Файл: ЗК_комм_Болтанова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1868

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Исходя из положений п. 2 комментируемой статьи пределы ограничений права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены только федеральными законами.


Глава VIII. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ

УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД


Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков


Комментарий к статье 57


1. Любой правообладатель земельного участка (землепользователь, землевладелец и арендатор), у которого тот был изъят для государственных или муниципальных нужд либо подвергался ограниченному пользованию, имеет право на полное возмещение возникающих в результате указанных действий убытков и потерь, если законом или договором не предусмотрено иное (см. ст. 15 ГК). Возмещению подлежат реальный ущерб в имуществе и упущенная выгода.

В решении вопроса об изъятии земельного участка имеют право участвовать граждане, общественные и религиозные организации, интересы которых затрагиваются (подробнее см. п. 3 ст. 31 ЗК), а органы местного самоуправления обязаны информировать указанные субъекты земельных отношений и учитывать их мнение. Такое изъятие должно основываться на документах территориального планирования либо предусмотренных непосредственно федеральным законом.

Земельный участок может быть:

а) изъят для государственных или муниципальных нужд (например, для прокладки путей сообщения, строительства пятого транспортного кольца вокруг Москвы может потребоваться изъятие земельных участков, на которых построены гаражи, расположены садоводческие и огороднические товарищества, частично населенные пункты и земли сельхозназначения и др.);

б) изъят в связи с изменением целевого назначения земельного участка без согласования с правообладателем. Такое возможно при длительном фактическом использовании земельного массива в других целях с разрешения органов местного самоуправления, которые в последующем могут ходатайствовать об изменении категории земли ввиду нецелесообразности иметь его в прежней категории. В этом случае необходимо руководствоваться положениями ФЗ о переводе земель из одной категории в другую;

в) изъят временно, как, например, в случае реквизиции, которая допускается лишь при чрезвычайных обстоятельствах;

г) занят временно в связи с необходимостью проведения иными лицами газопровода, линий электропередач и др. Срок изъятия должен оговариваться в письменном соглашении сторон, а возникающие при этом убытки - возмещаться предварительно с уточнением их после освобождения земельных участков.


2. Убытки при изъятии возмещаются лицами, в чьих интересах совершаются соответствующие действия. Если изъят участок, находившийся в общем владении нескольких лиц, как правило, у наследников, то возмещение происходит пропорционально правам на земельный участок.

Порядок возмещения убытков регулируется Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262.

Убытки могут возникнуть по различным причинам как в результате изъятия земельного участка, так и после приобретения в результате ухудшения его качества деятельностью расположенного поблизости предприятия, нарушающего санитарные, экологические нормы. Возмещение убытков, причиненных ухудшением качества земель, производится за счет средств виновного лица.

При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд средства для возмещения убытков выделяются из соответствующего бюджета либо пропорционально доле участия в бизнесе, если изъятие земли производится с целью предоставления акционерному обществу. Пленум ВАС РФ в Постановлении N 11 уточнил, что под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК и п. 4 ст. 63 ЗК включается рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п. 28). Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный участок (п. 4 ст. 63 ЗК). Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК устанавливается в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3813).

Собственник земельного участка при реквизиции вправе требовать по своему усмотрению возмещения рыночной стоимости реквизированного участка или предоставления равноценного земельного участка с учетом стоимости, места расположения, коммуникаций и наличия подъездных путей и др., а также иного причиненного реквизицией реального ущерба и упущенной выгоды, а в случае прекращения обстоятельств, послуживших основанием реквизиции, то возврата в натуре (подробно см. п. п. 1, 4 ст. 51 ЗК).


3. На Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, находящееся в ведении Минэкономразвития России, возложены функции по осуществлению государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель (см. п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"). Его органы на местах осуществляют государственный контроль за: соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства, целевого использования земельных участков, своевременной рекультивации нарушенных земель; восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель, проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель. В необходимых случаях на основании заключений должностных лиц в органы местного самоуправления вносят предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков. Субъекты прав могут обращаться в суд к лицам, причинившим ущерб.


Статья 58. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.


Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ

ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ


Статья 59. Признание права на земельный участок


Комментарий к статье 59


Земельный участок, являясь объектом гражданских прав, может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (продажа, дарение, залог и др.), если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте (см. ст. 129 ГК). Права на земельный участок, приобретенные одним из указанных способов, а также в случаях предоставления в бессрочное пользование не могут быть нарушены, однако если это произошло, то подлежит защите.

Один из способов защиты гражданских (имущественных) прав, предусмотренный ст. 12 ГК, - это признание права, что распространяется и на права владельцев земельных участков. Конституцией гарантируется защита не только прав собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком. В случае спора признание субъективного гражданского права происходит в судебном порядке. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право на землю или сделки с землей, возникшие на основании решений суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда, являются основанием для регистрации их уполномоченным органом в порядке ст. 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость".


Ограничение права пользования и владения земельным участком возможно только при наличии оснований, предусмотренных ст. 56 ЗК и федеральными законами. Оно устанавливается актами органов власти и органов местного самоуправления и отражается в регистрационных документах. В иных случаях ограничения недопустимы.


Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения


Комментарий к статье 60


1. Данная норма повторяет способы защиты гражданских прав, указанные в ст. 12 ГК, как применимые к земельным отношениям. Нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено в судебном порядке, в соответствии с нормами ГПК и АПК путем признания акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным, в случае ущемления прав или законных интересов собственников, пользователей и владельцев, арендаторов земельных участков либо принятия их с нарушением норм материального права. По просьбе гражданина или по своей инициативе судом может быть приостановлено исполнение обжалуемого решения либо запрещена деятельность строительных организаций, геодезических, мелиоративных и других работ, причинивших вред или создающих опасность причинения такого вреда в будущем.

Защита нарушенных прав осуществляется на основании Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст. 46 Конституции. Обжалованию подлежат как действия, так и бездействия органов и их должностных лиц, если они нарушают права на объект земельных отношений. Нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено и в административном порядке. Так, гражданин, чей участок оказался частично занят владельцем соседнего земельного участка, или гражданин, которому чинятся препятствия в пользовании подъездными путями, находящимися в общем пользовании, может обратиться по выбору как в суд, так и в органы местного самоуправления, которые могут вынести административное предписание о восстановлении границ либо освобождении захваченного земельного участка.

2. Действия, нарушающие требования земельного законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях, об обороте земель, экологических требованиях при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель и др., также могут быть приостановлены и пресечены предписаниями органов исполнительной власти, осуществляющими государственное управление или контроль в указанных областях (см. комментарий к ст. 71 ЗК; ГрК; Положение о государственном земельном контроле, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689).



Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления


Комментарий к статье 61


1. Обжалование в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, а также нормативных актов, не соответствующих закону в сфере землепользования, предусмотрено ст. 46 Конституции, Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, ГПК и АПК. Оспаривание нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, в судах общей юрисдикции осуществляется по правилам гл. 24 ГПК (ст. ст. 251 - 253), а ненормативных (индивидуальных) актов - по правилам гл. 25 ГПК (ст. ст. 254 - 258). При этом обжалованию подлежат как единоличные, так и коллегиальные акты и действия.

В арбитражных судах оспариваются нормативные и ненормативные акты органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающие земельные права и интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (см. ст. 29 АПК). Рассматривается указанная категория споров в соответствии с гл. 23 и 24 АПК.

КС РФ могут также разрешаться споры о конституционности нормативных актов, регулирующих использование и охрану земель, на предмет соответствия Конституции. Особенностью признания нормативного правового акта не соответствующим Конституции, закону либо большему по силе акту является признание его недействующим с момента вынесения решения.

Признание ненормативного акта недействительным влечет распространение последствий негативных действий акта в части возмещения вреда (см. ст. 1069 ГК). Другая особенность - это возложение на орган, принявший акт, бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Вред (при наличии вины этих органов) возмещается соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Иски и жалобы о признании ненормативных актов недействительными довольно разнообразны. Требования, как правило, сводятся к незаконному отказу в предоставлении земельного участка в аренду, незаконному изъятию земельного участка, об отводе принадлежащего истцу земельного участка другому лицу, о наложении штрафов за земельные правонарушения, о цене выкупа земельных участков, о понуждении граждан к заключению сделок и оплате действий, не соответствующих земельному законодательству РФ.

2. О возмещении убытков, причиненных землевладельцу изданием незаконного акта государственного органа, подробнее см. комментарий к ст. 62.