ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3782
Скачиваний: 1
1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
5) наземные сооружения и инфраструктуры спутниковой связи.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд связи, являются ограниченными в обороте (подп. 8 п. 5 ст. 27 ЗК). Изъяты из оборота лишь земельные участки, занятые линиями связи, возведенными в интересах охраны Государственной границы (подп. 10 п. 4 ст. 27 ЗК).
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 29 апреля 2008 г.) <1> к землям связи (за границей населенных пунктов) относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Размеры таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности, градостроительной и проектной документацией. Сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи установлены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 68 <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636; N 10. Ст. 1069; N 31 (ч. 1). Ст. 3431; Ст. 3452; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 8.
<2> СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 650.
Разновидностью земель связи являются земли почтовой связи. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. от 26 июня 2007 г.) <1> земельные участки под строительство зданий и сооружений для прижелезнодорожных почтамтов, отделений перевозки почты при авто-, железнодорожных станциях, аэропортах, морских и речных портах, пристанях должны предоставляться в непосредственной близости от зданий вокзалов, а под строительство городских почтамтов и узлов почтовой связи - в центральной части города, с обеспечением условий для обмена почтовых отправлений, доставляемых автомобилями, почтовыми вагонами, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. Земельные участки почтамтов и узлов почтовой связи в городах относятся к категории земель населенных пунктов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697; 2003. N 28. Ст. 2895; 2004. N 35. Ст. 3607.
Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 <1>. В соответствии с ними минимальная охранная зона с особыми условиями пользования для линий связи составляет не менее 2 м с каждой стороны. Для соблюдения этих условий в лесных массивах и зеленых насаждениях создаются просеки. Деревья, создающие угрозу проводам и опорам линий связи (готовые упасть), должны быть вырублены с соблюдением требований лесного законодательства.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2396.
На трассах радиорелейных линий связи в целях предупреждения экранирующего действия распространению радиоволн эксплуатирующие предприятия определяют участки земли, на которых запрещается возведение зданий и сооружений, а также посадка деревьев. Расположение и границы этих участков предусматриваются в проектах строительства радиорелейных линий связи и согласовываются с органами местного самоуправления.
При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки должна делаться отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования. Думается, предоставление земельных участков для сельскохозяйственных целей в таких зонах необходимо исключить, так как указанные объекты оказывают вредное воздействие на здоровье людей и сельскохозяйственные культуры.
На производство всех видов работ, связанных со вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 м), должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или радиофикации. Лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, по которым проходят линии связи и радиофикации, обязаны обеспечивать техническому персоналу беспрепятственный доступ к этим линиям для ведения работ на них (при предъявлении документа о соответствующих полномочиях). Лица, производящие земляные работы, при обнаружении подземных кабельных линий связи, не обозначенных в технической документации, обязаны немедленно прекратить эти работы, принять меры к обеспечению сохранности подземного кабеля связи и сообщить об этом ближайшему предприятию связи или в отдел архитектуры при соответствующем органе исполнительной власти.
Техническому персоналу предприятий, эксплуатирующих линии связи и радиофикации, предоставляется право беспрепятственного прохода, а при проведении ремонтно-восстановительных работ - также право беспрепятственного бесплатного проезда в охранные зоны в любое время суток. Предприятиям, в ведении которых находятся линии связи и радиофикации, в охранных зонах разрешается:
а) устройство за свой счет дорог, подъездов, мостов и других сооружений, необходимых для эксплуатационного обслуживания линий связи и радиофикации на условиях, согласованных с правообладателями земельных участков;
б) разрытие ям, траншей и котлованов для ремонта линий связи и радиофикации с последующей их засыпкой;
в) вырубка отдельных деревьев при авариях на линиях связи и радиофикации, проходящих через лесные массивы, в местах, прилегающих к трассам этих линий, с последующей очисткой мест рубки от порубочных остатков и соблюдением требований лесного законодательства.
После выполнения ремонтных работ предприятия, в ведении которых находятся линии связи и радиофикации, должны привести сельскохозяйственные угодья в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства, а также возместить правообладателям земельных участков убытки, причиненные при производстве работ.
Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
Комментарий к статье 92
1 - 2. Согласно ст. 92 ЗК землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности. Земли, занятые объектами космической инфраструктуры, отнесены к ограниченно оборотоспособным (подп. 9 п. 5 ст. 27 ЗК), что представляется неверным, поскольку к таким объектам относятся космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов и другие объекты. Указанные земли должны быть изъяты из оборота и находиться в федеральной собственности.
3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у правообладателей земельных участков не изымаются. Если ракеты запускаются с космодромов и полигонов Минобороны России, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 (в ред. от 2 июля 2003 г.) <1> Минобороны России обязано возмещать правообладателям земельных участков "прямой материальный и экологический ущерб", причиненный таким падением. Использование районов падения должно осуществляться в соответствии с договорами, заключаемыми Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы. В договорах нужно предусматривать:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2235; 1998. N 14. Ст. 1587; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2815.
- установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды;
- обеспечение безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет;
- установление порядка возмещения ущерба и возвращения районов падения в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования;
- проведение работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет;
- определение объемов и сроков экологических обследований районов падения;
- компенсационные выплаты субъектам РФ за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).
Из данных положений следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ должны выделять Минобороны России преимущественно те земли, которые не заселены и не застроены. Площади таких земель должны быть очень большими.
Статья 93. Земли обороны и безопасности
Комментарий к статье 93
1 - 7. К землям обороны и безопасности относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов, организаций, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, охране Государственной границы РФ, безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО). В целях обеспечения безопасности хранения военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
К землям обороны относятся также земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.). При необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их правообладателей не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) <1> сведения в военной области об отводе земель для режимных и особо важных объектов составляют государственную тайну.
--------------------------------
<1> РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.
В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" (в ред. от 4 декабря 2007 г.) в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости - по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта. Пограничники в целях защиты и охраны Государственной границы РФ имеют право доступа на любые земельные участки в пределах приграничной территории.
Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в ЗАТО земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Соответствующие органы должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами ЗАТО (п. 4 ст. 93 ЗК).
Согласно ст. 6 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. В ЗАТО особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
И ОБЪЕКТОВ
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
Комментарий к статье 94
1. Выделение в земельном законодательстве земель особо охраняемых территорий имеет свой смысл и определенные правовые последствия. Дело в том, что все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст. ст. 12 - 14 ЗК. Назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий изложены в ст. 94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий" ЗК.
Эта категория земель отличается и отделяется от иных категорий земель тем, что имеет свои правовые и финансовые последствия. Так, в решении Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2004 г. по делу N А41-К2-2460/04 было указано, что земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, не относятся к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, и, следовательно, применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога за указанные территории необоснованно.
2. В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите различных видов особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления: площадь этих земель неуклонно возрастает <1>.
--------------------------------
<1> См.: государственные (национальные) ежегодные доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации; Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.: ИГП РАН, 1999; Земельное право Российской Федерации. Законодательство. Ведомственные нормативные акты. Судебная практика / Под ред. Н.Н. Осокина. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995; Земельное право России: Практикум / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: ЕК, 2001, 2005; Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 2005.