Файл: ЗК_комм_Боголюбов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3825

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) занятых особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) участков из состава земель лесного фонда;

5) занятых находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом либо договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельных участков.


3 - 4. Плательщиками арендной платы являются арендаторы земельных участков.

Ставки арендной платы за земли, на которые разграничена государственная собственность, устанавливаются Правительством РФ (если земли находятся в федеральной собственности), органами исполнительной власти субъектов РФ (если земли находятся в собственности субъектов РФ) и органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (если земли находятся в собственности муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения). Например, все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Поэтому ставки платы за аренду лесных участков из состава земель лесного фонда утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года N 310 (в ред. от 6 мая 2008 г.).

Размер арендной платы за земли, на которые не разграничена государственная собственность (например, занятые городскими лесами), должен устанавливаться договором аренды земельного участка, сформированного из состава таких земель, стороной которого является, как правило, соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение неразграниченными в государственной собственности земельными участками Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ (см. комментарий к ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК).

Во всех случаях, в том числе если земельный участок находится в частной собственности (физического или юридического лица, общей собственности частных лиц), размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения должны указываться в договоре аренды в качестве существенных условий, без соблюдения которых он не может считаться заключенным и быть зарегистрирован (если заключался на срок один год или более).

5. См. комментарий к ст. 66 ЗК.


Статья 66. Оценка земли


Комментарий к статье 66


1. Оценка земли может быть кадастровой и рыночной.

Если кадастровая стоимость земельного участка определяется для исчисления земельного налога с него, то рыночная стоимость - для совершения сделки с таким участком (продажа, аренда и др.) в соответствии с ФЗ об оценочной деятельности, который, в частности, обязывает устанавливать рыночную стоимость объектов оценки (а значит, и земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых частным лицам. Оценка проводится специализированной, имеющей на это право организацией-оценщиком в соответствии с заключаемым с ней договором за плату. Она составляет отчет о рыночной стоимости земельного участка, обосновывая ее различными аргументами.

Однако рыночная стоимость земельного участка - величина весьма непостоянная. На нее влияют множество факторов: плотность грунта на участке, условия проезда к нему, наличие или отсутствие рядом экологически вредной деятельности, обеспеченность инженерными коммуникациями, социальной инфраструктурой и др. Стоимость земли, в том числе кадастровая, как правило, постоянно растет. Например, Постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 ноября 2006 г. N 516 была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения, которая по сравнению с предыдущей возросла примерно в 2 - 2,5 раза.


В связи с этим один и тот же земельный участок даже в течение одного года может значительно различаться по рыночной стоимости, что порождает судебные споры, в том числе если обжалуется отчет о рыночной стоимости (оценке) земельного участка. Соответственно, должна изменяться и кадастровая стоимость земельного участка, определяемая согласно п. 3 комментируемой статьи.

Другими словами, подлинно рыночная стоимость земельного участка, как и ряда других объектов имущества, - это стоимость, за которую продавец в данное время согласен его продать, а покупатель согласен купить. "Утвержденной" рыночной стоимости земельного участка, действующей неопределенное время, не может быть.

2 - 3. Кадастровая стоимость земельных участков утверждается нормативно высшим органом исполнительной власти субъекта РФ для различных категорий и видов земель во исполнение Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (в ред. от 17 сентября 2007 г.) <1> (взаимосвязанного с комментируемой статьей) для исчисления земельного налога. Однако кадастровая оценка земель для установления кадастровой стоимости земельных участков не проводится, если определена рыночная цена земельного участка: в этом случае кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709; 2006. N 16. Ст. 1744; N 52 (ч. 3). Ст. 5587.


Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО,

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД


Статья 67. Государственный мониторинг земель


Комментарий к статье 67


1. Исходя из положений ЗК государственное управление в области осуществления мониторинга земель, равно как и государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного кадастра недвижимости, является полномочием Российской Федерации.

Согласно установленным Кодексом требованиям государственный мониторинг земель - это система упорядоченных научно обоснованных действий по наблюдению за состоянием земель. В данном случае имеется в виду наблюдение за качественным состоянием земель в Российской Федерации как природного ресурса.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации, вне зависимости от установленных категорий и права собственности.

При осуществлении мониторинга земель следует обратить внимание на то, что рядом федеральных законов в свое время были установлены особые нормы мониторинга земель отдельных категорий.

Так, ст. 21 ФЗ "О мелиорации земель" установлено, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и дается их оценка.


При этом мелиорированные земли, согласно тому же Федеральному закону, - это земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия, заключавшиеся в проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнении пастбищ, создании систем защитных лесных насаждений, проведении культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научном и производственно-техническом обеспечении указанных работ.

В то же время исходя из требований ЗК положения о мониторинге земель, содержащиеся в иных федеральных законах, не должны противоречить ЗК. В приведенном выше примере мы видим, что ФЗ "О мелиорации земель" не вводит самостоятельный вид мониторинга мелиорированных земель, но констатирует, что мониторинг таких земель осуществляется в рамках общей системы государственного земельного мониторинга.

Поскольку основной задачей мониторинга земель является отслеживание качества земли как природного объекта, действия по осуществлению мониторинга земель должны быть сопоставлены с мониторингом окружающей среды в целом.

Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Однако, в отличие от государственного мониторинга земель, государственный мониторинг окружающей среды осуществляется не только органами государственной власти РФ, но и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

При этом государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

2. Содержание п. 2 комментируемой статьи разъясняет основное назначение мониторинга в системе управления земельными ресурсами. В целом мониторинг земель в Российской Федерации проводится для получения достоверной информации о качественном состоянии земель. Информация, полученная в результате мониторинга, по общему представлению не требует дополнительных доказательств и служит основой для осуществления иных функций государства по управлению земельными ресурсами.

При этом данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются также для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.


Так, в частности, согласно Правилам использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112 <1>, данные мониторинга используются для целей установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 866.


С учетом данных мониторинга земель осуществляется также подготовка предложений по консервации земель на основании Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830.

Исходя из подп. 3 п. 2 комментируемой статьи гражданам и юридическим лицам должен быть обеспечен доступ к информации, полученной в результате мониторинга, в том числе и потому, что сведения о состоянии земель являются частью информации о состоянии окружающей среды.

Федеральным законом "Об охране окружающей среды" установлено, что информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного кадастра недвижимости и мониторинга земель.

3. Как следует из комментируемой статьи, действия по мониторингу подразделяются на федеральные, региональные и местные. Мониторинг подразделяется, таким образом, в зависимости не от полномочий, а от той задачи, которая ставится перед мониторингом, и от того, на какой территории он проводится. В то же время субъекты РФ и органы местного самоуправления, не обладая полномочиями в области государственного мониторинга земель, могут принимать региональные (межмуниципальные) и местные программы, решающие задачи мониторинга.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель, согласно ЗК, устанавливается Правительством РФ, а именно на основании Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" <1>.