Файл: ЗК_комм_Крассов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как установлено в ст. 49 названного Закона, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности выявленного объекта. Принципиально важным является норма о том, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности.

Согласно ст. 52 Закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом установленных требований, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением законодательства об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

В отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр и находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, в целях обеспечения сохранности и использования данного объекта и соблюдения прав и законных интересов граждан Правительством РФ могут быть установлены ограничения при использовании данного объекта культурного наследия либо данного участка или водного объекта.

В случае несогласия физического или юридического лица с введением установленных ограничений при использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, физическое или юридическое лицо может обжаловать такое решение в суд.

В Законе определен правовой режим историко-культурных заповедников. Так, в отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам. Историко-культурные заповедники могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения.


В соответствии со ст. 58 названного Закона граница историко-культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница. Граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места. Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта РФ, определенным законом субъекта РФ, на территории которого располагается данный заповедник. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом субъекта РФ. Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

Правовой режим земель исторического поселения заключается в следующем. Историческим поселением является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов РФ, их вклада в мировую цивилизацию.

В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка; застройка; композиция; природный ландшафт; археологический слой; соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными); объемно-пространственная структура; фрагментарное и руинированное градостроительное наследие; форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами; соотношение с природным и созданным человеком окружением различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.

Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения. В интересах обеспечения сохранности объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих собой историко-культурную ценность или имеющих природоохранное, рекреационное или оздоровительное значение, в историческом поселении градостроительная деятельность подлежит особому регулированию.



Статья 100. Особо ценные земли


Комментарий к статье 100


Комментируемая статья признает особо ценными земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

Особенность правового режима этих земель заключается в том, что на лиц, использующих земельные участки, на которых находятся такие объекты, возлагается обязанность их сохранения.

Наиболее четко правовой режим земель, на которых обитают или произрастают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира и растения, занесенные в Красную книгу, установлен в тех случаях, когда на них обитают или произрастают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира и растения. В соответствии со ст. 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Действует Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации". Красная книга РФ ведется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В ее основе лежат систематически обновляемые данные о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ - это официальный документ, содержащий свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ. Приказом Госкомэкологии России от 3 октября 1997 г. N 419-а утвержден Порядок ведения Красной книги Российской Федерации. Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13.


Особо ценными землями могут быть признаны земельные участки с редкими и находящимися под угрозой исчезновения почвами. Согласно ст. 62 Федерального закона "Об охране окружающей среды" редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством. В целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и красные книги почв субъектов РФ, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяются законодательством.


Глава XVIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ

ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА


Статья 101. Земли лесного фонда


Комментарий к статье 101


1. Главное целевое назначение земель лесного фонда - использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Такой вывод следует из определения данной категории земель, закрепленного в комментируемой статье.

Правовой режим этих земель закрепляется в земельном и лесном законодательстве. Однако лесное законодательство в отличие от земельного законодательства принципиально меняет целевое назначение данной категории земель, допуская их использование в качестве пространственного территориального базиса в разнообразных целях.

Существует два отличительных признака, на которых основано понятие земель лесного фонда. Первый признак - наличие или отсутствие на данных землях лесной растительности.

Согласно ст. 6 ЛК леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесное законодательство, естественно, признает наличие лесов на землях лесного фонда. Однако комментируемая статья связывает определение земель лесного фонда не с наличием на этих землях лесов, а с наличием лесной растительности. Сейчас отсутствует законодательное определение понятия "лесная растительность".

В то же время в ЛК используется термин "лесные насаждения", к которым относятся деревья, кустарники и лианы в лесах (ч. 1 ст. 16). "Лесная растительность" и "лесные насаждения" - это разные понятия. Первое понятие значительно шире второго. Юридическое понятие "лесная растительность" должно было бы включать в себя совокупность растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников, грибов и т.д.).

Второй признак заключается в том, что на землях лесного фонда должны расти леса, которые составляют лесной фонд. Однако в ЛК нет понятия лесного фонда.

Земли лесного фонда подразделяются на лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).


Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением указанных видов земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки земель лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.

Нелесные земли - это земли, которые не заняты лесами и не предназначены для их выращивания. Целевое назначение этих земель заключается в использовании их для обслуживания нужд лесного хозяйства: устройства просек, прокладки дорог и т.д. и т.п.

Действует определенный порядок признания лесных земель, покрытых лесной растительностью, в качестве таковых. Во-первых, землями, покрытыми лесной растительностью, признаются те земли, на которых произрастает естественная лесная растительность, отвечающая соответствующим признакам. Так, согласно п. 5.1.2.1 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265, к таким землям относятся, в частности, земли, занятые молодняками древесных пород с полнотой 0,4 и выше, древостоями других групп возраста с полнотой 0,3 и выше и некоторые другие.

Во-вторых, землями, покрытыми лесной растительностью, признаются участки лесных культур, созданных путем посадки или посева древесных пород, переведенные в установленном порядке в земли, покрытые лесной растительностью, после достижения ими нормативных таксационных показателей. Перевод лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью, осуществляется в результате аттестации законченных лесохозяйственных объектов. Действует Положение об аттестации (приемке) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг, утвержденное Рослесхозом 6 мая 1994 г. Целью аттестации является оценка соответствия законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг требованиям нормативно-технической документации (стандартам, техническим условиям, наставлениям, инструкциям, правилам и т.д.), проектной документации и в конечном итоге выдача заключения о готовности объектов. К числу лесохозяйственных объектов относятся лесные культуры, переводимые в земли, покрытые лесной растительностью. По результатам аттестации оформляется акт аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг. Таким образом, существует порядок признания растительности, произрастающей на некоторых категориях земель, в качестве леса. Кроме того, условием признания лесов как таковых является включение сведений о них в государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК).

Статья 6 ЛК признает, что леса могут находиться не только на землях лесного фонда, но и на землях других категорий. Из содержания ч. 3 ст. 23 ЛК следует, что леса располагаются также на землях обороны и безопасности, на землях поселений (городские леса) и на землях особо охраняемых природных территорий. Кроме того, леса могут произрастать и на других землях (ч. 2 ст. 102 ЛК).