Файл: ЗК_комм_Боголюбов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3826

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все условия выкупа земельного участка должны быть закреплены в письменном соглашении с его собственником. Если вместо выкупа предоставляется равноценный земельный участок, то его стоимость засчитывается в общую выкупную цену изымаемых объектов недвижимости (земельного участка, строений, многолетних насаждений, водных источников) и размера возмещения возникающих при этом убытков. Выкуп земельного участка должен производиться по его рыночной стоимости.

Выбор земельного участка под строительство осуществляется органом местного самоуправления. На стадии предварительного согласования места размещения объекта орган местного самоуправления уведомляет собственников земельных участков, которые планируется выкупить для государственных или муниципальных нужд, об их возможном выкупе. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе, к которому прилагаются расчеты убытков его собственника, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. Акт выбора утверждается решением уполномоченного органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта. Это решение может быть обжаловано в суд любым заинтересованным лицом, включая собственника земельного участка.

Возможно возникновение споров по двум вопросам. Первый - возражение собственника земельного участка против изъятия у него участка. Выбор земельного участка для строительства детально регламентирован земельным законодательством (ст. 31 ЗК), и вариантов может быть несколько с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах. Варианты размещения будущего объекта проходят процедуры согласования <1>. При этом ЗК (ст. 31) наделяет всех граждан, общественные организации (объединения) и органы территориального, общественного самоуправления правом участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих участков для строительства.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий судебной практики. Вып. 8. М., 2002. С. 29 - 43.


В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей при предоставлении земельных участков для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по решениям органов власти, затрагивающим законные интересы названных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны принимать решения о предварительном согласовании мест размещения будущих объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.


Второй возникающий при выкупе участка вопрос - возражение собственника земельного участка по предложенной выкупной цене или другим условиям выкупа.

Акт о выборе земельного участка сопровождается расчетом выкупной цены изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также убытков, которые причиняются собственнику изъятием участка.

Земельный участок, предоставляемый взамен изымаемого, не может быть меньшей ценности, он может быть либо равноценным, либо иметь большую цену. Земельные участки большей ценности могут предоставляться по усмотрению соответствующего органа. При этом требование о равноценности распространяется на любые земельные участки и определяется по различным критериям. Для земельного участка сельскохозяйственного назначения равноценность определяется, в частности, плодородием почвы, для земельного участка под строительство - размерами, плотностью грунта и т.д.

Предоставление другого земельного участка взамен изымаемого производится вместо его выкупа, поэтому допускается только с согласия собственника, что не освобождает от обязанности возмещения ему всех остальных убытков. Количество земельных участков, предоставляемых на выбор собственнику, законом не установлено. Следовательно, соответствующий орган не обязан предлагать собственнику различные варианты земельных участков.

Земельный участок может предоставляться из фонда перераспределения земель или других земель, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Недвижимое имущество (здания, сооружения и др.), находящееся на земельном участке, изъятие которого обусловлено государственными или муниципальными нуждами либо ненадлежащим использованием земли, выкупается у собственника или продается с публичных торгов только по решению суда. Подробный порядок выкупа и продажи этого имущества регулируется ст. ст. 279 - 282 и 284 - 286 ГК. При определении законности изъятия имущества нужно руководствоваться ч. 3 ст. 35 Конституции РФ и положениями данной статьи. Основания, условия и порядок возмещения установлены в ЗК (ст. ст. 49, 55, 57, 63).

Очевидно, что изъятие земельных участков для определенных целей, как правило, несовместимо с нахождением на этих участках принадлежащих бывшему владельцу строений и иных объектов недвижимости. Кроме того, закон стремится исключить случаи принадлежности земельного участка и находящейся на нем недвижимости разным лицам, не связанным между собой договором об использовании участка. Поэтому изъятие участка влечет за собой и изъятие объектов недвижимости на условиях возмездности.

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно расположено, во всех случаях, предусмотренных комментируемой статьей, носит возмездный характер и может осуществляться посредством выкупа государственным или муниципальным образованием либо путем продажи с публичных торгов. Порядок организации и проведения публичных торгов установлен ст. ст. 447 - 449 ГК. В случае выкупа цена определяется в соответствии с правилами ст. 281 ГК. В выкупную цену включается не только рыночная стоимость самого земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, но также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, в том числе убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, включая упущенную выгоду.


Собственнику возмещается стоимость строений, жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или расходов по переносу их на новое место, стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства.

Оценка жилых домов, других зданий, сооружений производится по сметной стоимости (по типовым проектам) строительства новых зданий, объектов и сооружений. Незавершенное строительство и неплодоносящие насаждения оцениваются по фактически произведенным объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земельного участка.

Подпункт 3 п. 1 комментируемой статьи (относительно возмещения всех убытков, возникающих при изъятии земель) корреспондирует со ст. 62 ЗК. Это представляется неверным, так как ст. 62 посвящена возмещению неправомерных убытков, причиненных правонарушением, в то время как изъятие земель для государственных (муниципальных) нужд с соблюдением всех необходимых условий приводит к причинению убытков правомерными действиями.

Положения ст. 63 ЗК сформулированы с учетом положений гл. 17 ГК о правах на землю. Во избежание противоречий между этими кодексами некоторые положения ГК были почти дословно воспроизведены в ЗК.

Для расчета убытков собственников земельных участков принимается стоимость их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков. Последнее правило противоречит принципу полного возмещения причиненных убытков, установленному комментируемой статьей, поскольку с момента принятия решения об изъятии земельного участка и до самого выкупа проходит не менее чем год, исходя из смысла п. 3 ст. 279 ГК. Поэтому расчет убытков и выкупной цены земельного участка должен производиться на момент заключения соглашения о выкупе.

В расчет убытков включаются не только фактически понесенные собственником расходы, но также и расходы, которые он может понести в будущем в связи с прекращением права собственности на земельный участок. Особой категорией являются убытки, понесенные в связи с досрочным прекращением обязательств собственника земельного участка перед третьими лицами. С одной стороны, эти убытки могут заключаться в упущенной выгоде (например, неполучение арендной платы за земельный участок), с другой стороны, - в возмещении третьим лицам убытков собственником участка и выплате штрафных санкций в связи с досрочным прекращением обязательств.

Руководствуясь требованиями разумности и справедливости, убытки, причиненные третьим лицам в связи с досрочным прекращением обязательств, должны быть возмещены собственником, тем более что он, в свою очередь, вправе требовать включения названных сумм в состав выкупной цены земельного участка. Однако собственник участка, не являющийся предпринимателем или коммерческой организацией, несет ответственность перед своими контрагентами по обязательству лишь при наличии вины в неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств. Собственник - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация несет ответственность вне зависимости от вины, а от ответственности его освобождают обстоятельства непреодолимой силы - чрезвычайные и непредотвратимые в данных условиях обстоятельства. Принятие государственным органом решения о выкупе как раз и является обстоятельством, непреодолимым для собственника, которое должно освобождать его от ответственности перед своими контрагентами, в том числе от обязанности возместить причиненные им убытки. Исходя из содержания действующего законодательства, если собственник не согласен с изъятием и изъятие происходит в принудительном порядке по решению суда, убытки, причиненные контрагентам собственника земельного участка, останутся непогашенными. В случае заключения соглашения о выкупе, в котором собственник вправе оговорить условия, позволяющие ему погасить убытки своих контрагентов и выплатить им штрафные санкции, ссылка на изъятие земельного участка как на обстоятельство, не зависящее от воли собственника, неправомерна. Вместе с тем для устранения юридической неопределенности в договорах, которые могут быть прекращены в связи с изъятием у собственника земельного участка, целесообразно прямо предусмотреть обязательство собственника возместить его контрагенту убытки, вызванные досрочным прекращением обязательства.


В убытки включаются и те затраты, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.

Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд регулируется ст. 57 ЗК.

Вместо выкупной цены и убытков собственник может согласиться на предоставляемый (взамен изымаемого участка) другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Расчеты за находящуюся на прежнем земельном участке недвижимость производятся отдельно, сверх взаиморасчетов по этому участку.

3. Следует отметить, что между государственной регистрацией решения об изъятии земельного участка и уведомлением о нем его правообладателя не должно пройти много времени, поскольку необходимо соблюсти срок, установленный п. 2 ст. 63 ЗК. В течение этого срока правообладатель может распоряжаться своим земельным участком любым законным способом.

После принятия решения об изъятии земельного участка правообладатель может продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Собственник вправе осуществлять свои права по своему усмотрению, производить необходимые затраты по поддержанию земельного участка в надлежащем состоянии. Однако общий объем полномочий по использованию земельного участка частично сокращается. Из него следует необходимость корректировки пользования земельным участком таким образом, чтобы на правообладателя не были отнесены затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением зданий и сооружений на нем, т.е. касающиеся вложений в недвижимость. Лица, которым предоставляется изымаемый земельный участок, не обязаны оплачивать любые указанные затраты, они могут оспорить их в судебном порядке. Правообладателям земельных участков, предназначенных для изъятия для государственных или муниципальных нужд, следует воздержаться от финансирования каких-либо улучшений участка, и в особенности от застройки участка после получения уведомления об его изъятии.

Расходы собственника земельного участка по застройке (переоборудованию, перестройке) участка зданиями капитального типа, произведенные уже после уведомления о предстоящем изъятии, не возмещаются и во взаиморасчетах не учитываются.


Следует заметить, что комментируемая норма говорит не о прямом запрете на возмещение собственнику убытков, связанных с созданием объектов и производством улучшений на земельном участке после регистрации решения об изъятии. Напротив, и в соглашении, и в решении суда может предусматриваться обязанность возместить собственнику такие убытки. Однако будет ли на государственный орган возложена такая обязанность или нет, заранее неизвестно. При рассмотрении спора решение о размере и порядке возмещения убытков остается на усмотрение суда. Именно поэтому комментируемая статья говорит о том, что на собственнике лежит риск отказа со стороны суда удовлетворить требования собственника о возмещении убытков.

4. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с ФЗ об оценочной деятельности, это вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость существенно отличается от кадастровой стоимости, которая устанавливается по Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 <1>. Причем кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (ст. 66 ЗК).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709.


На практике именно цена выкупа вызывает наибольшее напряжение в отношениях с собственником. Наиболее распространенными существующими методиками оценки являются:

- доходная, когда стоимость определяется исходя из доходов, получаемых при использовании участка по целевому назначению;

- затратная, когда стоимость определяется исходя из объема вложений в участок, необходимых для использования участка по целевому назначению (например, затраты на строительную деятельность на участке, предназначенном для строительства);

- методика сравнительных продаж, когда цена выкупа определяется исходя из существующих предложений продажи и покупки аналогичного участка.

Также встречается комбинированная методика, которая в нарушение всех принципов экономической теории предлагает суммирование трех вышеизложенных методик и деление полученного значения на три. Разумеется, подобная методика не может быть признана надлежащей ни в коем случае.

Как правило, ожидания собственника относительно выкупной цены значительно превышают и фактическую стоимость, и предполагаемые затраты заинтересованного заказчика на выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Это порождает большое количество конфликтов, которые зачастую не разрешаются даже на основании решения суда. Публичные интересы ставятся в зависимость от корыстных интересов частных собственников, которые зачастую в свое время получили земельные участки бесплатно в рамках реализации государственной земельной политики, а сейчас пытаются максимально нажиться на том, что на их участках планируется осуществление государственных или муниципальных нужд.