Файл: ЗК_комм_Боголюбов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3821

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Комментируемая норма п. 2 определяет адресата получения средств от возмещения убытков. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к которым относятся землепользователи, землевладельцы и арендаторы, могут получать возмещение только при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Правом на возмещение иных убытков, в том числе при ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, обладают только собственники земельных участков. Таким образом, четко отграничиваются гарантии на возмещение убытков собственников земельных участков и вторичных землепользователей. Собственники земельных участков согласно комментируемой статье лишены права на компенсацию при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, так как для собственников предусмотрен специальный порядок компенсации, рассмотренный в комментарии к п. 1 данной статьи. Во всех иных случаях убытки возмещаются непосредственно собственнику, вне зависимости от того, самостоятельно ли собственник использует земельный участок или передал его во вторичное использование. Вызвано это тем, что убытки по основаниям, указанным в подп. 2 - 4 п. 1 комментируемой статьи, причиняются прежде всего имущественным правам на земельный участок именно собственника, а не вторичных землепользователей.

Вторичные землепользователи при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд имеют право на возмещение их затрат, понесенных в связи с использованием земельного участка. Стоимость самого участка, разумеется, должна компенсироваться непосредственно собственнику земельного участка. Собственник же участка имеет право не только на получение рыночной стоимости земельного участка при его изъятии, но и на возмещение убытков, причиненных как непосредственно свойствам, так и правовому статусу земельного участка.

В то же время п. 2 комментируемой статьи не разрешает ситуацию, когда убытки могут быть причинены и собственнику земельного участка, и вторичному землепользователю. Например, если убытки причинены земельному участку, находящемуся в частной собственности и переданному на праве аренды. В этом случае убытки, особенно в виде упущенной выгоды, могут возникнуть как у собственника, так и у арендатора. Толкование нормы позволяет сделать вывод о том, что собственнику земельного участка убытки должны быть возмещены по правилам комментируемой статьи, а арендатор вправе требовать возмещения убытков по правилам гражданского законодательства. Также нормы гражданского права должны быть применены при пропорциональном возмещении убытков, если земельный участок находится в общей собственности.


3. Обязанность по возмещению убытков возлагается либо на лицо, которое причинило убытки, либо на лицо, в чьих интересах произошло действие, повлекшее причинение ущерба.

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд возмещение убытков напрямую зависит от того, кто будет осуществлять удовлетворение этих нужд. Если земельные участки предоставляются государственным (муниципальным) организациям (унитарным предприятиям, учреждениям), данные организации должны возмещать убытки за счет собственных средств, если на это не выделены отдельные бюджетные средства. Однако зачастую государственные или муниципальные нужды обеспечиваются негосударственными, в том числе коммерческими, организациями. Например, при реализации государственной программы развития топливно-заправочной сети региона строительство и эксплуатация автозаправочных станций осуществляются частными компаниями. В подобных случаях убытки должны возмещаться за счет средств указанных организаций.

В случае причинения убытков вследствие ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, временного занятия земельных участков, ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков убытки возмещаются виновным лицом либо лицом, в чьих интересах данное действие было произведено.

4. Пункт 4 ст. 57 ЗК определяет срок расчетов размеров возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков. Вне зависимости от вида права на земельный участок и вида убытков устанавливается императив, согласно которому оценка имущества лиц, использующих земельный участок, осуществляется с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Это не значит, что принятие соответствующего решения должно предваряться процедурой определения стоимости имущества собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Основное значение данной нормы в том, чтобы позволить лицу, в чьих интересах были причинены убытки, либо лицу, причинившему ущерб, определить фиксированный размер компенсации. Поскольку реализация отдельных актов (например, акта об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) занимает достаточно длительное время, определение размера компенсации на момент изъятия участка может значительно увеличить сумму выплаты. Таким образом, комментируемая норма не позволяет собственникам земельных участков и вторичным землепользователям произвольно влиять на размер компенсации.


5. Согласно п. 5 комментируемой статьи порядок возмещения убытков устанавливается Правительством РФ. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.


Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России <1> по согласованию с Минэкономразвития России.


--------------------------------

<1> Примеч. ред.: в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).


Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.


Статья 58. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.



Комментарий к статье 58


1. Потери сельскохозяйственного производства представляют собой самостоятельный вид убытков, которые причиняются земельным участкам, используемым в качестве средства производства. Для данных земель основное значение имеют естественные качественные характеристики (прежде всего плодородие), которые позволяют использовать земли сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства исторически является специальным механизмом, направленным преимущественно на возмещение затрат на освоение сельскохозяйственных земель. Потери сельскохозяйственного производства выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижении плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Фактически выделение самостоятельного вида убытков в данном случае является дополнительным механизмом охраны земель сельскохозяйственного производства от использования их в иных целях. Порядок возмещения потерь сельскохозяйственного производства достаточно трудоемкий, а размеры возмещения - значительные.

Потери сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства могут быть причинены в связи с изменением статуса земельных участков путем изменения целевого назначения, а также без изменения статуса. В этом случае земельные участки в пределах целевой категории предоставляются для целей, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции или лесным хозяйством. Основанием для возмещения потерь является решение соответствующего органа государственной власти. Для земель сельскохозяйственного назначения - это органы государственной власти субъектов РФ (в соответствии с ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ФЗ о переводе земель из одной категорию в другую), а для земель лесного фонда - органы государственной власти РФ (в соответствии с ЛК).

2. Обязанность по возмещению потерь сельскохозяйственного производства возлагается на лиц, которым предоставляются сельскохозяйственные земли не для целей сельскохозяйственного производства, либо на лиц, в интересах которых устанавливаются охранные зоны.

К первой группе лиц относятся частные собственники земель сельскохозяйственного назначения, которые собираются изменить целевое назначение принадлежащих им участков, а также лица, использующие земли сельскохозяйственного назначения не для сельскохозяйственной деятельности. Это юридические лица, осуществляющие строительную деятельность по размещению на сельскохозяйственных землях линейных объектов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель из одной категорию в другую.