривает, что прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию.

2. Наряду с указанными выше полномочиями ЗК наделяет Российскую Федерацию правом управлять и распоряжаться теми землями, которые находятся в федеральной собственности (ст. 17 ЗК). Содержание права собственности, независимо от того, какое имущество является объектом права собственности, определено в ст. 209 ГК и сводится к правомочиям владения, пользования и распоряжения, причем объем и содержание этих правомочий имеет определенную специфику.

Правомочие управления всеми землями независимо от того, в чьей собственности они находятся, основано на праве территориального верховенства государства, а право распоряжения землями - на праве собственности Российской Федерации. Исходя из этого вряд ли обосновано наделение Российской Федерации как собственника федеральных земель правомочием управления, что не соответствует основам гражданско-правового регулирования отношений собственности. Это замечание относится также и к полномочиям субъектов РФ, а также органов местного самоуправления (ст. ст. 10 и 11 ЗК).


Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений


Комментарий к статье 10


Полномочия органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно ст. 1 названного Закона в соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется на основе принципов государственной и территориальной целостности Российской Федерации; распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единства системы государственной власти; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.