Файл: ЗК_комм_Боголюбов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3820

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установление на землях сельскохозяйственного производства охранных и санитарно-защитных зон также влечет необходимость возмещения потерь сельскохозяйственного производства. При этом необходимо иметь в виду, что возмещение потерь не порождает никаких прав на обремененный земельный участок у лица, в чьих интересах установлена охранная или санитарно-защитная зона. Установление охранной или санитарно-защитной зоны порождает лишь право требовать соблюдения ее правового режима у собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения.

3. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства может осуществляться путем внесения самостоятельного платежа либо входить в состав цены договора купли-продажи или аренды. Самостоятельным платежом возмещение потерь сельскохозяйственного производства является при бесплатном предоставлении земельного участка в собственность или постоянное (бессрочное) пользование. Земельный кодекс не содержит случаев бесплатного предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность. Однако такая возможность может быть предусмотрена законодательством субъектов РФ. Из перечня субъектов, которым земельные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, единственным легальным землепользователем на землях сельскохозяйственного производства могут выступать учреждения. Однако практика закрепления сельскохозяйственных земель за учреждениями не имеет широкого распространения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что бесплатное предоставление земель сельскохозяйственного производства, которое влечет возмещение потерь сельскохозяйственного производства, осуществляется крайне редко.

При продаже земельных участков возмещение потерь сельскохозяйственного производства входит в выкупную цену договора купли-продажи. Заключение договора аренды с возмещением потерь сельскохозяйственного производства представляет определенную сложность. Возмещение потерь не может быть включено в арендную плату, так как арендная плата - это плата за возможность использования земельного участка. Следовательно, возмещение потерь возможно либо включить в выкуп права аренды, либо предусмотреть в качестве самостоятельного платежа в рамках договора аренды (например, как обязанность арендатора по возмещению потерь сельскохозяйственного производства).

4. Порядок возмещения потерь сельскохозяйственного производства установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" (в ред. от 7 мая 2003 г.) <1>. Им утверждены нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, которые объединены в 13 зон и дифференцированы в зависимости от типов почв и территорий субъектов РФ, на которых они находятся.


--------------------------------

<1> САПП РФ. 1993. N 6. Ст. 483; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190; N 49. Ст. 4808; 1996. N 28. Ст. 3383; 1999. N 21. Ст. 2625; 2003. N 19. Ст. 1843.


Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижении плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья и в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств организаций, которым предоставляется земельный участок. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 <1> во исполнение Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140. Они определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и обязательны для использования всеми лицами.

--------------------------------

<1> БНА. 1996. N 4.


Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.

Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:

- при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;


- при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;

- при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;

- при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также при отводе земель под кладбища из состава государственных и муниципальных земель;

- при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

5. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, а также стоимость мелиоративных объектов, построенных за счет бюджетных средств, зачисляются в трехмесячный срок после отвода земельного участка в натуре в бюджет соответствующего органа местного самоуправления согласно классификации его доходов и расходов.

Расходование поступивших средств осуществляется на проведение мероприятий по повышению плодородия почв. Финансирование освоения новых земель для сельскохозяйственного производства зависит от трех факторов: наличия соответствующей расходной статьи в муниципальном бюджете, согласования намерения освоения земель с органом государственной власти субъекта РФ и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

6. Пункт 6 комментируемой статьи признан утратившим силу ФЗ о введении в действие ЛК.


Глава IX. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ

ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ


Статья 59. Признание права на земельный участок


Комментарий к статье 59


1. Признание права на земельный участок является одним из 11 способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК. Применение данного способа возможно только судом. Признание судом принадлежности права конкретному лицу исключает возникающие сомнения в наличии у него субъективного права, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов.

Признание права в судебном порядке зависит от наличия или отсутствия спора о праве на земельный участок.

При наличии спора, например в случае оспаривания права, признание права осуществляется судом при рассмотрении предъявленного об этом иска. Как правило, решение о признании права предшествует рассмотрению дела о виндикации земельного участка. Также признание судом права собственности необходимо и при удовлетворении иска об исключении имущества из акта описи (об освобождении от ареста), составленного судебным приставом-исполнителем при наложении ареста на имущество должника <1>.


--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1999. N 1. С. 14.


При отсутствии спора о праве возможно установление факта добросовестного, открытого и непрерывного владения недвижимым имуществом как своим собственным путем подачи заявления в суд об установлении факта, имеющего юридическое значение, в порядке особого производства (ст. 264 ГПК, ст. ст. 30, 217 - 222 АПК).

2. Решение суда служит основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. В соответствии со ст. 17 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество вступившие в законную силу судебные решения включены в перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Понятие "судебное решение" может быть определено как вступившее в силу постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда, урегулирован ст. 28 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Момент возникновения права определяется решением суда. Регистратор права на недвижимое имущество и сделок с ним не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

В случае если решение суда не содержит сведений, которые регистратор прав обязан внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистратор прав или правообладатель при наличии в письменной форме заключения регистратора прав могут запросить суд о порядке исполнения данного решения.

Как способ защиты прав на землю предъявление требования о признании права на земельный участок часто используется в судебной практике. Например, при рассмотрении дела Арбитражным судом Владимирской области был удовлетворен иск ЗАО к администрации города Владимира о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на основании ст. 37 "Переход права на земельный участок при переходе права собственности на строение и сооружение" ЗК РСФСР. Это решение было оставлено без изменения Постановлением ФАС Волго-Вятского округа.


Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения


Комментарий к статье 60


1. Комментируемая статья содержит два возможных варианта защиты права на земельный участок:

- восстановление нарушенного права;

- пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения.

Существует терминологическое расхождение между названием статьи и ее содержанием. В названии статьи говорится о "восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок", а в содержании - о "восстановлении нарушенного права".


В качестве действий, нарушающих права на земельный участок, прямо названы два: издание акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок, и самовольное занятие земельного участка.

Способы и последствия признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, рассматриваются в комментарии к ст. 61 ЗК.

Самовольное занятие земельного участка определяется в ст. 7.1 КоАП в качестве правонарушения, которое, помимо самовольного занятия земельного участка, признает также незаконным использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. В рамках гражданского процесса самовольное занятие земельного участка может быть пресечено также путем подачи виндикационного иска.

Восстановление нарушенного права обеспечивается различными установленными законом способами защиты права. Поэтому для восстановления нарушенного права могут быть применены все предусмотренные ЗК, а также иными федеральными законами способы защиты нарушенного права.

Например, в соответствии со ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В их сумму могут быть включены расходы, которые пострадавшее лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, расходы в размере утраты или повреждения имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

2. Пресечение действий, нарушающих права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, относится к самостоятельному способу защиты прав на землю.

Не соответствующие законодательству акты исполнительных органов государственной власти или акты органов местного самоуправления могут быть признаны недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК.

Возможность приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления предусмотрена в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14 декабря 1995 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.


В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.