ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1942
Скачиваний: 2
Перечень земель специального назначения не является закрытым. Содержание термина "земли иного специального назначения" в законе не раскрыто. Вероятно, сюда можно отнести земельные участки, используемые для захоронения ядерных и иных отходов, рекреационные земли, земельные участки, выделяемые для развития производственной или иной деятельности новых отраслей промышленности. Порядок проведения зонирования территорий по видам использования устанавливается федеральными законами с учетом законодательного регулирования данной категории земель (см. комментарий к ст. ст. 88 - 93).
2. В целях обеспечения безопасности населения при эксплуатации объектов промышленности, энергетики и др. в соответствии с поставленными задачами на землях промышленности и иного специального назначения существуют охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Охранные зоны не изымаются из оборота и могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Однако использование этих земельных участков правообладателями ограничивается особыми требованиями, обусловленными целями и задачами предназначения этих зон (см. комментарий к ст. 56). Охранные зоны подразделяются на: а) постоянно охраняемые - защитную, которая предназначена для ядерных объектов; б) внутреннюю зону, расположенную в защитной зоне; в) особо важную зону, находящуюся во внутренней; г) зоны ограниченного доступа, где нет ядерных установок; д) иные зоны.
3. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции, являются федеральной собственностью и не могут находиться в собственности граждан: они либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК).
Из земель обороны, например, изъяты из оборота земельные участки под объектами недвижимости, постоянно используемыми любыми войсковыми частями и формированиями, организациями ФСБ, ИТУ и ЛТП Минюста России и МВД России для осуществления своей деятельности, а также земельные участки под объектами атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, участки воинских захоронений, захоронений ядерных отходов.
Ограниченными в обороте являются, например, земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, связи, для производства ядовитых веществ, наркотических средств, расположенные под объектами космической инфраструктуры, гидротехнических сооружений, земельные участки, подвергшиеся деградации.
4. В п. 5 комментируемой статьи определяются полномочия субъектов государственной и муниципальной власти по установлению порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения. В зависимости от формы земельной собственности эти полномочия возложены на Правительство РФ (по федеральным землям), на органы исполнительной власти субъектов Федерации (если земли находятся в собственности субъекта Федерации) и органы местного самоуправления (в отношении муниципальных земель), что согласуется с положениями ст. ст. 8 - 11 ЗК.
6. Земли промышленности и иного специального назначения могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на определенный срок либо по договору аренды для сельскохозяйственного производства и иного использования. Порядок передачи предусмотрен ст. 24 ЗК.
Статья 88. Земли промышленности
Комментарий к статье 88
1. Землями промышленности необходимо признавать только те земельные участки, которые предназначены для размещения указанных в ст. 87 объектов, безотносительно к тому, кто является обладателем прав на них, - юридические или физические лица. Земли могут быть предоставлены в собственность всем участникам земельно-правовых отношений, если не изъяты из оборота (см. комментарий к ст. ст. 27, 87 ЗК, ст. 129 ГК). Основания возникновения прав и отведение земель под указанную категорию определяются гл. 17 ГК, ст. 25 и гл. 3 - 4 ЗК.
2. В п. 2 комментируемой статьи конкретизирована цель предоставления земельных участков из земель промышленности - для размещения и эксплуатации различных объектов промышленности, обеспечивающих деятельность организаций и эксплуатации объектов промышленности, но дан не полный перечень этих объектов. Это производственные и административные здания, объекты обслуживания предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности, фабрик, заводов, шахт, рудников, карьеров, объектов транспортной инфраструктуры и др.
В целях обеспечения безопасности населения и создания условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов специальными нормативными актами (положением) может устанавливаться правовой режим санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности, принимаемыми для каждой учреждаемой зоны. К примеру, правовой режим санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг ядерных установок определен ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552), а зон воздействия вокруг предприятий - Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно- территориальном образовании" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915). Границы таких зон должны быть обозначены специальными межевыми знаками. Земельные участки в пределах таких зон не изымаются у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, но на них вводится ограниченный режим землепользования.
3. Земли для размещения указанных объектов следует выбирать из земель, не пригодных для сельского хозяйства. Отсутствует нормативное определение площади отвода земельных участков из земель промышленности, поэтому размеры земельных участков определяются исходя из необходимости и утвержденных в установленном порядке норм либо проектно-технической документацией. СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий" (см. Минстрой России. ГПЦПП. М., 1994) в п. 2.2 содержит лишь расплывчатую формулировку о том, что предприятия и промышленные узлы надлежит размещать на территории, предусмотренной схемой или проектом районной планировки, генеральным планом города или другого населенного пункта, проектом планировки промышленного района; ГрК требует лишь отображения границ земель промышленности на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах существующих и планируемых (см. п. 4 ч. 6 ст. 23 ГрК). Совокупность земель промышленности с размещенными на них промышленными объектами образуют промышленные зоны. По статистическим данным площадь земель промышленности составляет примерно 1,07% площади всех земель.
4. Существуют особенности отвода земель горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. С использованием этих земель связано возникновение различных экологических проблем: загрязнение опасными химическими веществами в процессе обычной эксплуатации предприятий и в результате аварийных ситуаций, загрязнение, захламление их твердыми отходами, нарушения ландшафтных характеристик земель.
Заключаются требования отвода в том, что земельные участки предоставляются после оформления горного отвода, который является составной частью лицензии на пользование недрами. Горный отвод осуществляется в соответствии с Законом РФ "О недрах" в порядке, установленном Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых от 31.12.1997 (утв. Приказом Минприроды России от 07.02.1998 N 56 и Госгортехнадзора России от 31.12.1997 N 58) (БНА ФОИВ. 1998. N 7). Также необходимо предоставление утвержденного проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Недропользователь обязан привести земельные участки, нарушенные при пользовании, в прежнее состояние. Использование особо ценных продуктивных земель допускается только после использования других сельскохозяйственных угодий в границах горного отвода.
Статья 89. Земли энергетики
Комментарий к статье 89
1. Данная норма дает понятие земель энергетики и устанавливает правовые основы использования ее для обеспечения деятельности всей отрасли. Основания предоставления земли организациям энергетики предусмотрены ст. ст. 15, 20 - 24 ЗК. Режим и порядок использования атомной энергии, полномочия по размещению объектов и отводу земельных участков под эти цели установлены помимо ЗК также ФЗ "Об использовании атомной энергии", Законом РФ "О недрах", другими правовыми актами и положениями. Решения о месте размещения и сооружения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на территории ЗАТО принимают совместно Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ, а о месте размещения и сооружения иных радиационных источников - органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей организации на основании заключений государственной экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями. Значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота (см. комментарий к ст. 27).
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит перечень объектов энергетики, для которых предоставляются земельные участки. К ним относятся предприятия, вырабатывающие электричество, атомную и ядерную энергию, места их хранения, а также объекты обслуживания этих сооружений. Обеспечение безопасности деятельности указанных объектов регулируется Постановлением Госатомнадзора России N 2, Госгортехнадзора России от 19.06.2003 N 99 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии" (НП-044-03 // БНА ФОИВ. 2003. N 49); Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 26.03.1984 N 255, и другими нормативными актами.
Так, в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, действующими на всей территории России, для обеспечения нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхности, прокладываются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.
Охранная зона воздушных линий электропередач (ВЛ) 500 кВ - это земельный участок и воздушное пространство, ограниченное вертикальными плоскостями, проходящими вдоль ВЛ на расстоянии от крайних проводов по обе стороны: например, для ВЛ 35 кВ минимально допустимое расстояние от крайних проводов составляет 15 метров, для ВЛ 110 кВ - 20 метров, для 220 кВ - 25 метров. Минимально допустимое расстояние до токоведущих частей ВЛ 500 кВ составляет 9 метров.
3. Электричество передается зачастую на другие объекты по воздушным линиям, размещенным, как правило, на опорах на множестве небольших земельных участков, которые включаются в состав земель энергетики. Правила определения размеров участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 N 486 (СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3276), устанавливают размеры обособленных земельных участков, предназначенных для установки опор воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети. На таких земельных участках могут устанавливаться охранные зоны. Минимальный размер обособленного земельного участка зависит от размера поперечного сечения опоры на уровне поверхности земли, площадки, необходимой для устойчивого закрепления опоры в земле с учетом несущей способности грунта, и др. Конкретный размер земельного участка, предоставляемого хозяйствующему субъекту в целях проведения воздушных линий электропередач и его обслуживания, представляет собой полосы земли шириной, зависящей от силы напряжения. Данная полоса является одновременно охранной зоной электрических сетей, и ее размер определяется проектно-сметной документацией. Энергетики должны иметь беспрепятственный доступ к объектам сетей для их ремонта и технического обслуживания.
Статья 90. Земли транспорта
Комментарий к статье 90
1. В п. 1 комментируемой нормы содержится перечень основных объектов транспортной системы страны, для обеспечения деятельности которых предоставляются земли, и посредством этого дается определение понятия земель транспорта. Правовой режим земель транспорта регулируется ЗК, федеральными и региональными законами в зависимости от вида и назначения транспорта: автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта.
Пункты 2 - 6 комментируемой статьи определяют основы правового режима различных видов земель.
2. Пункт 2 посвящен землям железнодорожного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут представляться земельные участки для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений и т.д.; установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Эти земли должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (см. ст. ст. 2, 9 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169).
Земельные участки вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (РЖД) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В уставный капитал РЖД (единого хозяйствующего субъекта) не подлежат внесению земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с российским законодательством. Единый хозяйствующий субъект без согласия Правительства РФ не вправе передавать в залог, а также продавать и иным влекущим за собой переход права собственности образом распоряжаться находящимся в его собственности имуществом - малоинтенсивными железнодорожными линиями, участками и станциями со всеми расположенными на них сооружениями, а также земельными участками, на которых размещены указанные объекты (за исключением малоинтенсивных железнодорожных линий, участков и станций, имеющих оборонное значение). Порядок распоряжения указанным в комментируемом пункте имуществом определяется Правительством РФ.
Размеры земельных участков, предоставляемых под объекты железнодорожного транспорта, определяются проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, поскольку нормы предоставления отвода земель для железных дорог не менялись с 1997 г. Полосой отвода железных дорог являются прилегающие к железнодорожным путям земельные участки, использование которых определяют Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385). Полоса отвода используется для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.