ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3336
Скачиваний: 1
Обычно земельные отношения возникают по поводу земельного участка. Индивидуализированная часть земли - земельный участок признается гражданским и земельным законодательством недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных вещных прав.
Поскольку земельный участок признан недвижимостью, имуществом, то отношения, возникающие по поводу участка земли, выступающего в такой роли, имеют определенную специфику. Земельный участок - "необычное" имущество, он является природным объектом и природным ресурсом. Общественные отношения, возникающие по поводу земельного участка, являются земельными отношениями - особым видом общественных отношений. Отношения, возникающие по поводу земельного участка как недвижимости, являются земельными отношениями, которые имеют имущественный характер.
Для того чтобы решать вопросы рационального использования земель, обеспечения их охраны, недостаточно регламентировать лишь условия использования и охраны земель, систему прав на землю, порядок их осуществления, оборот земельных участков. Государство организует процесс рационального использования и охраны земельных ресурсов посредством деятельности соответствующих государственных органов, наделенных компетенцией по осуществлению весьма специфических функций в этой области. Земельные отношения имущественного характера тесно переплетаются с земельными отношениями организационного характера, которые также регулируются земельным законодательством.
Земельное законодательство регламентирует содержание деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации рационального использования и охраны земель, реализации соответствующих управленческих функций, например таких, как территориальное планирование использования земель, контроль за использованием и охраной земель и т.д.
2. Земельный кодекс разграничивает сферы действия земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах, об охране окружающей среды и иных отраслей законодательства. Горные, водные, лесные отношения регулируются самостоятельными отраслями законодательства: законодательством о недрах, водным и лесным законодательством. Такое разграничение необходимо для правильного и наиболее эффективного применения этого законодательства. Общественные отношения возникают по поводу определенных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и др., поэтому круг общественных отношений по поводу этих объектов природы не совпадает и, соответственно, существуют различные отрасли законодательства, регулирующие эти отношения.
Принцип раздельного правового регулирования использования и охраны природных ресурсов закреплен лишь в некоторых законодательных актах. Так, Закон РФ "О недрах" в ст. 1 предусматривает, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 1) предусматривает, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Разграничиваются предметы правового регулирования земельного законодательства и законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.
Принцип разграничения сфер действия земельного и водного законодательства не отражен в Водном кодексе РФ. В ст. 4 ВдК говорится лишь о том, что водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВдК.
Объясняется это, видимо, тем, что водное законодательство вторгается в сферу действия земельного законодательства, включая в содержание понятия "поверхностный водный объект" не только поверхностные воды, но и покрытые ими земли в пределах береговой линии (ст. 5 ВдК).
В Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" также прямо не определено соотношение законодательства о животном мире с иными смежными отраслями. Однако в ст. 3 этого Закона достаточно четко определена сфера его действия, собственный предмет регулирования.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не определяет соотношения предмета своего регулирования с земельным, горным и другими отраслями законодательства. В ст. 2 этого Закона говорится лишь, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В ст. 2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" разграничено только законодательство об охране атмосферного воздуха и гражданское законодательство. В этой статье сказано, что имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 3 ЛК имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК, если иное не установлено ЛК, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, т.е. в том числе и нормами земельного законодательства.
В целом в отношении применения норм иного законодательства к регулированию земельных отношений действует следующий принцип. К земельным отношениям нормы других отраслей законодательства применяются в том случае, если эти отношения не урегулированы в земельном законодательстве.
3. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении гражданского и земельного законодательства. Пункт 1 ст. 1 ЗК (см. комментарий) предусматривает, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Суть этого принципа состоит в следующем.
Существуют различия в предметах правового регулирования земельного и гражданского законодательства. Предметом гражданского законодательства являются имущественные отношения, которые представляют собой отношения по поводу имущества, материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Эти отношения основаны на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Отношения, не отвечающие указанным признакам, не регулируются нормами гражданского права.
Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют вопросы права собственности на землю, иных вещных прав на земельные участки, оборота земельных участков, совершения договоров с земельными участками (в незначительной степени) и гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства.
Касаясь указанных вопросов, гражданское законодательство не раскрывает их содержание. В ряде статей ГК имеются бланкетные нормы, определяющие сферу регулирования отношений по поводу земли нормами земельного законодательства.
Пункт 3 ст. 129 ГК относит регулирование особенностей оборота земель к предмету земельного законодательства. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Статья 27 ЗК (п. 1) предусматривает, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и нормами ЗК.
Регулирование сделок с земельными участками, безусловно, сфера гражданского законодательства. Однако и в этой области гражданское законодательство допускает возможность отразить особенности совершения таких сделок в земельном законодательстве.
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 129 ГК). ЗК подтверждает эту норму ГК. Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных ст. 27 ЗК ограничений оборота земельных участков (ст. 52 ЗК).
Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, то эти вопросы регулируются гражданским правом. Однако и в этой области есть своя специфика. Так, при определении размера ущерба, причиненного земле, в ряде случаев применяются специальные методики. Порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями, например, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также в некоторых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земельным законодательством.
Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта и природного ресурса. Это обстоятельство нашло свое выражение в том, что в ГК имеется специальная гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю". Если бы такой специфики не было, то, очевидно, не возникло бы необходимости в такой главе. Это означает, что в рамках только гражданского законодательства не могут быть урегулированы все вопросы права собственности, иных вещных прав на землю и некоторые иные.
Земельное и гражданское законодательство преследуют разные цели. Основная цель гражданского законодательства заключается в том, чтобы путем регулирования отношений принадлежности и присвоенности материальных благ, составляющих предпосылку и результат товарообмена, регулировался сам процесс товарообмена. Для земельного законодательства эта цель, безусловно, имеет важное значение. Регулирование оборота земельных участков - одно из направлений данной отрасли законодательства. Однако она не является главной. Указанная цель в земельном праве рассматривается непосредственно в контексте обеспечения задачи рационального использования и охраны земель.
Функцией гражданского законодательства признается функция самоорганизации и саморегулирования участников гражданского оборота, субъектов имущественных отношений. Реализация этой функции достигается тем, что в гражданском законодательстве содержится минимальное количество запретов и максимум возможных дозволений. Отчасти эта функция присуща и земельному законодательству в части совершения сделок с земельными участками. Саморегулирование земельных отношений осуществляется также на уровне установления сервитутных отношений. Однако никогда земельное законодательство не выполняло такой функции. Отрицательные результаты такой саморегуляции земельных отношений очевидны. Для обеспечения рационального использования земель, их охраны необходимы публичные способы правового регулирования, строгий и эффективный земельный контроль, а не саморегуляция.
Различны принципы правового регулирования, применяемые в гражданском и земельном законодательстве. В гражданском законодательстве доминирующее значение имеет свобода волеизъявления субъектов гражданских правоотношений, закрепляются принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственностью. Пункт 1 ст. 1 ГК предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Иные принципы лежат в основе регулирования земельных отношений. Статья 9 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений. Статья 36 Конституции РФ, рассматриваемая в контексте со ст. 9, предусматривает элементы публично-правового характера регулирования отношений по поводу земли, устанавливая пределы осуществления права собственности на землю.
Особенно важно то, что земельное законодательство исходит из наличия у субъекта права собственности не только права, но и обязанности использовать землю в соответствии с ее целевым назначением (ст. 42 ЗК). Ограниченность земли в пространстве предполагает применение таких принципов, как нормирование площадей земельных участков. Экологические и социальные интересы общества вызывают потребность государственного контроля за использованием и охраной земель, за совершением сделок с землей.
Один из фундаментальных принципов гражданского права - принцип неприкосновенности собственности. Суть этого принципа заключается в том, чтобы собственники имущества имели возможность использовать свое имущество, не опасаясь его изъятия или ограничения использования. Этот же принцип реализуется и в земельном законодательстве, при этом он приобретает несколько иной характер. Изъятие имущества, земельных участков как в гражданском, так и в земельном законодательстве - исключительные случаи. В этом отношении имеется совершенно очевидное сходство. Однако в земельном законодательстве применялась еще до принятия ГК и применяется не имеющая аналогов в других отраслях законодательства процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обусловленная исключительно публичными интересами. Эта процедура должна гарантировать максимально возможное соблюдение интересов частных земельных собственников при изъятии у них земель.