Файл: ЗК_комм_Крассов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3327

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 7. Состав земель в Российской Федерации


Комментарий к статье 7


1. Все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Вследствие различия природных, климатических и иных условий земли имеют разное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют неодинаковое экономическое и социальное значение в жизни общества. Применительно к некоторым землям на первый план выходит их значение для охраны окружающей среды. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.

В основе выделения почти всех категорий земель лежит их целевое назначение (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК). Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым, с тем чтобы правильно организовать процесс их использования. Что касается земель населенных пунктов, то они выделяются в качестве самостоятельной категории земель в зависимости от их функционального, а не целевого назначения, поскольку в их составе есть земли, используемые в самых разных целях. Земли запаса - категория земель, целевое назначение которой не определено. Закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, земельное законодательство связывает его с учетом трех основных факторов: природных, социальных и экономических.

Статья 7 ЗК выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли могут использоваться в качестве средства производства или как пространственный территориальный базис. Поэтому они делятся на две основные группы. Все категории земель, кроме земель запаса, так как их целевое назначение не определено, могут быть отнесены к соответствующей группе. Как средство производства преимущественно используются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Иные категории земель преимущественно используются в качестве пространственного базиса. Земли особо охраняемых территорий и объектов могут выполнять функцию как средства производства, так и пространственного территориального базиса.

Не существует какой-либо иерархической подчиненности одних категорий земель по отношению к другим. Действует принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Причем установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК).


Существующий правовой режим категорий и видов земель в ряде случаев можно назвать коллизионным. Нередко возникают проблемы, связанные с решением вопроса о том, правовой режим какой именно категории земель следует применять в отношении некоторых земель. Приведем некоторые примеры.

Так, не урегулирован в законодательстве правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земельное законодательство не регламентирует режим указанных земель, ограничиваясь самыми общими формулировками ст. 78 ЗК: земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Между тем целевое использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, прямо противоположно целевому использованию сельскохозяйственных угодий. Эти земли используются только как пространственный территориальный базис, а не как средство производства.

Пункт 1 ст. 79 ЗК подразделил сельскохозяйственные угодья на пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), однако различия в их правовом режиме не отражены в земельном законодательстве.

Существует противоречие содержания ст. 78 ЗК, которая определяет цели использования земель сельскохозяйственного назначения, и ст. 81 ЗК, допускающей возможность предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, также и для дачного строительства. Возникает вопрос: как совместить целевое использование земель для дачного строительства с целевым назначением земель сельскохозяйственного назначения, и прежде всего сельскохозяйственных угодий?

Земли населенных пунктов согласно ст. 85 ЗК и нормам градостроительного законодательства подразделяются на территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные территориальные зоны. Эти зоны фактически имеют правовой режим, аналогичный правовому режиму соответствующих категорий земель. В то же время это земли населенных пунктов. По существу, к указанным зонам применяется двойной правовой режим. Эта коллизия разрешена в ЗК только по отношению к зонам особо охраняемых территорий. Так, согласно п. 10 ст. 85 ЗК земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. ст. 94 - 100 ЗК в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов.


Двойной правовой режим имеют земельные участки, на которых расположены гидроэлектростанции. Статья 89 ЗК признает землями энергетики земельные участки для размещения гидроэлектростанций. Однако ст. 102 ЗК относит к землям водного фонда земли, выделяемые для гидротехнических сооружений. Земли водного фонда могут использоваться для энергетических нужд при соблюдении установленных требований.

Отнюдь не однороден правовой режим земель обороны. Целевое использование этих земель вовсе не ограничивается теми целями, которые перечислены в п. 2 ст. 93 ЗК. Для обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий) и других целей.

В то же время на больших площадях земель обороны произрастают леса, и эти земли могут использоваться для лесохозяйственных целей. Таким образом, на эти земли также распространяется правовой режим земель лесного фонда.

Земли обороны и безопасности могут использоваться для ведения сельского хозяйства и в иных целях. В соответствии с п. 5 ст. 93 ЗК исполнительные органы государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов также не имеют однозначно одинакового правового режима. Правовой режим этих земель накладывается на правовой режим практически всех имеющихся категорий земель в пределах границ территорий, объявленных лечебно-оздоровительными местностями и курортами.

Двойной правовой режим имеют учебно-туристические тропы и трассы, которые ст. 98 ЗК рассматривает как земли рекреационного назначения. Они могут располагаться на землях, отнесенных к самым разным категориям земель. Поэтому использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов. В этом случае указанные земельные участки не изымаются из использования. Однако на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о том, как определяется правовой режим земель.

Понятие "правовой режим земель" имеет принципиальное значение для того, чтобы уяснить те правовые средства, с помощью которых земельное законодательство регулирует широкий спектр земельных отношений. Использование данной правовой категории позволяет выявить сущность всего земельного права, поскольку именно понятие "правовой режим земель" отражает особый характер правового регулирования использования и охраны земель, определяет земельный правопорядок в стране.


Содержание данного понятия имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Суть правового режима конкретного земельного участка чрезвычайно важна для его собственника, владельца, пользователя или арендатора. Лицо, использующее земельный участок, по вполне понятным причинам должно знать, какими правами на него оно обладает, какие обязанности на него возлагаются.

В ЗК предпринята попытка определить понятие "правовой режим земель" путем указания на те правовые средства, с помощью которых формируется правовой режим земель.

Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Практически аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 7 ЗК, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Подпункт 10 п. 1 ст. 1 ЗК закрепляет принцип обеспечения дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Эти правовые нормы частично раскрывают суть понятия "правовой режим земель". Однако, во-первых, закрепленное в ЗК понятие правового режима земель характеризует только правовые способы определения содержания данного понятия, оно не касается тех элементов, из которых складывается содержание правового режима земель.

Во-вторых, выраженное в ЗК представление о правовом режиме земель не имеет общего характера, оно неприменимо ко всем категориям земель. Это объясняется тем, что разрешенное использование земельного участка определяется в результате территориального зонирования (градостроительного зонирования), проводится главным образом на землях населенных пунктов и в некоторых иных случаях.

В-третьих, указанное представление о правовом режиме земель не охватывает всех способов правового характера, с помощью которых обеспечивается установление соответствующего правового режима земель. В ЗК говорится только о делении земель на категории, зонировании территории и разрешенном использовании. Между тем имеются иные важные и реально применяемые средства определения правового режима земель: установление ограничений прав на земельный участок и публичные сервитуты. Частный сервитут не может рассматриваться как элемент правового режима земель, поскольку он устанавливается в зависимости от сложившихся условий использования земельных участков в конкретной ситуации. Публичные сервитуты обычно устанавливаются в зависимости от условий использования соответствующих категорий земель, предусмотренных в законодательстве.


В земельном законодательстве применяются следующие способы определения правового режима земель: деление земель на категории, о которых говорилось выше; территориальное зонирование; установление ограничений земельных прав (ст. 56 ЗК) и публичные сервитуты (ст. 23 ЗК).

Термин "зонирование" весьма широко используется в нашем законодательстве. Однако четкого понимания того, что представляет собой зонирование как правовой инструмент, с помощью которого решаются задачи регулирования использования земель, в теории земельного права и законодательстве пока еще нет. Территориальное зонирование в самом примитивном виде было заимствовано из зарубежного опыта. В США - родине зонирования и в ряде стран этот правовой инструмент аналогичен в целом делению земель на категории - способу определения правового режима земель, применяемому в нашей стране. Реально практика зонирования еще не получила повсеместного распространения.

В ЗК используется термин "зонирование территорий", которое применяется в основном на землях населенных пунктов. Территория населенного пункта делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления - правилами землепользования и застройки.

Нормы земельного законодательства о зонировании развиты в ГсК. Однако в нем использован термин "градостроительное зонирование", а не "зонирование территорий". Так, согласно ст. 1 ГсК градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В результате территориального зонирования принимаются правила землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 ГсК).

На основании зонирования территорий (градостроительного зонирования) определяется разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости.